Директор автобусного парка ушел, проблемы остались

19  Января 2011 г.  в 21:04 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Уж что-что, а проблемы общественного транспорта жители Бреста, хоть и не специалисты в этой отрасли, видят невооружённым глазом. То автобус раньше или позже уехал, то по графику не пришёл, то сломался, то вообще на линию не вышел. В результате зачастую пассажиры простаивают на остановках, теряют время, опаздывают на работу, учёбу, на приём к врачу, не успевают вовремя вернуться домой, забрать детей из садика…

Чашу терпения переполнили жалобы жителей на «прямой линии» с губернатором Брестчины, которая состоялась осенью прошлого года. Количество претензий на работу перевозчиков достигло критической отметки, оттеснив на второй план проблемы ЖКХ, до этого традиционно занимающие первое место.

В ноябре в экстренном порядке в облисполкоме созвали рабочее совещание. На «разборку полётов» пригласили всех, кто отвечает за перевозку пассажиров: от руководителей автопарков и частных транспортных предприятий до генерального директора ОАО «Брестоблавтотранс» и председателя Брестского горисполкома.

«Такого безобразия, какое творится в городских пассажирских перевозках, я давно не видел, - возмущался Константин Сумар. - Виновные в сложившейся ситуации должны быть наказаны».

Тяжкое наследие

Приводились такие цифры: ежедневно одна седьмая часть (более 14%) от общего числа городских автобусов не выходит на линии. Только в сентябре было сорвано свыше 6 тысяч рейсов. Причины - в физическом износе парка автобусов, плохой организации работы, нехватке водительских кадров, их низкой зарплате. Из-за чего люди уходили на другие предприятия, в частный бизнес. При этом автобусный парк Бреста покрывал лишь 66 процентов своих расходов. В то время как автобусный парк Барановичей – 83%, Пинска – 87%.

Директорская рокировка

Мэр Бреста Александр Палышенков согласился с тем, что проблемы серьезно обострились, их нужно решать незамедлительно. Он пообещал, что горисполком примет для мягкой езды самые жесткие меры, в том числе кадровые.

Так оно и случилось. 28 декабря приказом по ОАО «Брестоблавтотранс» был уволен директор автобусного парка № 1 (филиала ОАО) Павел Багнюк, проработавший в этой должности полтора года. С 11 января с.г. новым руководителем предприятия назначен Владимир Кичкайло - до этого заместитель директора ИП «Шетле», которое осуществляет автобусные перевозки пассажиров на коммерческих маршрутах №№ 50, 51, 54, 56 и 57.

Но было бы очень наивно думать, что всё решится заменой одного руководителя на другого. Прежний ушёл, а проблемы-то остались. Их теперь «разруливать» нынешнему.

Износ и некомплект

С чем закончил автобусный парк год минувший и вступил в новый 2011 год? Об этом - разговор с заместителем директора автобусного парка по эксплуатации Алексеем Жогалом.

- Сколько сегодня в автобусном парке автобусов и сколько маршрутов они обслуживают? Каков физический износ парка автобусов и как он пополнялся в прошлом году, особенно автобусами большой вместимости?

- В настоящий момент в автобусном парке эксплуатируется 309 автобусов, которые задействованы на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах. В колонне, обслуживающей городские автобусные маршруты, насчитывается 134 единицы подвижного состава марок «МАЗ», «Неман», «Икарус», «Fоrd».

В рабочий день на линию выходит 98 автобусов (заметим, три четверти подвижного состава.–Авт.), которые обслуживают 50 городских автобусных маршрутов общей протяженностью 578 км. В выходные дни на линию выходит 74 автобуса и выполняется 1407 рейсов.

В настоящий момент в городской колонне насчитывается 8 единиц автобусов марки «Икарус-280», которые выработали свой ресурс и требуют замены. С целью обновления подвижного состава Министерством транспорта и коммуникаций РБ разработана и выполняется программа, рассчитанная на 10%-е ежегодное обновление подвижного состава.

Так, в 2008 году автобусным парком было получено 16 новых автобусов, из них 4 единицы. особо большой вместимости. В 2009-м - 24 единицы, из которых 11 - автобусы марок «МАЗ-105» и «МАЗ-107». В 2010-м году автопарк пополнился 19 новыми автобусами, из которых - 17 особо большой вместимости.

- Сколько водителей работает в автобусном парке и какова их текучесть?

