Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Учитися писменных словес знаку. Пять веков брестских школ

5  Октября 2019 г.  в 11:00 : История города Бреста

Как проходило обучение в школах сотни лет назад? В преддверии Дня учителя узнаем, как постигали гранит науки и какие школы посещали маленькие берестейцы.

В каждом новом этапе истории Бреста существовали разные по своей идейной направленности школы – протестантские, братские, иезуитские, униатские…

Языки и катехизис

С возникновением протестантских общин в 50-е годы XVI столетия в Берестье стали действовать протестантские школы. Помимо школ, каждая община имела свою церковь, госпиталь, иногда даже типографию. Образование в них получали дети горожан и шляхты. Обучение шло на белорусском или польском языках.

Протестантские школы были разных направлений – арианские, лютеранские и кальвинистские, поэтому отличались по своему характеру. Например, в лютеранских большое внимание уделялось языкам. Ещё дети изучали катехизис – основы веры в вопросах и ответах, грамматику и арифметику.

Кальвинистские школы разделялись на два вида – начальные, где было всего три учителя, ректор, его заместитель и кантор. В них преподавалось чтение, письмо, религия, счёт и основы вероучения. Вторые – это учреждения повышенного типа. Заведение имело статус лицея, основными предметами в нем считались филологические науки.

Изучали греческий язык и литературу, латинский, польский, немецкий, старо-еврейский языки, этику, риторику, историю и законодательство. Внимание уделялось логике, истории, немного меньше — физике и математике. Сложно сказать, находились ли арианские школы в Бресте, сведений о них мне не удалось отыскать.

Строго, но с любовью

История братских школ в Бресте начинается в 1591 году. Они пользовались огромной популярностью, поскольку во многом превосходили западноевропейское школьное образование. Во главе школы стоял ректор. Избирали его и учителей родители на собраниях братства. Помимо них выбирались ещё два попечителя, которые наблюдали за общественной жизнью школы. Любопытно, что предметы, которые должны изучать дети, определялись тоже родителями.

Перед тем, как отдать детей в школу, отец составлял с ректором договор. В нём указывалось, чему должен научиться ребёнок, также уточнялись обязанности родителей по отношению к школе. Например, не забирать детей до окончания курса, не мешать постоянному посещению детьми занятий... В школе могли обучаться дети всех сословий. Немалое внимание уделялось сиротам, они содержались на полном попечительстве братства.

Устав подробно определял и качества, которыми обязан обладать учитель. К своим ученикам он должен относиться строго, но с любовью.

Читаем: «Учитель должен и учить, и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитания. Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других». Устав требовал от учителя, чтобы он был «благочестив, рассудителен, смиренно мудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудлив, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей».

Кроме этого, он должен был заботиться о здоровье детей, проводить физическое воспитание с использованием разных игр и соревнований.

Дети тоже имели не только права, но и обязанности. На занятия им нужно было приходить ранним утром: пропуски уроков и опоздания не допускались. Если вдруг ученик отсутствовал в школе, учитель посещал его на дому, чтобы выяснить причину пропуска. Занятия начинались с проверки домашнего задания. Дети показывали письменные работы и опрашивались учителем устно, затем начиналось обучение по новым темам. После обеденного перерыва учитель задавал задания на дом. В субботу ученики повторяли весь пройденный материал за неделю.

Преподавание в братских школах проходило на церковнославянском и белорусском языках. Однако на первом месте в школах отдавалось обучению славянскому языку. На него были переведены почти все учебники. Преподавался ученикам также греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика и некоторые элементы квадривиума – арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Однако полный курс этих наук изучался лишь в братских школах наиболее крупных городов: Львова, Луцка, Могилева, Вильно, Киева.

В остальных, возможно, обучение заключалось в изучении славянского, греческого и латинского языков, риторики и пения. Имелись в школах элементы классно-урочной системы, использовалось широко и народное творчество.

Учебную и воспитательную работу вели выдающиеся деятели культуры, науки и просвещения того периода. Известно, что в брестской братской школе с 1592 по 1595 год работал Лаврентий Зизаний. Именно здесь он трудился над «Грамматикой словенского языка».

После унии

Иезуитские школы возникли в Беларуси в конце XVI столетия. Первое учебное заведение в Бресте возникло гораздо позже, в XVII столетии. Обучение велось на бесплатной основе. Также в них официально провозглашалась терпимость к вероисповеданию учащихся. Благодаря этому в иезуитские школы поступали протестанты и православные, в результате многие из них принимали католичество.

Учебные заведения подразделялись на два вида: низшие и коллегии. Первые имели три класса, правда, иногда существовали и как самостоятельные коллегии. Коллегии делились на низшее и высшее отделения. Некоторые из них имели два высших класса, где изучались математика, физика, богословие, этика и мораль. В каждом классе обучение продолжалось год, только в классе риторики два года.

В иезуитских школах была введена программа изучения не средневековой латыни, а классической латыни, древнееврейского и греческого языков, философии, логики, риторики. Присутствовала в обучении система оценок баллами и деление учащихся по возрастам. Главным методам обучения всех предметов был пересказ. Огромное внимание уделялось физическому воспитанию детей. Также чистоте и порядку не только среди учеников, но и в школе.

После заключения унии между православной и католической церквями в Бресте была открыта униатская школа.Их деятельностью руководила униатская коллегия, которая находилась в Риме и была создана за десять лет до принятия унии. В школах низшего типа ученики получали начальное образование, а высшего типа – изучали риторику, право, философию и богословие, историю. В основном школы предназначались для детей бедного населения, поэтому уровень их был невысоким.

К сожалению, об униатской школе, как и о многих других школах, сохранилось не так много информации, как хотелось бы. Однако из того, что есть, мы видим – основы современного образования были заложены сотни лет назад. И, несмотря на время, имеют своё продолжение…

Источник: Брестский Вестник
Автор: Наталья Шляжко