Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках Viber Виртуального Бреста

Беги, Андрей, беги. Почему один из лучших белорусских музыкальных мастеров уезжает из страны

45 20  Октября 2018 г.  в 12:05, показов: 8135 : Виртуальная экскурсия

Один из лучших музыкальных мастеров Беларуси Андрей Шкледа очень любит родину, но что-то в их отношениях пошло не так. Он сделал для страны первые виолы, изготовил спинет и клавесин для Мирского замка, арфу и виолу да гамба для Несвижа, инструменты для мозырского ансамбля средневековой музыки. С его участием создали скрипку, которую оценил президент. А что сделала страна для Андрея? Живет полесский самородок в наполовину отремонтированной квартире родственника и перемалывает муку в домашних жерновах — так она получается дешевле магазинной. Как тебе такое, Илон Маск?

Беги, Андрей, беги. Почему один из лучших белорусских музыкальных мастеров уезжает из страны

С Андреем мы встречаемся в той самой полуотремонтированной квартире. Межкомнатных дверей нет, туалет прикрыт занавеской, а на бетонном полу коридора лежит узкая полоска старого линолеума, которая ведет в оклеенную обоями спальню. Мы проходим по бежевой линолеумной дорожке мимо заваленной досками мастерской в единственную обставленную комнату. В углу спальни стоит гитара ручной работы мастера, рядом — футляр с виолой. На второй кровати стенку подпирает дека для лютни. Она впитывает в себя звуки:

— Музыкальные частоты оставляют свой рисунок на деке, — делится своим секретом Андрей, — Рисунок формируют тона годами. Мы сейчас разговариваем, а она резонирует. Когда она примет все частоты, тогда ее можно клеить. Сразу свеженькая дека не будет так звучать.

— И сколько дека должна простоять?

— Лет пять где-то.

Фото: Станислав Коршунов

Сейчас Андрей работает над колесной лирой. Не на заказ, для себя.

— Белорусская колесная лира отличается от всех лир других стран. У нее свой звук, особенности, которые здесь сформировались.

Но уже в конце ноября Андрея здесь не будет. Ни в Пинске, ни в Беларуси в целом. Он заканчивает оформление документов, чтобы переехать с женой в Варшаву. Сына Матвея пока отправил в Мозырь к теще. Там он будет жить, пока родители не устроятся на новом месте.

О переезде Андрей рассказывает без энтузиазма. Видно, что решение непростое, вынужденное, но за несколько лет сомнений, взвешиваний и обдумываний он устал уговаривать сам себя остаться. Причина банальная: хочет заниматься любимым делом и получать за это нормальные деньги.

— В этом году Матвей у меня из мастерской целую зиму не вылазил. Говорит: «Папа, такая интересная работа, я бы хотел, как ты работать — но когда я вырасту, я же буду такой же бедный, как ты с мамой». Я хочу, чтобы я мог пойти в магазин и купить овощи, фрукты. А я прихожу в магазин и думаю: «Так, я сегодня не буду кефир покупать». Муку уже не покупаю. Сам перемалываю. Жернова у меня стоят, мешок зерна купил, — объясняет Андрей.

«У мамки деньги на бустилат попросил»

Изготовлением музыкальных инструментов Андрей занимается больше 20 лет. Его руками создавались гитары, скрипки, виолы, арфы, контрабасы, виолончели, лютни, белорусские дуды. Это лишь обобщенный список. В общей сложности он сделал около 250 инструментов.

А началось все с детского увлечения.

— Первый инструмент я сделал в 14 лет. Вырезал из дерева гриф, корпус из фанеры, струны из проволоки от пчелиных рамок деда. Получилось что-то похожее на балалайку. Мы с братом называли его тарамбайкой, — вспоминает Андрей.

Через год парень, который и в школе музыкальной-то не учился, загорелся идеей сделать себе гитару.

— Захотелось научиться играть. Брат когда-то в церкви видел, как мужчина играл на гитаре. Очень красиво. Брат мне рассказал — и я подумал, что мне надо гитару. Купить — дорого, стал спрашивать, как сделать. У знакомого был инструмент, так я по нему чертежи делал, записывал, считал. Прикинул: наверное, гриф из цельного куска дерева делается, а как они этот изгиб (обечайку. — TUT.BY) делают? С ума сойти, как же они так дерево выгибают? Помню дед, когда делал сито, молотком стучал, и дерево как-то гнулось потихоньку. Я так пробовал — ничего не получалось. Фанера ломалась. Кто-то говорил, что надо вымачивать. Не помогло. Тогда же некому было технологию рассказать.

