Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

На Брестском авторынке снова «похолодало»

9  Августа 2010 г.  в 10:38 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

На улице – жара, а на авторынке – настоящие заморозки. Ситуация с продажами машин напоминает ту, что сложилась полтора года назад, когда грянул кризис. Но сейчас причины застоя иные. Иномарок в страну ввезли гораздо больше, чем смог «переварить» рынок.

Запас убытки чинит

В первом полугодии белорусы активно импортировали легковые авто. Не секрет, что на волне слухов о повышении пошлин и образовании единого таможенного пространства с Россией перегонщики запасались машинами, чтобы потом продать их подороже россиянам.

Но этим планам сбыться оказалось не суждено. Пошлины так и не поднялись, а российская сторона заявила, что без растаможки ни одна иномарка из Беларуси зарегистрирована в РФ не будет. В результате пригнанные авто стали настоящим балластом. И довольно внушительным, если учесть, что за январь-июнь в нашу страну пригнали около 60 тысяч «бэушек» - примерно на треть больше, чем за тот же прошлогодний период.

Товар есть, спроса – нет

Если до 1 июля какая-то активность на вторичном рынке еще была, то после этой даты, когда стало ясно, что растаможка не подорожает, продажи практически сошли на нет.

- Машины я сейчас не вожу вообще, - говорит брестский предприниматель Игорь, гоняющий под заказ иномарки. – Кое-что удалось продать весной, но одно авто еще «висит». Цену выставляю смешную, только чтобы затраты отбить, но покупателей нет. И я еще считаю, мне повезло. Мой коллега влез в долги, чтобы заказать три машины, а когда они пришли, оказались никому не нужны.

Если посмотреть на объявления на брестском региональном сайте «Из рук в руки», можно увидеть, что стоимость предлагаемых авто ощутимо снизилась в сравнении с началом сезона. К примеру, десятилетняя дизельная «Audi A4» за полгода подешевела на 300 - 500 у.е. А бензиновые «Peugeot-406» такого же возраста можно найти на 400 - 600 долларов дешевле, чем в начале весны.

Сэкономить на дилере

Что касается рынка новых авто, здесь затишье наступило еще в начале года - когда для официальных дилеров существенно подорожала растаможка иномарок. Машины выросли в цене, и, как следствие, продажи в салонах сократились втрое.

Тем временем желающие приобрести новые авто обратили взоры за границу.

- В первом полугодии импорт новых авто физическими лицами увеличился примерно в четыре раза, - рассказал «Заре» председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич. – Многие граждане посчитали, что выгоднее «пригнать» иномарку из-за рубежа, чем покупать ее у дилера. И такая тенденция будет сохраняться, пока существует значительная разница в пошлинах для физических и юридических лиц.

По мнению Сергея Михневича, решить проблему могло бы снижение пошлин на новые авто, ввозимые юрлицами. Если она сравняется с пошлинами для граждан, покупателей в белорусских автосалонах станет гораздо больше. Еще один выход – развитие системы Trade-in (это когда вашу старую машину с доплатой дилер меняет на новую). В Беларуси она могла бы получить распространение при введении льготы по налогу на добавленную стоимость. Это позволило бы снизить цены, а значит и размер доплаты при обмене машины.

Пока же продажи дилеров во многом держатся на спросе со стороны фирм и предприятий. А в пятерке самых продаваемых новых иномарок ВАЗ, который ввозится в Беларусь без растаможки, отнял пальму первенства у Volkswagen. За ними идут Renault, Skoda и Peugeot.

Вопрос эксперту

Долго ли будут опускаться цены на рынке «бэушек»?

- Думаю, что нет, - говорит председатель правления БАА Сергей Михневич. – Сейчас на вторичном рынке, по сути, идет распродажа того, что было ввезено в первом полугодии, поэтому и цены столь привлекательные. Пусть медленно, но эти авто раскупят, ведь, как показывает практика, примерная потребность в обновлении автопарка в Беларуси составляет 100 - 150 тысяч машин в год.

К тому же сейчас растет курс евро, а многие иномарки попадают в Беларусь из стран еврозоны. Постепенно увеличиваются и зарплаты. Это к концу года может привести к небольшому, но стабильному росту спроса на авто, а значит – и к росту цен.
 

Сергей МАГДЫСЮК