Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках Viber Виртуального Бреста

Журналист Onliner Андрей Гомыляев: почему я до сих пор не проходил техосмотр

22 14  Августа 2019 г.  в 16:30, показов: 8087 : Автомобили, транспорт, ГАИ

Андрей Гомыляев — корреспондент раздела «Авто» Onliner. За последние пять лет сменил три личных автомобиля, только на одном из них был пройден техосмотр — по требованию лизинговой компании. И дело далеко не в экономии. Не остановил даже штраф.

Журналист Onliner Андрей Гомыляев: почему я до сих пор не проходил техосмотр

Считайте это правовым каминг-аутом. Да, я не прохожу техосмотр, как и сотни тысяч других водителей. Во время рейдов ГАИ я никогда не учил жизни, как пишут в сводках, «нерадивых» автомобилистов и не высказывал восхищения игнорированию этой процедуры. Каждый решает для себя. Я не поддавался на манипуляции со статистикой, якобы подчеркивающей важность ТО. Последний рейд ГАИ и «Белтехосмотра», в котором я был наблюдателем, еще больше укрепил мою позицию. 

Я не проходил техосмотр из-за необоснованности госпошлины, искусственно прилепленной к процедуре ТО. Фискальная нагрузка на белорусов и без нее довольно высока. Речь идет даже не о двойном налогообложении, а скорее о многоуровневом. Пошлина, сбор — существует много аналогов понятия. Суть не меняется — это налог. И это чуть ли не первый «открытый» налог для физических лиц. Те же НДС, ФСЗН отчисляются как бы незаметно, а потому менее болезненно. То есть большинство людей не видят, как эти денежки уходят. А тут появился сбор, организованный по принципу «вынь из кошелька да положь». Возможно, в этом кроются причины его первого неприятия.

Второе неприятие наступает, когда человек видит, что деньги как-то растворились. Как говорят, «платить стали больше, а дороги лучше не стали». Вроде бы на средства от госпошлины должны содержать трассы и улицы. Где подотчетность? На миг представьте другую реальность. Есть сайт, на нем указано, сколько денег собрано, сколько перечислено в каждый из регионов. А дальше — список ремонтируемых дорожных объектов со сметой и данными о тендерах для каждого. В конце таблички — баланс оставшихся или недостающих средств.

В условиях огромного запроса общества на прозрачность взаимоотношений с властью такой сайт должен существовать. И тогда у многих отпадут вопросы. Лично для меня не имеет особого значения форма оплаты: единовременно, помесячно или через топливо (пусть даже последний вариант называют самым честным), главное — видеть, куда ушли деньги. Только так я пойму свое личное участие в дорожном строительстве.

Журналист Onliner Андрей Гомыляев: почему я до сих пор не проходил техосмотр

Если задуматься, налог сам по себе (как и деньги, государства, границы и юрлица) — это социальный конструкт, воображаемая реальность. Он не состоит из атомов или живых белков, а является частью общественного договора. То есть люди договорились, что будет именно так. Как пишет Юваль Ной Харари, пока такая вера (или назовите это социальным договором) сохраняется, выдумка обладает реальной силой. На наших глазах эта вера рухнула. Лично я не верю, что госпошлина пойдет туда, куда следует. Думаю, сотни тысяч белорусских автомобилистов также не видят доказательств обратного.

Какое-то время мы старались соблюдать свою часть договора, выполняли обязательства. То есть поначалу платили, однако, не увидев изменений в лучшую сторону, перестали. Итог — минус 10 процентов визитов на станции ежегодно с 2014-го. И это уже нельзя остановить методами контроля.

Я не проходил техосмотр из-за его бесполезности. Думаю, каждый понимает, что прохождение техосмотра никак не гарантирует безопасность техсостояния машины. Если бы было иначе, тысячи СТО по всей стране работали бы только на основании показаний диагностических карт. Но машинам свойственно ломаться и без ведома госрегулятора. Тормозная система ни с кем не согласовывает свое состояние и может выйти из строя не по графику «раз в год».

Последние две свои машины я покупал в салоне. В таких случаях при техосмотре новый автомобиль даже не проходит линию, только получает штамп и наклейку. К слову, одну из самых дорогих наклеек в жизни водителя. Ну и какой смысл от этой процедуры? Может, в том, что это очередной скрытый налог? Еще веселее от того, что сейчас я езжу на Geely. Уже подготовил дежурную фразу на случай претензий из-за отсутствия ТО. Звучит так: «Неужели вы сомневаетесь в качестве нового автомобиля, который был собран на заводе, построенном после подписания меморандума отечественным Министерством промышленности?» (ударение на последние три слова).

