Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках Viber Виртуального Бреста

Пинчанин рассказал, как за польским часом укладывали трилинку и сколько платили рабочим

13 13  Февраля 2020 г.  в 09:36, показов: 4796 : Брестская область

Медиа-Полесье писало о памятнике первой шоссейной дороге в Пинске, которую построили в 1938 году.

Дорога из уникальной плитки была несколько лет назад была на площади Ленина в Пинске. Фото из архива Медиа-Полесья

Дорога из уникальной плитки была несколько лет назад на площади Ленина в Пинске. Фото из архива Медиа-Полесья

Судьбу памятника обсуждали на презентации детального плана развития Юго-Западного района.

В 1938 году закончили строительство дороги, связавшей Брест с Пинском. Шоссе имело огромное значение для социального и экономического развития всего региона. Поэтому и установили памятный знак в виде базальтовых столбов на бетонном основании.

Памятник первому шоссе в Пинске

Памятник первому шоссе в Пинске

Дорогу до Дрогичина мостили трилинкой - это шестигранная бетонная плитка, которую придумал в 30-годы прошлого столетия польский инженер Владислав Трилинский.

Плитка изготавливалась из кусков базальта, которые заливались бетоном в специальной форме. «Пинской косткой» были вымощены улицы Пинска, Бреста, Слонима, применяли её и в других районах Беларуси.

Знаменитая трилника или «пинская костка»

Знаменитая трилника или «пинская костка»

Пинчанин Виктор Коханович рассказал Медиа-Полесью, как его отец строил эту дорогу, что этот труд достойно вознаграждался, о том, что дорогу строили на века, но современные специалисты не могут её сохранить.

«Мой покойный отец, Кохнович Емельян Александрович,1912 года рождения, родом из деревни Новоселье Пинского района, что находится в пойме реки Ясельда, в двух километрах от деревни Ставок, строил эту дорогу при панской Польше.

С 15-ти лет своей жизни он начал работать на стройках Пинска. На строительстве шоссейной дороги Пинск-Дрогичин работал на укладке шестигранников в дорожное полотно. Как он рассказывал, одни люди возили землю на возах, другие формировали дорожное полотно, третьи укладывали бетонные шестигранники.

Старая дорога на Брест. Фото warszawianka.tourister.ru

Старая дорога на Брест. Фото warszawianka.tourister.ru

Сожалею, что не расспросил раньше: на всей дороге он работал или на определённом участке. В общем, на укладке работало четыре человека. Каждый шестигранник весил два пуда. Норма укладки в день 100 метров (на метр дороги требовалось 10 плиток. – Ред.).

Зарплата в месяц за эту работу была 150 злотых. Курс к доллару США 1$=2 злотых. Велосипед стоил 150 злотых, хорошая корова-75 злотых, бутылка польской водки-2 злотых.

В магазинах в Пинске были товары со всей Европы и мира, купить можно было всё, что хочешь, были бы деньги.

Улица Костюшко (сейчас Ленина) в довоенном Пинске. Фото the-dialogue.com

Улица Костюшко (сейчас Ленина) в довоенном Пинске. Фото the-dialogue.com

Работал отец тяжело, но зато не бедствовал и не бегал по подпольным советским коммунистическим кружкам.

С 15-ти лет он работал на стройках Пинска, Варшавы (строил аэродром в Океньце на французской фирме) и на дороге Пинск-Дрогичин. «Накачался» физически так, что до самой пенсии выглядел, как Геракл, мастера спорта по тяжелой атлетике можно было давать не глядя.

А когда в 1939 году пришли "товарищи" голопупые из советской России, то освободили нас от сала, от мяса, колбасы и атрибутов цивилизованной жизни. Как говорил батя, они офигели, увидев, как живут люди в Пинске.

В советские времена «трилинку» покрывали асфальтом

В советские времена «трилинку» покрывали асфальтом

А мораль сей "басни" такова: чтобы хорошо жить, надо работать и получать за свой труд достойную зарплату. Государство, в котором не ценится труд тех, кто производит материальные ценности и процветает ворье и всякие «захребетники», обречено. Это для молодёжи…

Сейчас трилинку часто просто демонтируют, в Пинске используют для мощения небольших участков дорог

Сейчас трилинку часто просто демонтируют, в Пинске используют для мощения небольших участков дорог

…Я написал это всё в память об отце и тех людях, которые эту дорогу строили. Как говорил батя, русские танки, немецкие танки утюжили её, и после войны она долго ещё служила, вот как мы строили - на века, но «товарищи» до неё все-таки добрались. Дорогу где-то демонтировали, где-то в асфальт закатали (Со временем полотно просело и пошло волнами, его не восстанавливали. - Ред.).»

Источник информации: Медиа-Полесье
Медиа-Полесье
Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации и авторизации на сайте


La_user 2020-02-13 18:22
Сообщение от ALES
Я помню время, когда трилинкой была улица Ленина замощена. Потом поверху положили асфальт.

