Тишь и спокойствие — это не для них. Наемный труд с девяти до семнадцати — тоже. Они выбирают риск и азарт свободного предпринимательства, потому что у них — особый склад мышления и характера. Всё это — про участников Конкурса предпринимательских идей, который уже второй раз проводит в Республике Беларусь старейшая отечественная Бизнес-школа ИПМ. Не так давно первый этап конкурса — презентации отобранных экспертным жюри бизнес-проектов — прошел и в Бресте. О нем, в подробностях и под не совсем обычным углом, мы и расскажем в этой статье.
Словарная работа
Давайте для начала вспомним значения тех слов, из которых складывается аббревиатура КПИ (Конкурс предпринимательских идей), хорошо знакомая многим инициативным и «беспокойным» в самом лучшем, предпринимательском смысле этого слова, брестчанам. Вспомним, чтобы задать базовые координаты для конечной точки нашего небольшого путешествия по бурному океану Presentation Pitch – первого этапа КПИ, прошедшего в Бресте 23 февраля сего года. Эти координаты очень важно не упускать из виду, оценивая тот фейерверк идей, который имел место в уютном офисе Брестского регионального представительства Бизнес-школы ИПМ в День Защитника отечества.
- Предприниматель
Человек, который решается на предприятие - дело или начинание, связанное с созданием или организацией чего-либо. Он создает то, чего раньше не было - открывает и ведет собственное дело (бизнес), не имея никаких гарантий того, что вложенные им деньги окупятся.
- Предпринимательская идея
Прежде всего - способ понизить риск возможной потери: денег, времени, сил и т.д. В основе предпринимательской идеи – потребность, которую собирается удовлетворять предприниматель в ходе своей деятельности. Не его (!) потребность, а окружающих – тех, кого по-научному принято называть целевой аудиторией или, что чаще – рынком.
- Конкурс
Конкурс – это соревнование с целью определить лучшего среди участников. В данном случае – выбрать самую интересную, проработанную и жизнеспособную предпринимательскую идею (бизнес-идею).
Presentation Pitch и великая пирамида
Психологи часто шутят, что есть только одна по-настоящему великая пирамида, и она ничего общего не имеет с древнеегипетскими пирамидами в Гизе – это пирамида потребностей Абрахама Маслоу. В ней бывает до «семи» этажей, но для классификации идей, представленных участниками Presentation Pitch, мы обойдемся базовым вариантом – из пяти.
Итак, согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу, все человеческие потребности (то, что побуждает человека совершать те или иные действия) делятся на:
- Физиологические - есть, пить, спать, заниматься сексом
- Потребности в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне
- Социальные – потребности в одобрении, принятии и любви
- Статусные – потребность в успехе и его признании другими
- Духовные – познание, самопознание и самовыражение, потребность в красоте
Первый этаж – базовый, он есть у каждого из нас; пятый – наивысший, и как бы мы себе не льстили, далеко не у каждого он «достроен» (что уж греха таить, не у всех даже «запроектирован», но сейчас не об этом).
Соответственно, чем ближе к «базе» расположена потребность, которую собирается удовлетворять предприниматель, тем больше рынок для его предпринимательской идеи, её потенциальный охват. С другой стороны, на массовых рынках и конкуренция выше – не даром их называют «красными», имея в виду «кровь», проливаемую предпринимателями в борьбе друг с другом за клиента (кровь – это метафора ресурсов, конечно же). Если предприниматель «целится» в верхние этажи пирамиды Маслоу, он попадет в гораздо меньший сегмент рынка – в абсолютных цифрах – но зато представители этого сегмента могут обладать значительно более высокой покупательской способностью, что позволит ему вести бизнес с большей прибылью.
Итак, приступим-с. Разложим участников брестского этапа Presentation Pitch по полочкам… пардон, этажам пирамиды потребностей Абрахама Маслоу. Пять этажей, четырнадцать проектов – поехали!
Первый этаж: есть, пить, спать – и никакого секса.
Организация производства органических продуктов питания в Республике Беларусь
Проект, примечательный по ряду обстоятельств, а именно: а) уже давно действует; б) ничего не производит, а разъясняет фермерам, зачем им нужно представлять свою продукцию на международных выставках, и что дает статус «органический» продукции отдельному хозяйству; в) лоббирует интересы эко-фермерства в соответствующих государственных органах. Его реализацией занимается профессиональная команда, уверенная в своих силах, и для чего идея была подана на КПИ, - не совсем очевидно.
