Полёт «Стрелы» - на высоте. Как работает спецподразделение ДПС

23  Февраля 2020 г.  в 13:22 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Сотрудники спецподразделения ДПС «Стрела» МВД не тушуются перед теле- и фотокамерами: им не в новинку блистать за рулем служебных авто и мотоциклов в ходе важнейших государственных мероприятий.

Однако на высоте остаются не только под прицелом объективов. Поддерживая порядок на дорогах республики, пресекают путь самым опасным нарушителям

Корреспонденты «НС» не оставили за кадром их очередную смену. Понаблюдав за уверенными действиями старших инспекторов службы эскортирования майоров милиции Дмитрия Иванцова и Егора Кузмичёва, воочию убедились: порой дисциплинировать автолюбителей удается одним лишь присутствием…

Сотни километров за рулём
Поскольку в пятницу во второй половине дня многие горожане устремляются за пределы столицы, присутствие стражей порядка на оживленных трассах в направлении Смолевичей, Жодино, Борисова не бывает лишним.

- В спешке шоферы совершают внезапные перестроения, прибавляют скорость на крутых поворотах, с риском обгоняют соседей по потоку, - объясняет Дмитрий Евгеньевич. - Дабы не допустить беды, при необходимости остужаем горячие головы.

Вот служебный «Крайслер» вливается в плотный автомобильный поток. Не расслабляясь ни на минуту, офицеры цепким взглядом подмечают подозрительный транспорт, управлять которым, не исключено, может бесправник.

- Зачастую догадки проверяем не выходя из машины с помощью планшета: достаточно ввести цифры на регзнаках в базу данных, - добавляет Егор Игоревич. - Уже не раз вычисляли автомобили, владельцы которых садились за руль вопреки запрету или даже вновь колесили в подпитии. Поскольку в числе наших важнейших задач - профилактика ДТП, регулярно отправляемся не только в близлежащие, но и в отдаленные регионы. В первую очередь наведываемся туда, где выявлены болевые точки в организации дорожного движения. В такие напряженные дни преодолеваем не одну сотню километров.

…Вблизи Смолевичей стражи порядка замечают едва виднеющуюся вдали легковушку. От внимания не ускользает странное поведение водителя: вот-вот готовый въехать в город, он внезапно меняет маршрут, забывает подать сигнал перед поворотом. Разговор напарников обрывается на полуслове. Обменявшись лишь взглядами, приходят к одной мысли: вдруг драйвер боится попасться им на глаза? Нажатие на педаль акселератора - и, казалось бы, громоздкий «Крайслер» с легкостью ускоряется, закладывая изящный вираж. А сердце непривыкших пассажиров мгновенно уходит в пятки...

- Остановленный мужчина заверил: он попросту сбился с пути, отсюда и нерешительность в действиях, - изучив автодокументы и тщательно осмотрев багажник авто, констатирует Егор Кузмичёв. - Однако сквозь пальцы не смотрим даже на самые, казалось бы, незначительные детали. Благодаря этому не раз вычисляли не только опасных нарушителей ПДД, но и преступников. В машинах обнаруживали краденые вещи, наркотики. Недавно наблюдал, как опытный напарник с безошибочным чутьем пропускал легковушки одну за другой, пока вдруг взмахом жезла не остановил… перевозчика контрафактного алкоголя. В багажнике находилось 20 литров безакцизного виски.

Вскоре милиционеры решают свернуть с оживленных республиканских трасс на лесную дорогу.

- Злоумышленники часто выбирают затерянные пути, о существовании которых догадывается даже не каждый местный житель, - поясняет Дмитрий Иванцов. - Нередко изобличаем воров, заглянувших на ферму и присвоивших, например, килограммы мясной продукции. Они в сердцах бросают: «Откуда только милиционеры прознали об этой козьей тропе?..»

Выручает смекалка

По словам Дмитрия Евгеньевича, благодаря продуманной тактике представители спецподразделения не оставляют нарушителям и шанса избежать расплаты. А ведь вызов водительскому мастерству то и дело бросают и принявшие на грудь драйверы, и любители экстремальной езды.

- Оттачиваем навыки контр­аварийного вождения как автомобилей, так и мотоциклов, - добавляет майор милиции. - Однако в попытке остановить лихача нельзя полагаться только на опыт, поддаваться обманчивому чувству безграничной уверенности в себе. Перед каждым вынужденным перестроением мгновенно просчитываем возможные последствия и для себя, и для окружающих. Например, несколько лет назад обратили внимание на девушку-байкера - та мчалась по загородной трассе со скоростью 230 километров в час. По пятам следовали за нарушительницей, однако задержать решились, лишь когда на подмогу подоспели коллеги.

Представители «Стрелы» не упускают возможности остановить горе-драйвера без лишнего риска… за счет смекалки.

