Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Товарищество собственников: нужно ли соглашаться?

12  Октября 2019 г.  в 12:39 : Недвижимость

Представители брестских ЖЭСов делают поквартирный обход и предлагают жильцам многоквартирных домов создавать товарищества собственников – иначе, говорят, плата за обслуживание домов может вырасти.

Чтобы разобраться в ситуации досконально, корреспондент Zarya.by обратилась к заместителю начальника по экономике и финансам КУП «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие Бреста» Игорю ВЕРЕМЕЙКО.

Как рассказал Игорь Михайлович, действительно, инженеры ЖЭСов вывешивают объявления о том, что будут проводиться собрания жильцов, на которых станет решаться вопрос о способе управления общим имуществом жилого дома.

С чем это связано? Дело в том, что в июле 2016 года закончилась приватизация жилья. И примерно 96 – 97% квартир находятся теперь не в городской коммунальной собственности, а у людей. И если уж жильцы стали собственниками, то они должны выбрать способ управления – то есть организовать соответствующее товарищество.

– Поэтому мы и предлагаем определиться с формой управления, – отмечает Игорь Веремейко. – Согласно Указу Президента №538 от 14 октября 2010 года «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций-застройщиков», есть три формы управления. Первая – непосредственно самими участниками домовладения. Если квартир в доме не более 10, их собственники могут решать все вопросы без образования юридического лица. Вторая форма управления – это товарищество собственников, когда квартир больше 10. И третья – если люди не создают товарищество собственников, то есть юридическое лицо: не выбирают председателя, который будет разрабатывать устав, название, заниматься регистрацией, вести хозяйственную деятельность. Тогда исполком назначает уполномоченное лицо по управлению данным жилым домом. И так будет идти управление до тех пор, пока собственники все же не выберут своего представителя.

А если все-таки товарищество собственников создать не выйдет? Пока из-под опеки ЖРЭУ уходить не спешат – товарищества собственников образовали только два новых дома в районе рынка «Лагуна» из тех полсотни, которые на сегодняшний день обошли специалисты ЖЭС. И чем дом старше, тем больше шансов, полагают коммунальники, что он в итоге все-таки вернется к ним, поскольку с возрастом растет количество проблем. А в управленцы, как правило, идут пенсионеры, учителя, которым дополнительный заработок не помешает. Но управлять таким хозяйством – дело совсем не шуточное, и не каждый на должном уровне с этим справится.

В итоге на обслуживание в ЖРЭУ вернулись 100 кооперативов, которые своим председателям объявили вотум недоверия, а другого избрать не смогли. То есть даже в кооперативах именно эту организацию назначают уполномоченным лицом по управлению недвижимым имуществом.

– Наши инженеры проводят собрания и спрашивают людей: «Как будете управляться?». Чаще всего, правда, это письменный опрос, поскольку на собрания у нас народ ходить не особо любит. Если набирается две третьих голосов за образование товарищества собственников, мы предлагаем в кратчайшее время выбрать председателя, который будет организовывать юридическое лицо. Если же люди отказываются от образования юридического лица в виде товарищества собственников, мы эту информацию подаем в исполком, и он назначает уполномоченное лицо по управлению недвижимым имуществом, – говорит Игорь Веремейко.

От этого получается разница в оплате: платить ли зарплату председателю, бухгалтеру, сантехнику, электрику, дворнику, паспортисту – кроме жилищно-коммунальных расходов, или платить дополнительно 4,43 копейки с квадратного метра в месяц за управление ЖРЭУ.

С 1 января вступает в силу новый Жилищный кодекс, и услуга по управлению недвижимым имуществом будет насчитываться наряду с основными жилищно-коммунальными услугами. То есть раньше было необходимо заключить договор и взымать эти копейки, то теперь отказ от заключения договора не освобождает от оплаты.

– Многие задают вопрос: если мы организуем свое товарищество собственников – куда денутся деньги, которые мы платили на капремонт с 1999 года. Законом предусмотрены ограничения по расходование данных средств – они могут идти только на капитальный ремонт. К тому же, согласно постановлению Совмина, эти деньги не возвращаются. Если вновь образованное товарищество собственников решит поставить дом на капитальный ремонт – оно обращается в исполком, и местная власть расходы финансирует в определенной доле – соразмерно сумме, оставленной на капремонт собственниками. То есть на руки деньги никто не получает, – констатирует собеседник.

Все эти перемены должны были произойти в июле 2016 года. Согласно статье 171 Жилищного кодекса, участники совместного домовладения в построенном многоквартирном жилом доме обязаны выбрать один из способов управления. На размышление коммунальники дали собственникам почти три года, к нынешнему решив, что занимаясь благотворительность, они теряют свой доход: почему председатель кооператива получает зарплату, а коммунальное предприятие занимается управлением бесплатно.

– У собственников было право самим определиться в ситуации. Не определились – тогда мы взялись за это дело. Спросили: будут создавать товарищество собственников? Нет? Обратились в исполком, который и решает, что необходимо назначить уполномоченное лицо. Но в любое время любой дом, где мы уполномоченным лицом назначены, может провести собрание, выбрать председателя и выйти на самоуправление, – подчеркивает Игорь Веремейко.

Здесь возникает вопрос – будет ли это дороже?

Однозначного ответа нет – а вдруг кто-либо захочет в своем доме эту обязанность взять на себя безвозмездно или, скажем, управлять за те же четыре копейки, а то и за две. К примеру, в 80-квартирном доме с площадью квартир в среднем по 55 квадратных метров председатель будет иметь зарплату в 194 рубля. А еще – минус налоги. А к тому же если бухгалтер будет, паспортист. Придется поделиться. Кто за такую зарплату будет стараться?

Словом, всё говорит о том, что обслуживание в ЖРЭУ обойдется дешевле.

– К тому же мы пока еще получаем дотации из бюджета на текущий ремонт, – делится нюансами Игорь Веремейко. – К примеру, если крыша в доме потекла, мы берем деньги из государственной казны, а в кооперативе придется сброситься. Пока еще бюджет помогает в приведении в порядок домов, которые находятся в собственности людей. За счет бюджета ведется и уборка придомовой территории… Выбор за жильцами: либо сами, либо – с нами.

Источник: Газета Заря
Автор: Ирина ОРЛОВА