«Узнай страну на вкус»
Развлекательная и привлекательная надстройка над реально существующим агроусадебным бизнесом, которая может стать весьма успешным проектом не в последнюю очередь благодаря энтузиазму и увлеченности автора – Натальи Прокопук, хозяйки агроусадьбы «Валерия». Включает смелые эксперименты с национальной кухней – от реставрации до апгрейда в стиле fusion, а в высшей точке проекта явно просматривается международный кулинарный фестиваль… В общем, найти эксперта, который поможет с бизнес-планом – и в банк. Инвестор не нужен.
«Фрут Микс»
Суть проекта – в оксюмороне «полезный фаст-фуд». То есть – еда, которая готовится быстро, при вас, но не сочится жиром, не пачкает рук и внутренних органов. Из чего бы это? Правильно, из фруктов и овощей. Прозрачная одноразовая тара, быстрота компоновки, масса вариаций конечного продукта… Но вот беда: чтобы таким образом удовлетворять базовую потребность в еде (первый этаж) и здоровье (второй этаж), у потребителя должен быть «достроен» все-таки пятый этаж пирамиды – стремление к познанию, в том числе — и того, что такое хорошо и что такое плохо для его собственного организма. Но, судя по фонтанирующей энергетике автора проекта, Екатерины Дейнека, все преграды падут перед натиском неукротимой уверенности в успехе.
Второй этаж: безопасность, здоровье и комфорт
Центр реабилитации людей с вирусом гепатита С
Не без труда прорвавшись сквозь аюрведический туман, которым был окутан этот, в общем-то, вполне жизнеспособный и нужный проект, эксперты выяснили, что собственно центр как физическая площадка в данном случае как раз и не требуется. Цель проекта – пропаганда и реализация эффективного медпрепарата, а для этого вполне может быть использован интернет-маркетинг и онлайн-сопровождение клиентов.
Оздоровительный центр Family Dream
А вот в этом случае без центра не обойтись, поскольку концепция включает и янтарную комнату (но не ту, что была потеряна в Великую отечественную войну), и кусочек Мертвого моря, для имитации которого предлагается использовать белорусские соли. С точки зрения доказательной медицины, несколько смущает термин «целительный запах янтаря». Но определенную привлекательность для массового рынка с «недостроенным» пятым этажом пирамиды этот проект, безусловно, будет представлять.
«Единение природы и спорта»
Активный отдых для болельщиков, приезжающих в Брест на соревнования любимых команд - или, выражаясь еще проще, фан-клуб на свежем воздухе - предлагает организовать автор проекта. Из презентации не совсем понятно, как это всё же будет выглядеть, но в определенной категории свежести этой идее отказать сложно.
Приложение «Дневник студента»
Цель - организовать с помощью специального приложения комфортную среду для общения преподавателей и студентов. Профит, по замыслу авторов - в продаже приложения университетам. Сомнительно, ибо коммуникационные задачи, о которых говорилось в презентации проекта, студенты и администрация уже решают, и весьма успешно, на базе существующих социальных сетей. Бесплатно.
Третий этаж – принятие и любовь
«Медом намазано»
Просыпаетесь вы летним утром, в день своего рождения, выходите на балкон с чашечкой кофе - а в руки вам с неба валится симпатяга-медвежонок, традиционно плюшевый, но удивительно внезапный. Обалдеете? Конечно! Ощутите собственную значимость? Безусловно.
Ну, а если зима, пурга и тьма? Мало того, что квадрокоптер с медведем в таких условиях к вам не доберется, так еще и одна мысль о том, чтобы выйти на балкон, вызывает онемение конечностей.
В общем, проект душевный, зрелищный, но с таким количеством ограничений, что делает его реализацию не просто сезонной, а почти нерентабельной. Увы. Мы, к сожалению, не в Калифорнии, где подобным можно заниматься практически круглый год.
Четвертый этаж: статус (успех) и его внешняя поддержка.
Имидж-студия CHOICE
Авторы проекта предлагают услугу по созданию образов «под ключ»: анализ личности, изучение пожеланий, интерпретация собранных данных в духе актуальных трендов моды и стиля и - бац, алхимическое превращение! - полная перестройка образа клиента с гарантией стабильного вау-эффекта. Интересно? Да. Но от впечатления, возникшего после прочтения брифа о проекте, не осталось и следа по итогу презентации: оказывается, речь идёт о еще одном салоне красоты. Зачем?
