Дорожный сбор не отвязали от техосмотра: дождутся ли станции ТО клиентов

1  Апреля 2019 г.  в 20:14 : Разное: обо всём понемногу

В ожидании изменений в порядке уплаты дорожного сбора водители по-прежнему ездят без техосмотра, а количество ДТП с участием неисправных автомобилей, растет.

Дорожный сбор не отвязали от техосмотра: дождутся ли станции ТО клиентов

Sputnik побывал на столичной диагностической станции 1 апреля: водители ждут "справедливой привязки пошлины к бензину", а в "Белтехосмотре" утверждают, что физлица уже несколько лет ездят на обслуживание совсем неохотно.

Белорусские автомобилисты ждали 1 апреля еще с начала года: тогда было впервые озвучено, что прохождение технического осмотра могут отвязать от уплаты госпошлины на участие в дорожном движении. Как скоро будет реализована новая система – не конкретизировали. Проект указа был вынесен на рассмотрение в Администрацию президента, однако он до сих пор не подписан.

"Приехал на рабочей машине, на своей ТО не прохожу"

На государственной станции диагностики 1 апреля, совершенно пусто: на линиях для прохождения технического осмотра очереди ждет всего одно авто. Водитель легковушки поясняет: машина не личная, а рабочая, вот и приехал.

"На своей не проходил года два. Конечно, перемен жду, как отвяжут одно от другого – буду проходить, как и раньше, сейчас пусть проходят те, у кого есть лишние деньги. Немаленькая получается сумма, а у меня двое детей и кредит на жилье, бьет по карману. Бояться не боимся: своей машиной пользуемся редко, по выходным в основном. А с пошлиной этой… Разрешили бы хоть частями ее гасить, чтоб не все за раз, а ежемесячно, например", – поделился он со Sputnik.

В Белтехосмотре утверждают, что физлица уже несколько лет ездят на обслуживание совсем неохотно

© SPUTNIK / ВАЛЕРИЯ БЕРЕКЧИЯН

В "Белтехосмотре" утверждают, что физлица уже несколько лет ездят на обслуживание совсем неохотно

Нет людей и внутри – здесь всего по одному посетителю в помещении для приема и обслуживания заказчиков и около окошка для оплаты. Специалисты откровенно скучают.

"Вообще, к весне, когда народ планирует дальние поездки (скоро же Пасха, Радуница, День Победы), проходить начинают активнее с каждым месяцем, боятся. Но пока тишина, может, к обеду чуть активнее поедут. В целом, за последние годы количество людей, которые приезжают на ТО, существенно снизилось", – заглядывает в журнал работница диагностической станции.

Женщина делится: людей все равно видит одних и тех же – юрлица просто вынуждены проходить ТО, а завсегдатаи станции, которые добросовестно проходили его раньше, остались и сегодня. "Особенно курьеры, да и просто люди, кто по деловым вопросам часто перемещается по городу на машине, – проходят, куда деваться. Не все понимают, что отвязать-то отвяжут, но штрафовать после этого станут отдельно – и за неуплаченную госпошлину, и за непройденный техосмотр", – рассуждает собеседница.

Прохождение техосмотра и выдача диагностической карты в Москве

© SPUTNIK / КОНСТАНТИН ЧАЛАБОВ

Многие автовладельцы годами ездят без техосмотра, уверяя, что за технической исправностью автомобиля следят регулярно

Честно? Привязать госпошлину к бензину!

К слову, накануне (как и в последней декаде марта в целом) ажиотажа на станции тоже не наблюдали: оно и понятно, в заключении фиксируется лишь месяц прохождения, так что большинство водителей привыкли ждать первых чисел. По словам одного из механиков, несколько лет назад в эти дни на линиях было бы не протолкнуться – тогда стояли очереди, а сегодня работы у специалистов совсем нет.

К слову, записаться на прохождение техосмотра здесь можно онлайн или по телефону: согласно предварительному графику, закрепленному прямо на стене около линий, сегодня сюда собираются всего четыре автовладельца. Наблюдаем, как на одной из линий роллета поднимается, впуская на техосмотр единственный автомобиль. И на стоянке снова становится тихо.

"Раньше первого и второго числа (в любой месяц) с самого раннего часа тут очередь выстраивалась. А теперь смотрите: одиннадцать утра скоро, а у нас одна машина. Юрлица еще хоть как-то едут, а вот "физики" – совсем слабо", – подтверждает механик.

Еще одного водителя встречаем уже на выходе после оформления процедуры. Собеседник делится: попытался расспросить "местных", а они огорошили – ничего, говорят, не изменится, потому что совершенно непонятно, как по-новому взимать госпошлину.