Фото: Станислав Коршунов

Первую авторскую гитару Андрей все-таки сделал. Гриф смастерил из ветки ольхи, которую спилил в лесу. Рассчитал — и за день вырезал.

— Топор, нож, стамеска… У меня только стружки летели. Баба ходила, смеялась: «Скрыпку нэйку робыты будэ».

Гриф получился ровный, красивый. Корпус сделал из фанеры, а обечайки — из ДВП от задней стенки старого шкафа. Склеил все это дело строительным бустилатом:

— У мамки деньги на бустилат попросил. Мы бедно очень жили. Она даже на бустилат сначала не хотела мне дать. Но уговорил — дала.

Зашлифовал, покрыл лаком. Издалека гитара, говорит, вроде даже похожа была на магазинную. Правда, через пару дней клей начал отставать.

— Она звучала ужасно. Но для меня и так было хорошо. Я на ней учился играть.

«Если тембра нет — не хочется этот инструмент слушать»

С шестого класса Андрей начал подрабатывать ремонтом и продажей гитар собственного производства. Реализовывал товар друзьям, знакомым, сверстникам по 100 долларов за штуку. В школьные годы подросток познакомился с известным музыкальным мастером Юрием Дубновицким. Под его руководством потом оттачивал свое мастерство. Окончив школу, Андрей поступил в строительное училище по специальности штукатур-маляр.

— Учился слабо. Мне было не до этого. Я «летал в космосе». У меня в голове были всякие схемы гитар Торреса, Рамиреса. На математике рисовал гитары, высчитывал давление, жесткость гитарных пружин.

Фото: Станислав Коршунов

После училища Андрей продолжил работать в мастерской своего учителя Дубновицкого. На первых порах был подмастерьем. Там он набрался опыта, отточил технику — и сам стал мастером.

— В авторских инструментах каждая нота имеет свой характер, красоту, оттенок. Я когда сам беру в руки недорогой инструмент, слушаю — и даже играть не хочется. Дека вся должна работать. Каждый участок должен работать на звук. Главное — это настройки. Никто этому не учит, не скажет. Это секрет. Каждый мастер должен этому научиться. Если не научится, то он просто будет музыкальным столяром: делать дешевенькие скрипочки, гитары для музыкальных школ.

Сейчас на гитарах Андрея играют музыканты в ближнем и дальнем зарубежье, а к нему самому уже приезжают мастера на стажировку. На изготовление одной гитары у Андрея уходит от трех до шести месяцев работы, а стоит она около 1500 долларов.

— Раньше мастера очень щепетильно относились к тембру. Что такое тембр — это душа. Если тембра нет — не хочется этот инструмент слушать. Он должен чем-то завораживать, какая-то магия в нем должна быть неземная, — говорит Андрей, хватает свою гитару и берет несколько аккордов, а затем прерывается и заканчивает мысль. — Или должна быть какая-то прозрачность, или кристальность, или хрустальность. Или какой-то шелк…

Со временем мастер расширил круг своих интересов. Увлекся средневековыми инструментами. Чертежи искал по архивам, на платных интернет-сайтах:

— Как-то услышал виолу. В то время интернет был еще слабый. Помню несколько часов качали музыкальный файл — там на виоле да гамба играли. Я как послушал… Ой-ой-ой… Решил, что сделаю виолу.

Свою первую виолу Андрей подсмотрел на картине Паоло Виронезе «Брак в Кане Галилейской». Увеличил фрагмент с инструментом, сделал чертеж — и через несколько месяцев работы изделие было готово.

Беги, Андрей, беги. Почему один из лучших белорусских музыкальных мастеров уезжает из страны

«Были такие времена, что хоть умирай с голоду»

Свое увлечение средневековой музыкой Андрей привез с собой в Мозырь, где прожил с семьей восемь лет. Там он работал настройщиком музыкальных инструментов в одном из учреждений культуры и организовал ансамбль средневековой музыки.

— Я всегда занимался музыкальными инструментами. Редко когда переключался на какие-то заработки, какие-то поездки, фирмы. Бывало такое, что заказы пропадали — тогда приходилось крутиться.

