Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Брестский «кулибин» отмечает 90-летний юбилей

13  Августа 2020 г.  в 10:16 : Благотворительность

Аркадия Сивуду, который уже более полувека работает на брестском телевидении, не зря называют «кулибиным». Через его золотые руки прошел не один десяток «приболевших» камер, магнитофонов и другой техники. Талантливый мастер способен реанимировать то, что, казалось бы, уже не подлежит восстановлению. За это его любят, ценят и «не отпускают», шутит он.

На заслуженный отдых Аркадия Петровича проводили еще тридцать лет назад. Но роль беззаботного пенсионера оказалась совсем не для него. И свое 90-летие мастер встречает на рабочем месте: за столом, накрытым множеством инструментов, у токарного станка, где он вытачивает «протез» размером с горошинку для очередного своего «пациента».

– Не могу сидеть без дела! Для меня важно приносить пользу и быть нужным, – объясняет Аркадий Сивуда: веселый и энергичный, абсолютно не выглядящий на свой солидный возраст. И такие комплименты мастер слышит нередко от тех, кому удается заглянуть к нему в паспорт. Интересно, в чем же его секрет: откуда черпаются бодрость и силы?

– Ну точно не в зарядке, мне этого хватило еще в молодости: я окончил Рязанское военное училище, и вы представить себе не можете, как она мне надоела во время учебы! – смеется собеседник. – Правильное питание? О чем вы! Я часто ловлю себя на мысли, что, заработавшись, забываю пообедать. Единственная здоровая привычка, которую соблюдаю, – не курю! Бросил еще в восемь лет. Затянулся мальчишкой из любопытства и тут же потерял сознание. С тех пор как отрезало!

Не трудно догадаться, что оставаться в тонусе Аркадию Петровичу помогает его любимая работа. На Брестскую студию телевидения он пришел в 1963 году, когда эра голубых экранов только начиналась.

– В то время я работал в областном комитете Красного Креста, неподалеку от здания нынешнего телецентра и ежедневно мог наблюдать, как создается история: поднимали вышку, а у меня внутри всё переворачивалось! Так сильно мне хотелось работать на телевидении, быть причастным к этому чуду, – восторженно говорит Аркадий Сивуда. – Конечно, человеку с улицы без должного образования и навыков оказаться на телевидении было трудно, но мне удалось. Благодаря своему детскому увлечению: на собеседовании меня спросили, умею ли я фотографировать... 

Первая камера у Аркадия Петровича появилась еще в детстве. В 1944-м в районе Шерешево, где он жил с родителями, велись воздушные бои, во время которых сбили немецкого летчика. Врага поймали, забрали у него фотоаппарат. А поскольку штаб советских солдат на то время размещался в доме Сивуд, трофей в качестве сувенира достался двоим братьям.

– Мы с братом постоянно что-то фотографировали, проявляли пленку и распечатывали снимки, – с теплотой вспоминает Аркадий Петрович. – Вот так детское хобби и помогло мне проложить дорожку на телевидение, куда сперва я пришел на должность заведующего фильмотекой…

Родом из детства оказалась и самая главная страсть брестского «кулибина» – увлечение техникой. Перед войной в Шерешево из Москвы вернулся дядя Аркадия Петровича – мастер на все руки, который одинаково легко мог починить двигатель, отремонтировать часы или дать вторую жизнь поржавевшему хламу, превратив его во что-то полезное в хозяйстве. 

– Мы с братом были полностью в его распоряжении, – рассказывает собеседник. – Именно дядя научил нас всем премудростям, научил, что вся техника разная, что к каждой нужен свой подход, что всякий раз нужно думать и импровизировать.

Работая на телевидении, Аркадий Сивуда учился в Ленинградском институте киноинженеров, что впоследствии и определило записи в его трудовой. Он был инженером на передвижной телевизионной станции, а затем старшим инженером в цехе телекинопроизводства. Последнюю должность занимал вплоть до выхода на пенсию.

– Когда в конце 1970-х минский телецентр перешел на обработку цветных материалов, у него в распоряжении было специальное оборудование. Мы также решили создать свою машину для обработки цветных кинопленок, и я поехал в столицу посмотреть, как всё работает. Постепенно начали собирать материалы, корпуса и в течение года построили шикарный аппарат, на который приезжали смотреть даже из Москвы, куда теперь мы напрямую могли выдавать передачи. Таких телестудий, как брестская, областного значения, по всему Советскому Союзу было больше ста, но наша регулярно занимала первые места в соцсоревнованиях!

Эпоха пленки завершилась в середине 1990-х: ей на смену пришла магнитная запись, а потом и «цифра». Но с приходом новых технологий востребованность Аркадия Сивуды как мастера нисколько не снизилась.

– Работа есть всегда, – подмечает он. – Я ремонтирую современные камеры, магнитофоны и другую технику. Специализируюсь на точной механике и оптике, а вот в электронику не лезу – как-то не заладилась у меня дружба с ней.

На своем токарно-фрезерном станке Аркадий Сивуда с ювелирной филигранностью вытачивает микроскопические двигатели, шестеренки и прочие детали.

– Работа очень скрупулезная, требует большой выдержки и терпения, чего не всегда хватает нынешней молодежи. Не хотят учиться, а я бы рад передать кому-то свои навыки, – сетует мастер.

И все-таки двумя своими учениками Аркадий Петрович сегодня очень гордится: сын и внук прошли его школу и теперь могут чинить и ремонтировать буквально всё, несмотря на то, что выбрали совсем другие жизненные дороги. Сын работает эндокринологом, а внук служит в МЧС.

– Смотрите, а вот это мой правнучек. Ему всего лишь 15 дней, – гордый дед показывает фотографию малыша на смартфоне, рядом с которой в галерее видим отсканированные черно-белые снимки родителей Аркадия Петровича. Оказывается, наш герой дружит и с гаджетами, а еще он до сих пор активный водитель: каждый день ездит на работу на личном авто!

Источник: Газета Заря
Автор: Елена КУЦ Фото Валерия КОРОЛЯ