Похвастаться большим количеством записанных автомобилей на станции не могут

© SPUTNIK / ВАЛЕРИЯ БЕРЕКЧИЯН

Похвастаться большим количеством записанных автомобилей на станции не могут

"Я такую позицию занял: мне нужно раз год проходить техосмотр, а я прохожу раз в два, чтобы был хоть какой-то. Даже если остановят иной раз, выйдет дешевле: техосмотр с пошлиной обходятся рублей в 170, а если попадешься раз-два в год, заплатишь всего две базовых. Да и ГАИ по-разному реагирует за отсутствие ТО сейчас, зависит от инспектора: у одного план "горит" и он штрафует, а другой может и рукой махнуть, отпустить", – признается автовладелец.

По мнению собеседника (которое, к слову, разделяют многие белорусские автомобилисты), налог на участие в дорожном движении справедливо "привязать к бензину".

"Согласитесь, так честнее: сколько ездишь, столько и платишь; у таксистов одна сумма будет, у пенсионеров, которые раз в неделю выезжают – другая. И у большинства моих знакомых аналогичная позиция. До 2014-го я каждый год техосмотр проходил. Ну а с точки зрения безопасности – я все время обслуживаю машину на СТО, так что знаю, какое у нее состояние", – говорит водитель.

Каждое третье авто в стране – без техосмотра

По словам Сергея Коровацкого, начальника одного из филиалов "Белтехосмотра" в Минске, в первых числах на диагностической станции №210 должно быть многолюдно, но на большой ажиотаж 1 апреля тут все же не рассчитывали, хотя, конечно, хотелось бы. Может, не проснулись еще?

"До 2014 года наблюдался рост по предоставлению транспорта на ТО, связано это было и с тем, что дорожная инфраструктура развивалась, количество транспортных средств увеличивалось. А после 2014 появилась очевидная тенденция к снижению. Так что новостей и мы ждем, сами видите", – говорит Коровацкий, обновляя сайт национального правового портала.

Собеседник агентства делится цифрами: в 2018 году гостехосмотр в Беларуси благополучно прошло на 10,4% меньше автомобилей, чем в минувшем (а в Минске – на 17,5% меньше).

Работа пункта технического осмотра автомобилей

© SPUTNIK / РУСЛАН КРИВОБОК

На станции прохождения техосмотра с грустью вспоминают времена, когда к ним стояла очередь

"В прошлом году по результатам проведения гостехосмотра выдано почти 1,24 миллиона разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. А общее количество зарегистрированных в Беларуси транспортных средств – более 4,29 миллиона единиц", – делится цифрами Коровацкий.

Нельзя не учитывать, что эксплуатируются не все зарегистрированные транспортные средства (есть раритетные, спортивные автомобили, которые не выезжают на дороги общего пользования), но даже с учетом погрешности цифры получаются довольно удручающими.

"Можно статистически подсчитать, что каждая третья машина в стране – без техосмотра. Как-то так", – резюмирует собеседник агентства.

Растет число аварий из-за технических неисправностей

Некоторые белорусы, делится специалист, ездят на технически неисправных автомобилях, которым больше десятка лет просто потому, что для прохождения ТО их надо привести в порядок, а это – весьма затратно. Осознавая "бесперспективность" этого процесса, такие водители просто объезжают диагностические станции стороной.

А в рейдах, которые проводили "Белтехосмотр" вместе с ГАИ в прошлом году и начале текущего, удалось выяснить, что более 30% от общего количества проверенных транспортных средств эксплуатируется без ТО (выявляют даже факты управления машиной с поддельным штампом в сертификате).

Работа пункта технического осмотра автомобилей

© SPUTNIK / РУСЛАН КРИВОБОК

Работа пункта технического осмотра автомобилей

"В ГАИ мы получили сведения о том, что за прошедший год в Минске допущено четыре учетных ДТП – тех, в которых погибли или были ранены люди, – в которых пострадали 14 человек (а в 2017-ом было два ДТП и четыре пострадавших). Можно констатировать рост аварий, которые произошли по причине технической неисправности автомобиля", – говорит Коровацкий.

Выявить неисправность авто можно при проведении экспертизы, но дело в том, что после аварий с исключительно материальным ущербом такая экспертиза не проводится вовсе. "Получается, что водителю проще сказать инспектору, что он зазевался, чем признать очевидный факт: не смог выдержать необходимую дистанцию движения, потому что неэффективно сработала тормозная система. В итоге, водители не признаются, что авто – технически неисправно, ссылаются на человеческий фактор. А европейский опыт показывает, что порядка 15% ДТП происходят именно по причине технической неисправности авто", – утверждает Коровацкий.

По его мнению, отвязка госпошлины от техосмотра существенно упростит автовладельцам жизнь.

"Для многих сумма этой госпошлины действительно непосильна, человек не может выплатить ее одномоментно. Мы предполагаем, новый указ даст возможность платить как каждый месяц, так и сразу за два года с понижающим коэффициентом. Рассчитываем, что это сыграет положительно: мы призывали людей к ответственности перед законом, а экономический эффект от той процедуры сводил на ноль все наши усилия", – резюмирует он.

Источник: Спутник Беларусь
Автор: Валерия Берекчиян