Digital-агентство PARADIGM
Проект агентства digital-маркетинга есть далеко не новая, но для Бреста пока ещё актуальная бизнес-идея. Актуальная в том смысле, что нет такого агентства; с другой стороны, автору стоило бы выяснить, каково количество потенциальных клиентов для того комплекса услуг, который он предлагает, в нашем славном городе, где маркетологом на предприятии чаще всего трудится племянница директора, потому что «надо было куда-то девочку пристроить». Бизнесмен, способный доверить свой успех агентству digital-маркетинга - редкий зверь в наших селеньях, хотя селенья-то, в общем, уже оцифрованы по самое некуда.
Пятый этаж: познание и самовыражение
Интерактивный музей научной мысли
Проект музея - или, скорее, тематического парка - в котором базовые и не очень физико-химические законы будут представлены в виде интерактивных моделей, подразумевающих и поощряющих участие посетителей, выглядит перспективным. Во всяком случае, это намного веселее и полезнее зеркальных лабиринтов и неоднозначных контактных зоопарков, в которых можно потыкать пальцем в полусонных животных с грустными глазами. А учитывая тот факт, что потребность в познании, которая у взрослых занимает самый верхний этаж пирамиды, у детей находится в «базе», данная идея может рассчитывать на завоевание довольно массового рынка.
Арт-модерн студия «ЕЖИ»
После углубленного анализа несколько сумбурной презентации удалось выяснить, что в основе проекта - ручная роспись сумок из экологических материалов. Если авторы проекта сфокусируют свое внимание на этом направлении и адекватно подойдут к ценообразованию - возможно, им удастся зацепить тех, кто пожелает удовлетворить потребность в самовыражении с помощью предлагаемого эксклюзивного продукта.
«Миссис Тейлор»
Обучение шитью и рукоделию на проектной основе — вещь не новая. Но автор предельно сузила целевую аудиторию, адресовав свою идею мамам с маленькими детьми. Для их чад на одной территории с обучающим коворкингом будет создана игровая комната, от чего получается двойной профит — мама учится шить (приобретает новый навык), а ребенок — под присмотром. За одни и те же деньги — двойная выгода; а значит, проект попадает сразу на два этажа пирамиды: потребность в саморазвитии, а также — в безопасности и комфорте (в данном случае - безопасности ребенка и комфорте матери). Успех вероятен, и весьма.
«Сити Гейм»
Мобильное приложение для городских квестов, со своей игровой валютой, которую можно обменять на услуги и продукты компаний-партнеров, участвующих в проекте - вот какую информацию удалось выудить с помощью пыток у авторов проекта, всячески пытавшихся скрыть суть идеи с помощью чрезвычайно размытой презентации. Это - так называемая «умная игра» (smart game), поэтому - добро пожаловать на пятый этаж пирамиды, где живет потребность в самовыражении, в том числе - через оригинальную интеллектуальную деятельность. Насколько удастся сделать этот продукт массовым за счет третьего - социального - этажа, пока не ясно. Но, в противном случае, аудитория приложения будет чрезвычайно мала и, как в своё время декабристы, далека от народа.
Заключение
Общее впечатление от брестского этапа Presentation Pitch - теплое и чрезвычайно приятное. В первую очередь благодаря энтузиазму и личной энергетике участников, по-хорошему одержимых своими идеями и готовых за них сражаться. Осталось немного — научиться «соблазнять» инвесторов правильной подачей своих проектов, просчитывать риски и выгоды, балансировать их в долгосрочном бизнес-планировании. Но это - технические вопросы, для ответов на которые и существуют последующие этапы Конкурса предпринимательских идей: дистанционное обучение, консультации отраслевых специалистов и помощь менторов. Удачи всем! И помните - главное не победа, а совершенствование.
Мы в Facebook:
Конкурс предпринимательских идей
Фотографии
Конкурс предпринимательских идей организован в рамках проекта Продвижения образования в регионах для предпринимательского успеха (DRIVES), который реализуется при поддержке PYXERA Global (США) за счет средств Агентства США по международному развитию (USAID).
Генеральный партнер ЗАО "Альфа-Банк".
На правах рекламы
Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Бизнес школа ИПМ»
УНП 190449494