О транспортных «пробках» в городе, о качестве покрытия улиц, о мостах через Мухавец

24  Сентября 2010 г.  в 16:32 : Недвижимость

Корреспондент газеты «Вечерний Брест» побеседовал с председателем Брестского горисполкома Александром Палышенковым

– Транспортная проблема характерна для всех крупных городов и возникла не вчера, – объясняет мэр. – Постоянно растет количество автомобилей (сегодня в Бресте их около 130 тысяч). А улицы, построенные 50-60 лет назад, остались в тех же габаритах. Поэтому для города решение вопросов движения транспорта находится на втором месте после жилья. И этим мы в рамках имеющегося финансирования занимаемся постоянно.

Что уже сделано?

– Лет 7-8 назад начали исследование «узких» мест в городе. Таковым являлась в первую очередь ул. Брестских Дивизий. Даже при свободных железнодорожных переездах возможность разъехаться все равно была ограниченной. Начали с реконструкции этой улицы, и сегодня проблема снята. Параллельно выявилось, что участок ул. Республиканской (от ул. Брестских Дивизий до ул. Спортивной) тоже является узким «горлом», не позволяющим нормально выходить на ул. Брестских Дивизий, на Гурова, Красногвардейскую и т. д. И хотя пришлось снести несколько зданий, мы решили эту проблему. Если говорить о перспективах данного узла, то есть документация, которая уже прошла экспертизу и включена в программу строительства. В этом году будет начато строительство транспортно-разгрузочного кольца с трехполосным движением, которое позволит снять вопрос левого поворота с ул. Лейтенанта Рябцева на ул. Брестских Дивизий. Сейчас ведется реконструкция ул. Лейтенанта Рябцева с учетом того, что здания вдоль неё, ранее принадлежавшие военному ведомству, будут снесены, а территория отдана под строительство жилья площадью 500 тысяч кв. м.

Стоял вопрос по перекрестку бульваров Космонавтов и Шевченко с проспектом Машерова. При реконструкции б. Космонавтов были добавлены полосы, разворотные круги, запрещен левый поворот с пр. Машерова. Идеальным решением было бы устройство здесь подземных переходов. Но поскольку в этом месте проложено множество коммуникаций, проект является очень дорогостоящим, и пока время для его реализации не пришло. Сейчас надо стремиться разгрузить от автомобилей центральную часть города.

Каким способом? И что планируется сделать для более быстрого проезда с одного берега Мухавца на другой?

– Это два взаимосвязанных вопроса. В 2003 году мы начали строительство «Южного обхода», с тем чтобы транзитный транспорт, пересекающий погранпереход «Варшавский мост», не шел через центр и не загружал имеющиеся мосты. Была реконструирована ул. Суворова, разрушен старый аварийный мост и на его месте построен новый, а также еще один, ведущий от перехода на ул. Октябрьской Революции. Кстати, деньги на мосты и «Южный обход» были выделены президентом страны из республиканского бюджета, и объекты возведены в рекордно короткие сроки – за 25 месяцев вместо 48. В результате появились совершенно новые улицы – Октябрьской Революции и проспект Республики. Представьте, если бы этого обхода сейчас не существовало – город бы «задохнулся»! Осталось реконструировать небольшой участок ул. Суворова (от «Цветотрона» до «Южного» – там ул. Жукова приведена в порядок), чем мы сегодня и занимаемся. В 2011 году будет полностью организовано транзитное движение от перехода до Ковельской трассы.

Завершается реконструкция ул. Ковельской, с новым покрытием, тротуарами, освещением, то есть и на этом направлении вопрос решается. Кстати, на эти цели деньги через Минтранс выделены из республиканского бюджета. Да и работы на ул. Лейтенанта Рябцева финансируются на паритетных началах городом и Минтрансом. Полагаю, что удалось решить вопрос перекрестка Варшавского шоссе с ул. 28 Июля – теперь здесь нормальная развязка.

А вспомните, как было трудно попасть в «Южный городок», на «Вульку»! Там вообще дорог не было. Но в ходе переговоров с БелЖД, Минобороны удалось добиться решения убрать подъездные пути к погрузочно-разгрузочной платформе для военной техники. И «Вулька» была «освобождена». Это дало возможность построить, как я считаю, великолепные ул. Вульковскую, Рябиновую и Сяброўскую.

И все же полностью «Южный обход» проблему связи заречной части города с центром не решил.

– Сегодня действительно двух мостов недостаточно для решения проблемы. На «шевченковском» мосту – в час пик сплошные пробки. Но как только проезжаем транспортное кольцо (возле бюста Шевченко), дорога становится свободной. И мы сегодня стремимся найти комплексное решение этой проблемы.

Разрабатывается проектная документация (в эскизном варианте она уже существует) по бывшему Суворовскому мосту. Предложение будет представлено президенту во время его приезда в Брест для одобрения. Строительство требует огромных денег, и городской бюджет, безусловно, такие инвестиции не осилит. Конкретно речь идет о восстановлении некогда существовавшего моста. Но сам по себе он ничего не решает, поскольку ведет на Кобринский мост, который и без дополнительного транспорта забит. Решение реконструировать этот узел есть. Проект разрабатывает «Дорпроект». Кобринский путепровод будет трехполосным в обе стороны движения и иметь боковые развязки. А ул. Краснознаменная «нырнет» под путепровод, пойдет вдоль железнодорожного пути до ул. Орджоникидзе в районе «Газоаппарата». При этом будет убрана часть ж/д путей и прилегающих зданий возле моста по обе стороны ул. Московской. Таким образом часть транспорта, минуя центр, может выйти через ул. Орджоникидзе – Ленина на «Граевку», «Адамково», «Речицу».