Говорят, аварий по причине технических неисправностей стало на 13 процентов больше по итогам 2018 года. Утверждают, что в этом году произошло 8 таких происшествий, в которых 3 человека погибли и 27 получили ранения. А о том, что доля таких аварий в общем количестве составляет менее одного процента, не вспоминают. Для сравнения: каждое пятое (20%) ДТП случается на наших небезопасных пешеходных переходах.

Есть в запасе еще одна история — про собственный штраф. Дело было года четыре назад. Где-то под Ганцевичами на перекрестке остановил патруль. Все в порядке, только нет отметки о пройденном ТО. Объяснил свою позицию инспектору. Он предложил: «Ну, давай за техосмотр штрафовать не будем. Давай за что-нибудь другое. Например, за непристегнутые ремни». Слышал не одну подобную историю под соусом «сотрудники входят в положение». Отсюда и распространенный в народе вывод, мол, платить штрафы дешевле, чем проходить ТО.

Журналист Onliner Андрей Гомыляев: почему я до сих пор не проходил техосмотр

Я не выступаю за то, чтобы штрафовали всех и сразу. Это в принципе невозможно. Но когда контроль походит на лотерею с неприятностью вместо выигрыша, а рейды — на рыбалку в переполненном тазу, это тоже, согласитесь, ненормально.

Я не проходил техосмотр до сегодня. Но собираюсь пройти процедуру только технического осмотра без получения допуска к участию в дорожном движении. Сейчас объясню.

Готовя этот материал, я еще раз изучил законы и вновь стал блукать в их дебрях. Все эти формулировки в стиле «и другое», «кроме случаев, описанных в пункте N», «если иное не противоречит законодательству» путают людей и дают основания для манипуляций. Одна из них — смешение понятий «техосмотр» и «допуск к участию в дорожном движении», хотя на самом деле они различны. Идеальный закон со времен римского права должен быть построен по формуле «правило и санкция». Отличный пример приводит политолог Екатерина Шульман: «Не влезай — убьет». У нас все по-другому. Поэтому приходится разбираться.

Итак, в первую очередь нужно понимать, что водителей штрафуют не за отсутствие ТО. Статья 18.12.5 КоАП гласит: «Управление ТС, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке». Где тут говорится про техосмотр?

Идем дальше. В статье 7 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» происходит первое смешение понятий: «Госрегулирование в области дорожного движения включает в себя (в том числе) установление порядка проведения гостехосмотра ТС, самоходных машин И их допуска к участию в дорожном движении».

Закрепляется взаимная интеграция терминов в постановлении Совмина №630, которое утверждает порядок проведения ТО. В первой главе документа дается отдельное определение гостехосмотру, отдельное — разрешению на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. То есть подтверждается, что это разные термины. ТО — это совокупность организационно-технических мер, а разрешение на допуск — это документ (наклейка). Госпошлину нужно платить именно за выдачу разрешения (за получение наклейки). Но в пункте 4 понятия внезапно объединяют: «Разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении выдается работником „Белтехосмотра“ по месту проведения гостехосмотра ТС».

Становится очевидным, что ГАИ не имеет собственной статистики машин с непройденным техосмотром. Эти сведения есть у «Белтехосмотра» (по крайней мере, пока базы не объединены). Госавтоинспекция, опираясь на постановления, может использовать только число авто, в отношении которых не выдано разрешение на допуск к участию в движении. Фраза «штраф за непройденный ТО» юридически не верна, пусть мы и привыкли видеть ее в СМИ, в которых допускаются упрощения официально-делового стиля речи. Правда, статистику о машинах без наклейки очень сложно связать с угрозами безопасности, не так ли?

Все это говорит о том, что никто не запрещает мне пройти линию, а получение допуска проигнорировать. Это не спасет от штрафов, однако подарит спокойствие в вопросе технической безопасности. Никто не вправе будет упрекнуть меня, что я передвигаюсь на опасной тачке, а из-за таких, как я, «стало на 13 процентов больше аварий по причине технических неисправностей». Что выйдет из этой затеи, как-нибудь расскажу отдельно.