Сейчас, по признанию Андрея, приходится крутиться еще быстрее — заказов нет вообще. Как и музыкальных «халтур».

— Были такие времена, что ты хоть умирай с голоду. Не умер бы, конечно. Нашел бы что продать. Ну что я могу продать? Как вот алкоголики все из дома выносят, так и у меня такая ситуация была. Но все равно как-то выкарабкивался: то кто-то в долг даст, кто-то поможет, то какой-то заказик или ремонтик появится. (…) А потом как-то резко оборвались заказы, — признается Андрей.

Беги, Андрей, беги. Почему один из лучших белорусских музыкальных мастеров уезжает из страны

Местный журналист Павел Куницкий весной этого года обратился в Пинский горисполком с вопросом, почему Андрею Шкледе нет должного применения в родном городе. Письмо переадресовали службе занятости. Предложить мастеру смогли лишь вакансии грузчика, скотника и т. д, пишет «Вечерний Брест». Позже Андрей побывал на приеме у теперь уже бывшего председателя Пинского горисполкома и поделился мечтой организовать в Пинске мастерскую по изготовлению, ремонту и реставрации музыкальных инструментов, создать при ней музей. Но и эта идея не нашла отклика.

«У вас, уважаемый, мастер, нет образования, поддержать ваши идеи за счет бюджета мы не можем. Регистрируйтесь как индивидуальный предприниматель и работайте…» — такой был ответ, сообщает «Вечерний Брест».

Андрей может сделать крутейшую гитару, но не может продать ее подороже. Продвижение товара, реклама, маркетинг, SMM — это не про него. Он обойдет полмира, чтобы найти тот самый годами выдержанный материал для скрипки, достанет душу из мастера, выведывая секреты изготовления редкого музыкального инструмента, месяцами будет сидеть над гитарными деками, но даже не просите его рекламировать свой собственный продукт. Он не пиарщик, экономист или маркетолог. Андрей — штукатур-маляр и Мастер.

— Я сам виноват, может быть. Нужно было ездить везде, рекламировать себя. Я этого практически не делал. Очень редко этим занимался. Ну не было денег, чтобы выезжать куда-то, — вздохнул Андрей.

Беги, Андрей, беги. Почему один из лучших белорусских музыкальных мастеров уезжает из страны

Все пройдет?

В Варшаве Андрей планирует заниматься тем же — создавать музыкальные инструменты. В ближайших планах закончить колесную лиру и взяться за орган — его уже начнет делать в Польше.

Прощаться с Андреем тяжело — когда еще в следующий раз увидимся. Хочется, сказать «Не уезжай, одумайся», приправить это чем-нибудь приторным в духе: «Все пройдет»… Но видишь жернова, мешок муки в углу, узкую полоску старого линолеума на бетонном полу коридора и понимаешь, что его не отговаривать не нужно.

Беги, Андрей, беги.

Источник информации: TUT.BY
Автор: Станислав Коршунов
Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации и авторизации на сайте


хватить ныть_гость 2018-10-22 18:19
Андрей уедет из Беларуси в Америку,
Мадонна, как обещала, приедет из Америку в Белоруссию - так и будем жить, весело и интересно.
0

Алексей Трубач_гость 2018-10-31 09:10
Только нам присылают всяких дегенератов, а от нас лучшие ребята уезжают
0

БУДУЩИЙ ПРЕЗИДЕНТ_гость 2018-10-22 08:46
БЕГИ АНДРЕЙ ОТСЮДА. ВСЕ БЕГУТ. СКОРО ЗДЕСЬ ОСТАНУТСЯ ТОЛЬКО МЕНТЫ,ВОЕННЫЕ И ЧИНУШИ...В ЭТОМ СИНЕОКОМ ЛАГЕРЕ...
+5

а кто нам нужен ?_гость 2018-10-22 08:27
даже штукатуром работать сможет не каждый -не у всех руки растут из нужного места А такие люди как Андрей это уникумы невозможно научить подобному мастерству если нет у человека Божьей искры И это не хобби заколки для волос делать У Андрея золотые руки ему нужна хорошая реклама
+4

Всё равно удачи_гость 2018-10-21 11:19
Мне очень импонируют такие люди, но как сказал кто то из уважаемых людей-"Самая большая удача-это когда работа совпадает с хобби". К сожалению это большая редкость и дохода не приносит. Есть виртуозные музыканты самоучки, есть такие же певцы, знаю людей делающих своими руками замечательные вещи из дерева -просто шедевры...но в свободное от работы время, кормить то семью надо, а все остальное извините называется хобби.Я желаю ему удачи, но не думаю, что в РП его ждёт другая судьба, ну если только случайно не найдётся богатый спонсор двигающий его продукцию, или он не станет лучшим среди лучших (но Страдивари рождаются редко).
+13

Dr.Spaut 2018-10-20 23:00
Молодец, мастер! Но не думаю, что в Польше будет лучше. Очень жаль!! Если уедет, хотелось бы через год прочитать как сложилась судьба.

