Открывая мир общения

Так, или иначе, наш мир давно и надежно связан. Поднимая трубку телефона или набирая номер, мы давно уже не задумываемся о чудесах современных технологий, которые позволяют в доли секунды соединиться с абонентом на другом конце земного шара. Или в соседней комнате. С точки зрения физических действий это – непринципиально.

Но есть и некоторые отличия. Самое важное для конечного пользователя – это стоимость, цена услуги. Если абонент находится в соседней комнате, она незначительна (специфические случаи рассматривать не будем). Если на другом конце земного шара… Вот в этом то вся и загвоздка. Стоимость звонка приближается к существенной сумме, которую не каждый готов отдать за возможность поболтать. Почему так происходит?

Обычные линии связи построены таки образом, что внутренний трафик (это может быть голос, факс и т.д.) не является очень дорогим для организации, предоставляющей услуги связи. Это происходит потому, что оборудование – линии связи, коммутаторы и т.д., принадлежат этой организации и ею же эксплуатируются. Но все меняется, когда сигнал должен пересечь границы владений оператора.

Тут вступают в силу определенные соглашения, без которых проход сигнала невозможен. Задействуется оборудование часто не одного другого оператора связи, и всем им требуется оплата. Именно это и делает общение между двумя удаленными абонентами слишком дорогим удовольствием. Кроме того, очень часто до сих пор звонок по обычному проводному телефону вызывает коммутацию существующих линий связи, в результате которой абоненту предоставляется на определенное время выделенная линия для разговора, что еще больше повышает цену вопроса.

Но, человек ненасытен. Он ищет способ обойти существующие принципы связи, и говорить друг с другом, не привлекая к процессу самого разговора операторов связи. И такой способ существует.

Речь идет о так называемой IP-телефонии. Начав строить систему Интернет-каналов, человечество задумалось, а нельзя ли использовать ее для передачи голоса? Ведь сам голос без труда удается оцифровать (то есть подготовить к передаче по цифровым каналам) уже довольно давно.

Первым шагом на пути к безграничному общению были программы, позволяющие при наличии микрофона общаться голосом на любых расстояниях через сеть Интернет. Два компьютера, с установленными такими программами, могли связать невидимой нитью их владельцев и передавать речь сколь угодно долго без существенных расходов. И действительно. Из списка затрат исключаются два важных пункта – оператор связи и линии связи. Первое вообще не нужно по причине индивидуальности – разговор идет по принципу точка – точка, никаких посредников кроме собственно провайдера сети Интернет, не требуется. Линии связи задействуются крайне незначительно для передачи речи, и, кроме того, в случае перегрузки на каком-либо из участков сети Интернет трафик (голос, преобразованный в цифровой поток данных, и передаваемый по сети Интернет) пойдет по другому, более свободному пути. Конечным абонентам этот процесс не будет заметен, самое важное, они оба буду слышать голоса друг друга, как будто говорят по телефону. Но видимо самое важное то, что не требуется выделения какой-либо специальной линии для создания канала. Вся информация передается по и так существующим сетям. А, как всем известно, Интернет не имеет границ, роуминга, международного доступа и т.д. Другими словами, прохождение сигнала от оператора к оператору практически не тарифицируется.

Справедливости ради стоит отметить, что такая тарификация все же присутствует. Но только применительно к гораздо большим объемам данных, и цены при пересчете на голосовой трафик крайне незначительны. Настолько – что ими пренебрегают. Другими словами, при общении через сеть Интернет вы платите только за сам факт пользования интернетом – в том или ином виде. И больше ни за что. Смотрите ли вы странички, отправляете ли почту, говорите ли вы с другом через океан – цена будет одна и та же.

Свою роль тут играет и то, что современные компьютеры без труда сжимают речь очень эффективными алгоритмами сжатия речи. Так же как огромный цифровой поток DVD размером 4,7 гигабайт удается ужать до размеров болванки CD – 700 мегабайт, так же существуют и методы сжатия голоса. Они применяются, к примеру, в тех же фильмах на CD, всеми операторами связи GSM т т.д. Одни алгоритмы обеспечивают большее качество звука, другие – больший коэффициент сжатия, но так или иначе этот факт  позволяет снижать загрузку канала данных. Это крайне важно, так как до сих пор многими пользователями используется слабый канал передачи данных типа Dial-Up – обычное модемное соединение. Говорить по нему возможно, но лучшее качество достигается, как правило, только при использовании более высокоскоростного соединения, к примеру, ADSL. Уже скорости 128 на 128 вполне достаточно для комфортного общения.

Есть и другие проблемы. Если хорошо вдуматься в ситуацию, становятся понятными определенные ограничения, или неудобства для пользователей. Ведь что бы разговор состоялся, требуется договоренность между двумя пользователями – надо установить одинаковые программы, в одно время запустить их на компьютерах… Собственно, требуется ведь еще и сам компьютер!

И вот тут пришла пора для следующего шага, который был совершен очень быстро. Программы научились слушать Интернет, тихонько сидеть в памяти компьютера и ждать команды на звонок или собственно самого звонка от другого абонента. На сегодняшний день таких программ – очень много. Любая уважающая себя система обмена мгновенными сообщениями считает необходимым предоставлять подобный сервис своим пользователям. Перечислять их нет необходимости, давайте просто подробнее остановимся на самой популярной в последнее время – Skype.

По-русски это слово произносится как «скайп». Эта программа буквально завоевала весь мир, став лидером IP-телефонии. В любом уголке нашей планеты, там, где есть Интернет, знают и о Skype.

Продолжение статьи.... 

Андрей Кухарчик
admin@virtualbrest.com
https://virtualbrest.ru
Skype: virtualbrest

разрешена свободная публикация материала
без сокращений и с указанием данных автора