Источник информации: ONLINER
Автор: Андрей Гомыляев
ONLINER
Система Orphus


Комментарии доступны только для
зарегистрированных пользователей сайта


Йотунхейм 2019-08-15 08:32
Не понимаю в чём проблема ознакомится куда идут деньги от налога: ссылка Меня правда смущает что половина денег идёт на субвенции с не на дороги.

-12

Dzedpanas 2019-08-15 01:42
Фартовый, только один раз попался)

+1

Dr.Spaut 2019-08-14 21:25
Тем не менее, дороги делаются. Ну давайте все будем хотро...пыми. А потом вечно гундеть. Автор просто мелкий жлоб.

-80

s1969 2019-08-14 18:42
лотерея,однако.я регулярно прохожу техосмотр.в год меня тормозят минимум 6-8 раз.тупо для проверки доков.езжу каждый день по городу минимум 100 км.а по трассе и того больше.а если эти остановки перевести в штрафы?...вот тут дилемма.каждый решает сам.

-43

Igor-lora 2019-08-14 22:36
Сообщение от s1969
лотерея,однако.я регулярно прохожу техосмотр.в год меня тормозят минимум 6-8 раз.тупо для проверки доков.езжу каждый день по городу минимум 100 км.а по трассе и того больше.а если эти остановки перевести в штрафы?...вот тут дилемма.каждый решает сам.


За год проезжаю 90 тыс.Останавливают за год.раза два.

+24

Pilot 2019-08-14 19:24
Такой же режим передвижения и средний дневной "набег", но я почти не вижу инспектора у своей двери!
Последний раз в прошлом году, летом, на рубцева перед стройкой путепровода остановили, но инспектор подойдя к машине обошёл её и спросив меня все от в порядке и получив утвердительный ответ пожелав счастливого - попрощался!
Я не выдержал спросил - чего тормозил, ответ: показалось наличие неисправности, но убедившись что все в порядке не виду причин для дальнейшего общения!

+17

user16586 2019-08-14 18:14
Таким образом отсутствие ЗАКОНа РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 декабря 2013 г. № 96-З (о госпошлине за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), или возможности с ним ознакомиться водителю, сотрудники ГАИ могут проверить только наличие печати о прохождении технического осмотра (диагностическая карта с разрешением к участию в дорожном движении), но никак не об уплате госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Соответственно выписывать штраф водителю, у которого пройден технический осмотр, но не уплачена пошлина, (без предъявления подписанного закона), у сотрудника ГАИ нет оснований!

+15

Pilot 2019-08-14 19:28
Ты статью читал?
Человек же говорит тебе, что штрафуют не за отсутствие ТО!
Статья 18.12.5 КоАП гласит: «Управление ТС, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке». Где тут говорится про техосмотр? Это КОАП, причём здесь закон 96?

+2

user16586 2019-08-14 18:04
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 декабря 2013 г. № 96-З (о госпошлине за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), не принят, т.к. у гражданам не предоставлена возможность ознакомиться с текстом закона именно с подписью Президента, что нарушает их конституционные права. (красным выделено основное)
Статья 12. Конституция Республики Беларусь
Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Статья 14. Законы Республики Беларусь
1. Закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений. Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, представляется Президенту Республики Беларусь на подпись.
Статья 56. Обязательные реквизиты нормативных правовых актов
1. Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:
• вид;
• дата, место принятия (издания);
• регистрационный номер;
• название;
• должность, подпись, инициалы (инициал собственного имени) и фамилия должностного лица (лиц), уполномоченного подписывать нормативный правовой акт;
гриф утверждения, гриф приложения, ограничительный гриф «Для служебного пользования», гриф секретности в случаях и порядке, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 приложения к настоящему Закону и иными актами законодательства. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2568 47 2. В законах дополнительно указываются обязательные реквизиты «Принят Палатой представителей», «Одобрен Советом Республики».
Статья 57. Подписание нормативных правовых актов
1. Подписание нормативных правовых актов осуществляется: решений, принятых республиканским референдумом, законов, декретов, указов, распоряжений Президента Республики Беларусь – Президентом Республики Беларусь; постановлений Совета Министров Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов – руководителем нормотворческого органа (должностным лицом), принявшего (издавшим) нормативный правовой акт, а в отсутствие руководителя – его первым заместителем или лицом, исполняющим обязанности руководителя, если иное не предусмотрено законодательными актами; решений, принятых местным референдумом, – руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
3. Статьи Конституции Республики Беларусь, ссылка на конституцию ссылка Статья 34. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Статья 40. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Статья 84. Президент Республики Беларусь:
(указал только интересующий нас пункт)

24) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
Итого: Как оказалось, у граждан нет возможности ознакомиться с подписанным законом (с копией закона с подписью), даже по официальному запросу в Министерству по Налогам и сборам и в Палату Представителей. Переписку гражданина с просьбой дать возможность ознакомиться с законом, можно посмотреть по ссылке, ссылка

+19

Pilot 2019-08-14 19:29
Ты видел хоть один подписанный закон?
А конституцию с подписью видел?

-18

Иван Иванов 2019-08-14 17:30
все правильно, нужна прозрачность - а то привыкли как в советские времена, все в центр,все в колхоз, а там разберемся... у меня был случай, я прохожу техосмотр и через два дня у меня ломается полуось на перекретске, в меня чуть не влетает троллейбус и у меня резонный вопрос - в чем смысл в формальном подергать подвеску и проверить лампочки, я их и без них заменю. Тормоза, разная степень нажатия, ну здесь да. Выхлоп ? с этим вообще все сложно, когда передомной едет машина с дизелем и вырезанным катализатором, у меня автоматически отключается забор воздуха с улицы, мозг машины определяет как будто я стою в пробке - в итоге вопрос почему мозг машины определяет что загрязнение от дизелей есть а на сто этого не замечают. короче все это фикция. фикция чтобы содрать деньги, включите стоимость в бензин и не морочте голову ни себе ни людям (а сдается мне она уже и включена в топливо эта пошлина, пошлину на пошлину не камильфо включать)

+77

vopros_iz_zala 2019-08-14 17:23
Налог - воображаемая реальность в том случае, если у тебя нет никаких тебований к государству - ушёл в лес, срубил хату, охота рыбалка, еды хватает, обувь из коры, шкуры животных вместо одежды... живи наслаждайся. Как только у тебя появляются требования и запросы к управляющему твоим социумом звену, тогда и налог перестает быть воображаемой реальностью и начинает с чем-то увязываться. Так же и деньги - воображаемая реальность это когда они безмерно печатаются и распространяются. Когда они с чем-то увязаны или что-то выражают, перестают быть воображ реальностью. Так уж заведего.

-28

Pilot 2019-08-14 19:31
Вах, браво!
Красиво и осень точно сказано!

-8

vodila 2019-08-14 19:09
Все правильно, если бюджет прозрачен и ты видишь куда идут твои налоги.

+39

vopros_iz_zala 2019-08-14 22:58
Вы считаете что вся инфраструктура -это за счет санты клауса с северного полюса? Потому что вы не видите бюджет?

-14

Alexei_Ya 2019-08-14 16:57
У меня такая идея возникла года два назад. Но что-то все не доеду до станции техосмотра, дабы получить этот листок формата а4... думаю после этой статьи всё-таки решусь потратить время и пройти линию осмотра.

+14

Igor-lora 2019-08-14 18:35
Сообщение от Alexei_Ya
У меня такая идея возникла года два назад. Но что-то все не доеду до станции техосмотра, дабы получить этот листок формата а4... думаю после этой статьи всё-таки решусь потратить время и пройти линию осмотра.

Неужели вы верите что этот листок вас спасет от штрафа?
Или для чего он вам?

+13

Alexei_Ya 2019-08-15 08:32
Вовсе нет. Как и сказано в статье, меня не упрекнут что авто неисправно. То прошёл и там написано будет что авто годно к эксплуатации. Другое дело что не будет дорогой наклейки и печати в техпаспорте.

+2

Igor-lora 2019-08-15 11:23
Сообщение от Alexei_Ya
Вовсе нет. Как и сказано в статье, меня не упрекнут что авто неисправно. То прошёл и там написано будет что авто годно к эксплуатации. Другое дело что не будет дорогой наклейки и печати в техпаспорте.

Меня никто никогда не упрекает на дороге.дают или штраф или просто отпускают.Так для чего вам эта бумажка на дороге?

+2

vodila 2019-08-14 16:52
Все правильно. Техосмотр пройти никто не откажется, а вот деньги кому-то на очередной майбох давать никто не хочет.

+178

kuvalda 2019-08-14 16:39
добавить нечего все верно

+154


Страницы: [1]