Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках Viber Виртуального Бреста

"Дядя Ваня" - заявка на победу на "Белой Веже"?

13  Сентября 2019 г.  в 13:10, показов: 1116 : Фотофакт

Украинский режиссер Ярослав Федоришин называет Чехова своим любимым драматургом. Неудивительно, что спектакли по пьесам Антона Павловича у него получаются самыми успешными.

"Дядя Ваня" - заявка на победу на "Белой Веже"?

Львовский академический театр «Воскресиння» дважды получал Гран-при «Белой вежи», и оба раза – за Чехова. В 2007 году высшей награды был удостоен «Вишневый сад», а три года назад – «Чайка». «Дядя Ваня», с которым Федоришин приехал на этот фестиваль, –тоже громкая, убедительная заявка на победу. За спектаклем тянется длиннющий шлейф комплиментов от зарубежных критиков, которые называют его новым прочтением Чехова в современном театре.

Играют спектакль не хорошо знакомые нам украинские артисты, а венгерские. «Дядя Ваня» – это совместный проект Дануб Бенд Театра и Камерного Театра Барток. «В Беларуси имена этих актеров не известны, зато в Венгрии они считаются настоящими театральными звездами», – подчеркивает режиссер Ярослав Федоришин.

Высокий уровень своего мастерства артисты из города Вац подтвердили буквально в первые минуты пребывания на сцене. Оторваться от их очень эмоционального (иногда даже гипертрофированного) проживания чеховских страстей, подкрепленного фантастической пластикой, было просто невозможно.

"Дядя Ваня" - заявка на победу на "Белой Веже"?

Хотелось смаковать каждое актерское движение: как грациозно, филигранно, подобно античной героине, делает гимнастику Елена Андреевна; как зловеще перебирает зонтиками, словно паучьими лапами, ее престарелый муж – профессор Серебряков, много лет паразитировавший на жителях имения; как колоритно снимают пробу домашнего вина и напиваются до поросячьего смеха по-разному несчастные Астров, Войницкий и Телегин.

Федоришин поставил спектакль о невозможности быть счастливым, о тщетном поиске любви в мире, который сам находится на грани большой катастрофы. Тема потребительского отношения к природе звучит здесь даже в сценографии. Действие в «Дяде Ване» подчеркнуто разворачивается на фоне деревянных декораций – скамеек и сложносочиненной конструкции с огромным метафоричным колесом, которая трансформируется в зависимости от поставленной задачи то в пьедестал, то в детскую горку, то в супружеское ложе.

"Дядя Ваня" - заявка на победу на "Белой Веже"?

Спектакль, который поражает своей богатой эстетикой, решен абсолютно не бытовым способом, а символичным, сотканным из множества аллегорий и «пасхалок». В этой интерпретации чеховской пьесы критики разглядели множество отсылок и к чеховским спектаклям известных литовских режиссеров: Оскараса Коршуноваса и Эймунтаса Някрошюса, и даже к картинам художников эпохи Возрождения: Иеронима Босха и Питера Брейгеля.

– Этот спектакль – поклон режиссера великому искусству, – поделилась своим мнением о «Дяде Ване» критик из Грузии Этери Кекелидзе. – Федоришин, подобно Тарковскому, создал на сцене свой космос – не только эстетический, но и этический. Ведь его постановка – о вечных грехах, которые найдутся у каждого… 

Наверное, именно поэтому спектакль невозможно смотреть, не примеряя страдания чеховских героев – одиноких, сгорающих от ревности и жаждущих любви – на себя. В этот вечер слезы были и на сцене, и в зале. Такой реакции режиссер Ярослав Федоришин, судя по всему, не ожидал сам. Выйдя на поклон, он немного растерялся, а потом крикнул аплодирующей публике: «Браво вам!».

"Дядя Ваня" - заявка на победу на "Белой Веже"?

Источник информации: Газета Заря
Автор: Елена ДАНИЛОВА
Областная газета Заря
Система Orphus


Комментарии доступны только для
зарегистрированных пользователей сайта