- На начало 2011 года в городской колонне работает 233 человека. В течение прошлого года было принято на работу 58 человек, а уволен 71 человек. Одной из главных причин увольнения водителей городской колонны является сложный режим работы (ранний подъем с 3.00 до 4.00 часов ночи и позднее окончание работы 00.00.- 2.00 часов ночи.).

Полностью вопрос с обеспечением водительскими кадрами городской колонны по настоящее время не решен, однако текучесть водительского состава в декабре 2010 - январе 2011 года приостановлена.

Водитель – не кондуктор

- Как Вы считаете, можно ли выйти на обещанную зарплату (в рекламных объявлениях о наборе водителей) 1,6-1,9 млн. рублей в месяц?

- За минувший год зарплата водителей составила полтора миллиона рублей в месяц.. Но уже в ноябре она стала 1,9 млн., а в декабре – 2 млн. рублей. При условии выработки ими баланса рабочего времени и продажи проездных талонов.

Однако, уважаемые читатели, стоит напомнить, что на общем собрании трудового коллектива, прошедшем осенью прошлого года, водители сетовали на то, что их по пути следования обязывают заниматься несвойственным для них делом - реализацией автобусных талонов, что отрицательно сказывается на соблюдении графика и безопасности дорожного движения. Почему бы не вернуть в салоны автобусов кондукторов, что снизило бы количество «зайцев», увеличило бы выручку и прибыльность пассажирских перевозок? Если Пинский автопарк, где все автобусы работают с кондукторами, покрывает более 85 % своих расходов, то в Брестском этот показатель – на 20% ниже. Не потому ли, что здесь часть кондукторов перевели в контролеры, а часть просто уволили?

Кроме того, большая часть выручки от продажи единых проездных билетов поступает от автобусного парка по сравнению с троллейбусным, а потом аккумулируется в ГП «Брестгортранс» - оператора городских пассажирских перевозок, а потом перераспределяется между парками, и автопарку доставалось меньше половины выручки.

Наводят порядок

Вернёмся к беседе с Алексеем Жогалом.

- На совещании в облисполкоме было принято решение: в течение двух месяцев навести порядок в сфере пассажирских перевозок.

- В конце 2010 года в автопарке внедрена автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) “Азимут-2, которая предназначена для регистрации и анализа поездок автотранспорта на основе данных спутниковых систем навигации ( в частности., GPS).

Информация о движении, полученная от приборов, установленных на автомобилях, сохраняется и передается на сервер системы, где осуществляется анализ и систематизация первичной информации, определение фактов остановок, прибытия на назначенный пункт, расчет пробега, скорости, времени в пути, выполнения маршрутов.

Было что сказать и новому директору Брестского автобусного парка Владимиру Кичкайло:

- В настоящий момент отделом транспорта горисполкома заключен договор с НИИ «Транстехника» на изучение пассажиропотока на городских автобусных маршрутах. Нами подготовлены и переданы исходные материалы, необходимые для дальнейшего изучения.

Функции контроля возложены на КТУП «Брестгортранс». В настоящий момент с целью увеличения процента охвата контролем выполненных рейсов на городских автобусных маршрутах планируется передача оставшегося штата на данное предприятие. Изменение режима работы автобусов на городских маршрутах в части увеличения частоты рейсов в «часы пик» представляется возможным после увеличения их списочного количества, которое планируется в течение текущего года.

В свою очередь, отделом перевозок автопарка проводится анализ работы по каждому городскому автобусному маршруту - с целью выявления случаев отклонений от расписания движения из-за заторов в городе для последующей корректировки графиков движения. Особое внимание уделено оперативности информирования пассажиров при изменениях расписания движения. Разработан новый вид таблиц с расписанием и коренным образом изменена технология замены расписаний на данных таблицах. В первую очередь необходимо добиться того, чтобы выполнялись все запланированные рейсы, а также движения автобусов строго по расписанию, указанному на табличках. В настоящий момент проводится работа по оптимизации маршрутной сети города с целью повышения качества и культуры обслуживания пассажиров.

В своё время заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко, который более десятка лет руководил Брестским автобусным парком, высказал своё видение решения возникших проблем. Он за то, чтобы повысить стоимость проезда в городском транспорте хотя бы до 1000 рублей и при этом увеличить количество автобусов большой вместимости в городской черте, организовав их работу так, чтобы они ходили по расписанию. В его бытность за 12 лет его работы автопарк получил всего 4 новых автобуса, сейчас в год получают как минимум по 10. Значит, дело в организации работы, в том, чтобы городские власти помогли коллективу автобусного парка наладить нормальное транспортное обслуживание брестчан…
 

Источник информации: Брестский Курьер