Плохо ты помнишь, там никакого "поверху", всю трилинку сковырнули тогда. Ее дальнейшая судьба до сих пор интересна.
Старое покрытие укатали в асфальт на Пушкинской, от Кирова в сторону Киевки. Но там был булыжник.

Теперь по заметке, вернее, ее неточностям:
Дорога из уникальной плитки была несколько лет назад на площади Ленина в Пинске. Фото из архива Медиа-Полесья

Это жалкий новодел, современные "мастера" выложили трилинкой площадь ленина в Пинске, качество их работы очень хорошо просматривается на первом снимке: слева та самая, старая кладка, ближе к памятнику вождю - работа современников.
Оно и продержалась недолго, недавно эту порнографию сковырнули и выложили площадь плиткой, как везде.

Один из секретов прочности и долговечности тех дорог, вымощенных трилинкой, я совершенно случайно увидел в Столине, там центральная улица когда-то была в том же исполнении.
Дело было в 2007 году, Столин вовсю готовился к дожынкам, мне же, будучи тогда там в командировке, совершенно случайно пришлось понаблюдать над стараниями рабочих, выкладывающих вырванной где-то трилинкой, расширения улицы для парковки.
Основной их труд состоял в том, чтобы сбить остатки цемента с боков каждого шестигранника.
Эти шестигранники при укладке тогда скреплялись друг с другом по бокам! Отсюда и выносливость этих дорог, там монолит.

Эти же, как позже и их пинские последователи, выкладывали плитки на песочек, отсюда и результат.


+6

ALES 2020-02-13 21:56
Погоди. Откуда уверенность, что сковырнули трилинку с Ленина?
Трилинку была по Ленина на всём протяжении и далее по Московской до крепости. Когда строили обход и реконструировали нынешнюю Машерова, там трилинку сковырнули. А на Ленина она осталась.

-4

La_user 2020-02-14 06:06
Сообщение от ALES
Погоди. Откуда уверенность, что сковырнули трилинку с Ленина?

Ты не поверишь, я это видел собственными глазами.
В нашем с тобой городе живёт много граждан, которые многие события, о которых ты только где-то читал, видели воочию.
И трилинку на ленина, и булыжник на Пушкинской от кирова в сторону Киевки, и торговые ряды на месте нынешнего ЦУМа, и Ковалёвку, состоящую когда-то из двух пятиэтажных панельных ДОСов, а всё остальное это частный сектор, и непешеходную Советскую, по которой от автовокзала ходили два автобуса, двойка до Южного и 18-й по БИСИ.
И ещё много чего.
Я не ничуть ностальгирую по тем временам, но это
было.

+5

Гость 2 2020-02-13 22:02
В одной из книг Василия Сарычева подробно описано про эту плитку.
Кто её делал, и куда её потом с Ленина убрали.

0

archibald764 2020-02-13 13:38
Помню Пружанскую булыжнмком вымощенную улицу возле ЦУМа,там ноги можно бвло поломать.

+5

Сердитый скептик 2020-02-13 13:30
труд тех, кто производит материальные ценности

И нематериальные - тоже!

+5

Гость 2 2020-02-13 11:23
Где-то читал, что эта плитка очень скользкая когда мокрая, и мотоциклисты того времени не могли по Ленина в Бресте ездить в дождь.
И выложен ей двор в бывшей налоговой на Ленина.
А в пинском районе есть немалый отрезок дороги из этой плитки, и вполне ещё в достойно состоянии.

+13

Pilot 2020-02-13 12:33
Очень долго участок из трилинку был в Иваново от объездной в направлении центра!
Очень сомнительное удовольствие ездить по ней было!

+3

ALES 2020-02-13 11:07
Я помню время, когда трилинкой была улица Ленина замощена. Потом поверху положили асфальт. Кто-нибудь видел колейность на Ленина? Хотя там тоже автобусы ходят, а всё гладенько. На Машерова сплошная колейность.

Статья порадовала. Наш человек писал. Такого сказками про "освобождение от панов" не обмануть.

+71

Pilot 2020-02-13 12:33
Так считай под дорогой бетонное основание!

+1

Taler 2020-02-13 10:52
Правільны ў яго быў бацька. Павага і пашана, паболей бы такіх людзей было.

+66

ELC_AMX 2020-02-13 10:01
Вот вам, как сейчас модно говорить, лайфхак, как делать покрытие проезжей части, не требующее дальнейшего ремонта. Это же какая экономия бюджетных средств! Но у нас делать качественно, на века - просто не выгодно. Так и без работы можно остаться. ))
Посмотрите хотя бы на наши тротуары - какие они стали кривые, горбатые, даже те, которым всего лишь несколько лет! Уже местами замечал разрушающуюся тротуарную плитку - она рассыпается слоями. И никому до этого дела абсолютно нет.

+73

DmitryM 2020-02-13 13:19
Ничего вы не понимаете в серповидной профиле  :)

+5


Страницы: [1]