Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

В Бресте состоялся предпремьерный показ белорусского фильма ужасов «Масакра»

4  Ноября 2010 г.  в 15:28 : Музыка, кино, музеи, выставки

Мистический фильм «Масакра», чей жанр режиссер Андрей Кудиненко определил новаторски и с претензией на национальный колорит не иначе как «бульба-хоррор», - пожалуй, самая долгожданная премьера киностудии «Беларусьфильм» в этом году. Картина интригует, прежде всего, своим мистическим настроением - проклятие древнего рода, роковая любовь графа-оборотня к «простой смертной» и лютая месть в тандеме с загадочным иностранным словом «ма-сак-ра», что означает «массовое кровопролитие, жестокое убийство и тотальное истребление». А еще интерес к фильму подогрело и то обстоятельство, что после предпремьерного показа в белорусской столице критики не разделились на два противоположных лагеря, как это обычно бывает, а высказались о фильме как-то беспристрастно, оправдывая свой нейтралитет путаным сюжетом и неясным финалом фильма.

В принципе, в подобных смешанных чувствах оказались и те, кому довелось посмотреть на днях картину в кинотеатре «Беларусь» нашего областного центра. Предваривший премьеру показ вызвал живую дискуссию у брестских журналистов и сотрудников «Брестоблкиновидео-проката». Каждый по-своему прочитал запутанную сюжетную линию, но никто так и не смог признать, что «переварил» невнятные режиссерские ходы от начала фильма и до конца. Но, видимо, на то и рассчитывали создатели «Масакры».

- Чтобы понять, надо бы еще раз посмотреть, - единодушно резюмировали первые зрители. К тому же такая возможность будет не только у них. Уже с 11 ноября «бульба-хоррор» выйдет на широкий экран. Планируется, что на премьеру картины в Брест приедет режиссер Андрей Кудиненко, кстати, уроженец города над Бугом, и актриса Светлана Зеленковская, сыгравшая в фильме второстепенную роль. «Масакру» покажут в рамках фестиваля «Лістапад», эхо которого долетит в эти дни из белорусской столицы и до Бреста...

Назову три причины, почему все-таки стоит сходить на этот фильм. Первая - сказочно красивые, выплывающие из мягкого осеннего тумана белорусские пейзажи, любовно снятые оператором с фамилией под стать самому фильму - Алексеем Убейволк. Напомним, что белорусскую глубинку середины XIX столетия – в этот период происходит действие фильма - снимали в старом замке Четвертинских в Щучинском районе Гродненской области, а за некоторыми эпизодами киношникам пришлось отправиться в усадьбу Грушевка, что в Ляховичском районе, на Брестчине. Именно эти естественные декорации и помогли создать необходимый мистический антураж. Художнику Артуру Клинову лишь немного пришлось поработать с деталями, чтобы инфернальная атмосфера старого и обветшалого графского замка «заговорила» на экране. Его авторская находка – соломенная брама на въезде в имение, соломенные скульптуры во дворе, соломенная мебель внутри дома. Кажется, что все это художник придумал нарочно, чтобы: а) эпатировать и встряхнуть зрителей, б) подчеркнуть некую ирреальность происходящего. И все-таки... Несмотря на красивую «картинку», упрямо складывается впечатление, что фильм снимали в годы 1980-е. Мистическая лента Виктора Турова «Шляхтич Завальня», также сделанная на «Беларусьфильме», датируется 1994 годом, и она, наверное, смотрелась бы сегодня гораздо современнее, чем премьерная «Масакра»...

Вторая причина, по которой стоило бы купить билет на белорусский ужастик, – довольно неплохой актерский состав. Самым ярким артистом, не в обиду всей труппе, оказался медведь Степан – «звезда» девяти картин. Говорят, Степа снимался даже в «Царе» у Лунгина. В белорусской «Масакре» мишке довелось побывать в образе графа-оборотня Владимира Пазуркевича. Эту роль Степан сыграл на пару с популярным российским актером Дмитрием Миллером, прежде известным по фильмам «Слуга Государев», «Счастливого пути», «МонтеКристо», сериалу «Две судьбы». Главные роли в картине достались и еще двум россиянам - Андрей Назимов, ранее засветившийся в таких картинах, как «Черная молния», «Розыгрыш», «Ирония любви», «Бумер», сериале «Рыжая», исполнил роль афериста из Петербурга Николая Казанцева, а начинающая актриса Мария Курденевич перевоплотилась в прекрасную Анну - возлюбленную Пазуркевича и Казанцева.

В фильме также снялись знаменитые белорусские артисты - Светлана Зеленковская в роли вечно хохочущей недалекой помещицы - любительницы шампанского, Полина Сыркина, сыгравшая любвеобильную нимфоманку-повариху, Иван Мацкевич в образе свирепого одноухого помещика-охотника, Александр Кашперов, чей персонаж, русский генерал, умер в фильме самым жутким способом – его задушила комната, Александр Колбышев, которому досталась роль священника с авантюрным партизанским прошлым, и многие другие...

И наконец, третья, самая весомая причина не пропустить премьеру «Масакры» - сюжет. Пускай немного витиеватый, многослойный, с множеством недосказанностей, но, тем не менее, захватывающий и весьма увлекательный. Интрига закручивается вокруг любовного треугольника: граф-оборотень любит красотку Анну и намерен взять ее в жены, чтобы таким образом стать, как все обычные люди, и избавиться от проклятия древнего рода, продолжаться который может лишь в том случае, если он женится на своей кровной сестре; Анна - раба любви к монстру, чьи глубокие давние тайны и пугают, и гипнотизируют одновременно, она любит сквозь свой страх и предана любви до сумасшествия, но однажды наступает момент, когда она вынуждена просить Николая Казанцева спасти ее от любовных чар графа-оборотня; Николай же давно, но, увы, без-ответно влюблен в Анну и ради нее готов на любой риск, даже на убийство своего соперника.

В основе сюжета «Масакры» - роман француза Проспера Мериме «Локис» в замесе с белорусскими легендами. Причем Кудиненко не только заимствует у Мериме историю о графе, превращающемся по ночам в медведя, но и делает легкий реверанс в сторону писателя, облачая своих персонажей в костюмы, в которых когда-то ходили французские господа и их слуги, но никак не белорусы, о коих идет речь в фильме. Конечно, к подобной хулиганской выходке режиссера можно придраться, усмотрев в фильме в придачу еще несколько исторических неточностей, но мы этого делать не будем, помня, что «Масакра» - всего лишь красивая легенда, не претендующая на какую-либо достоверность. Да и сам Кудиненко в подобных странностях проблемы не видит и неустанно повторяет в многочисленных интервью, что он снимал не исторический фильм, а «киношку» - «микс из мистического триллера, мелодрамы, эротики - и все под соусом самоиронии».

Чего-чего, а иронии и стеба в «Масакре» действительно хоть отбавляй - порой даже непонятно, чего в картине больше: мистического или веселого. Взять хотя бы то, как создатели фильма нагнетают обстановку, пытаются «напугать» зрителя, используя при этом до смешного старые, избитые, дешевые приемы из американских ужастиков – «ожившие» клавиши на пианино, отсутствие отражения в зеркалах, таинственные перемещения в пространстве. Да что там говорить, если даже на флаер-афишке к фильму изображен небезызвестный персонаж Рунета Медвед, неуклюже лежащий в черном гробике - налицо явное стремление авторов сделать одновременно и кассовое сюжетное кино, и что-то неординарное, смелое, экспериментальное. А вот получилось ли, уже судить вам.
 

Елена ДАНИЛОВА