Конечно, идеальным вариантом было бы возведение путепровода через железнодорожные пути на стыке ул. Брестских Дивизий, Лейтенанта Рябцева и Дворникова. Сегодня это нереально. Есть другой вариант перенаправить часть транспортного потока. А именно построить новую улицу через Сои с мостом через Мухавец, с выходом на ул. Зубачева. Реконструировать ее и ул. Героев Обороны Брестской Крепости, возвести путепровод через железную дорогу в створе ул. Смирнова. Таким образом транспорт (в том числе грузовой) с Ковельского направления может попасть на ту же «Речицу» и далее в Клейники, на терминал «Козловичи», и так далее.

А сроки?

– Рассчитываем, что и с проектированием, и со строительством мы должны справиться в ближайшее пятилетие. Не забываем еще об одном мосте – в створе ул. Ленина. Для его строительства надо убрать речной порт. Для него уже найдено место. Но это чуть более отдаленная перспектива. Кстати, постепенно ряд промышленных объектов будут «уходить» из центра. Так, в квартале, образованном ул. Гоголя, Фомина и проспектом Машерова, ликвидируется промзона, на ее месте строится жилье и ряд социально важных объектов. Все эти меры поспособствуют разгрузке центра города в первую очередь от грузового транспорта.

Есть еще одна проблема. Сегодня для того, чтобы добраться из «Ковалево» по существующему мосту в центр, в час пик необходимо выстоять длинную очередь. Планируется ли как-то решить этот вопрос?

– Уже в ближайшее время мы приступим к ремонту перекрестка ул. 28 Июля, Московской и Пионерской с выходом на реконструкцию ул. Я. Купалы. Убираем разрыв в центре Московской напротив остановки «БЭМЗ», но сделаем чуть дальше регулируемый перекресток в створе ул. Шлюзовой. Убираем левый поворот с ул. 28 Июля на Московскую – он-то и создает постоянную пробку. По новому проекту транспорт поворачивает с моста направо, движется к новому переезду и там поворачивает налево, а далее идет к центру. Причем этот участок будет шестиполосным.

Что касается ул. Я. Купалы, то ее реконструкция была просчитана еще в 2006 году, в ценах сегодняшнего дня ее стоимость – 60 миллиардов рублей. К концу года завершится изготовление проектно-сметной документации, к работам мы должны приступить в 2011-м.

Горожане нередко жалуются на качество покрытия улиц…

– До включения в черту Бреста ряда пригородных деревень у нас не имели твердого покрытия 60 км улиц. Сегодня – 206 км. Проблему планируем решить за пять лет. Улицы делятся на категории: с интенсивным движением (с учетом транзитного и общественного транспорта) и на малонагруженные, по которым в основном ездит частный транспорт. Во втором случае будем использовать щебеночно-эмульсионное покрытие, оно успешно освоено дорожниками. Мы также провели эксперимент на одном участке и получили отличные результаты. Поэтому в этом году закупаем специальную машину и оборудование – а это большие деньги – и со следующего года приступаем к работе над 140 км покрытия по этой технологии. По расчетам, прокладывая 30-50 км в год, за пять лет справимся. Остальные улицы будут заасфальтированы по старому методу. Причем планируется не просто закатывать проезжую часть – там, где необходимо, будет идти прокладка сетей канализации и водопровода.

О ливневках. Чуть ли не каждый день весной – осенью нам звонят читатели с криком отчаяния: «Тонем!»

– Проблема эта извечная. Город стоит при слиянии двух рек, по окраинам – на болотистой местности. Новое строительство практически не влияет на подтопления, хотя в некоторых случаях и это причина. Например, ЮВМР-3 построен на болоте. Участок засыпали, и вода, которая стекала в болото, пошла на бывшую деревню Вулька. Поэтому строим осушительный канал, возводим насосную станцию. За два года была разработана документация по водоотведению дождевых и грунтовых вод. Город за это заплатил 500 миллионов рублей. Определены «болевые» точки и начата работа в Задворцах, «Березовке», Гершонах, по Ковельскому шоссе. Все одновременно сделать нельзя, но думаю, что за несколько лет вопрос будет закрыт.

Еще один вопрос, который сейчас активно обсуждается, – о велосипедных дорожках.

– Могу ответственно заявить: повсеместное строительство велосипедных дорожек по городу, особенно в центре, невозможно. И глубоко убежден, что для брестчан это не основной вид транспорта. Но при проектировании новых улиц и реконструкции старых (там, где возможно) дорожки предусматриваются. В ближайшее время будет разработана схема велосипедного движения в городе.

Снова обращаются читатели: зачем так часто менять тротуарную плитку, например на бульваре Космонавтов. И куда девается старая?

– На бульваре плитка была уложена лет десять назад. Причина не только в физическом, но и в ее моральном износе. Таких участков немного, особенно если учесть, что за последние пять лет уложено 2,3 миллиона кв. м новой плитки. А снятая плитка актируется и складируется. Затем реализуется физическим и юридическим лицам для благоустройства частных подворий, территорий предприятий и учреждений.

Центр перманентно напоминает «вздыбленный» город. Сроки окончания работ хотя бы по нескольким объектам определены?

– Путепровод возле ж/д вокзала будет сдан в октябре, ремонтируемый участок бульвара Космонавтов и ул. Кирова полностью – к 15 ноября.

Спасибо за беседу.

Спрашивал Юрий Рубашевский
 

Источник информации: Вечерний Брест