- Недавно ускользнуть намеревался владелец квадроцикла, в нарушение правил колесивший по дорогам общего пользования, - говорит офицер. - Вместо того чтобы остановиться по требованию, мужчина лишь прибавил скорость, проехал по полю и скрылся в лесу. Надеялся, не станем преследовать его по бездорожью, побоявшись увязнуть в грязи. А мы и не думали пускаться в погоню: объехали рощу и, ориентируясь на оставленные отпечатки протектора, вскоре поравнялись с нарушителем. От удивления он потерял дар речи.

Накал эмоций не спадает
Дмитрий Евгеньевич вспоминает: впервые за руль мотоцикла сел еще юношей. Тогда и не подозревал, что спустя время в 2010-м этот навык позволит ему пополнить ряды сотрудников службы эскортирования «Стрелы».

- В первую же тренировку, когда до седьмого пота отрабатывали движения в кортеже, с кристальной ясностью осознал: это требует колоссальных усилий, - резюмирует майор милиции. - Нужно уметь обуздать переполняющие эмоции, накал которых порой не описать словами. Однако, поскольку на нас возложен широкий спектр задач, в том числе эскортирование и сопровождение автомобилей глав государств и иностранных делегаций, работу ни в коей мере нельзя назвать рутинной. За это с годами ценю ее все больше.

По словам Дмитрия Иванцова, встречи руководителей проходят без малейших отступлений от протокола. Поэтому, если приземление самолета высокого гостя задерживается, упущенное время наверстывают по дороге от аэропорта в столицу.

- Опоздание грозит бросить тень на репутацию спецподразделения, - уточняет офицер. - Чтобы не ударить в грязь лицом, порой мчимся со скоростью более 150 километров в час. И это - держась от эскортируемой машины на расстоянии всего в несколько десятков сантиметров!

Перед очередным выездом не на шутку волнуются даже сотрудники-старожилы, на счету которых, как и у Дмитрия Евгеньевича, десятки подобных мероприятий.

- Однако стоит прозвучать приказу «Взять автомобиль в каре» - и беспокойство как рукой снимает, лишние мысли напрочь вылетают, - отмечает собеседник. - А после схлынувшее напряжение уступает место непередаваемому чувству гордости. Не раз убеждался: одного лишь водительского навыка сотруднику службы эскортирования недостаточно. В наших рядах задерживаются лишь коллеги с железными нервами, которые способны уверенно выполнять перестроения в полуметре друг от друга. Ведь даже малейшая неточность в движениях одного может грозить серьезными проблемами для остальных коллег.

От нарушений застрахует… совесть
Очередную остановку напарники решают сделать в Жодино. Припарковав служебную машину вблизи завода «БелАЗ», останавливают несколько водителей, вызвавших подозрения. Несмотря на спокойную обстановку, офицеры каждую секунду начеку. Ведь нередко драйверы с нечистой совестью до упора выжимают педаль акселератора и под гневные звуковые сигналы окружающих резко меняют курс.

- Уличали шоферов в разных нарушениях - от непройденного техосмотра до езды подшофе, - не отрывая взгляда от проезжей части, продолжает Дмитрий Иванцов. - В первую очередь стремимся пресечь путь нетрезвым, бесправникам, лихачам, но глаза не закрываем и на иные проступки. Завидев правоохранителей, люди, знающие за собой грешок, не могут совладать с эмоциями. Одни отворачиваются, опускают голову, прячут глаза. Другие порываются затеряться, до минимума сократив дистанцию с чужими авто. Однако далеко не всех наказываем рублем - к каждой ситуации индивидуальный подход. Например, предупреждение выносим авто­владельцам, которые наносят на стекла тонировку в нарушение правил или вовремя не отправляют железного коня на техосмотр. Важно, чтобы собеседник осознал суть претензий и устранил нарушения исходя из здравого смысла, а не из страха перед взысканием.

…Над магистралями, переливающимися огнями множества автомобильных фар, сгущаются сумерки. И экипаж поворачивает в обратный путь. Напарники уверяют: оставаться предельно собранными много часов подряд позволяет выработанная привычка. А уже в следующую минуту эти не пустые слова подтверждаются - милиционеры вычисляют очередного нарушителя. Его манеру вождения едва ли можно назвать аккуратной.

- Мужчина за рулем иномарки в неположенном месте пустился на опережение и с риском промчался по краю проезжей части, - говорит Егор Кузмичёв. - Поначалу якобы не видел в опасном маневре ничего предосудительного, однако позже и сам перечислил возможные негативные последствия выходки. Уверен: иногда беседа по душам эффективнее штрафа. Устыдившийся собеседник делает выводы, а не ищет оправдания в расчете избежать непредвиденных трат. От повторения ошибки, надеемся, застрахует в том числе и нежелание вновь краснеть перед стражами дорог.

Анастасия ПАРАХНЕВИЧ.
Фото Альберта ЕРМАКОВА, газета "На страже"