+11

ккк_гость 2018-10-20 21:31
Правильно - уезжай человек из этого сасута - тут такие не нужны
+16

Привет _гость 2018-10-20 19:35
Здесь таких не ценят, тут в цене батраки, рабы которые пашут, не поднимая головы и не задавая вопросов, которых пугают каждый день на планерках - начальством, проверками и лишениями премиальных. Тебе это не надо!!! Удачи!!
+58

сальери_гость 2018-10-20 18:34
старая истина талантам нужно помогать бездарности пробьются сами
+46

рулька_гость 2018-10-20 18:01
Муж, жена, устройтесь на работу. Рублей 600 на двоих точно будете получать. А там, глядишь, и муку сможете себе позволить.
Это ж как нужно жить, чтобы из зерна муку молотить?!
Не сочувствую, простите.
-31

Поляк_гость 2018-10-20 18:28
то же самое и в Польше будет, только подарят мукомолку Zelmer
-21

1969_гость 2018-10-20 17:57
не ты первый-не ты последний.такого рода деятельность у нас малоперспективная.другое дело-изготовление мебели с эксклюзивным рисунком.на западе быстрее можно раскрутиться.там другие расценки.и спрос.а бегущих всегда хватало.и из царской россии,и из совка,и россии нынешней.и открытий сделано много,и патентов.инструменты под старину и современные-это хорошо.но для большинства это просто красиво,а звук часто сводят на компе.и "фанера" рулит.удачи на новом месте.ибо у нас приветствуется только молотьба и хлебосдача.как то так.
+9

рулька_гость 2018-10-20 17:56
-3

рулька_гость 2018-10-20 17:58
-3

Солдат_гость 2018-10-20 16:25
Тупорылые шкловские калгасники, обосновавшиеся в Минске, достойны только мычания и блеянья в хлеву.
+49

кухонное военство_гость 2018-10-20 17:10
так мычим и бляем
+3

88_гость 2018-10-20 16:12
Я чего-то не понимаю видимо. Если есть специальность маляр-штукатур (как написано в статье) почему нельзя работать, а параллельно заниматься инструментом. Лучше сидеть голодным и ждать, когда денег дадут или что? Хорошо, если в Польше все получится у него с его любимым занятием, но что-то мне кажется, что так он в РП работать будет.
-3

Тутэйшы_гость 2018-10-20 15:30
Довили страну выйдеш на улицу поздороваться нескем будет.молодец беги.пусть потом сопли жуют что прое..ли такого самородка.
+70

ваыываппрр_гость 2018-10-20 15:56
Сообщение от Тутэйшы_гость
Довили страну выйдеш на улицу поздороваться нескем будет.молодец беги.пусть потом сопли жуют что прое..ли такого самородка.

Дружок, в твоем коротеньком опусе, я насчитал 8 орфографических ошибок (про знаки препинания и куры не шепчут). Ну ты сам понимаешь, что ни одного здравомыслящего человека мнение абсолютно безграмотного интересовать не будет. Так что уж лучше воздержись от комментариев и иди учи правописание.
-27

Куц_гость 2018-10-21 00:43
А у тебя на пять меньше,неуч
-4

Сомневаюсь_гость 2018-10-20 15:12
Можно подумать, что музыкальные инструменты ручной работы очень востребованная вещь в Европе, их мастера не в состоянии удовлетворить спрос и приходиться годами ждать исполнения заказа. Не то ремесло с которым можно бежать
-19

Опубликован 2018-10-20 15:46, удалён модератором 2018-10-20 21:20 - Почему?
т34_гость 2018-10-20 15:11
в этой стране делать нечего. налогами и поборами давят. беги и не думай!
удачи и найди почитателей своего таланта!
+57

жена поляка_гость 2018-10-20 15:08
я не знаю зачем он бежит из страны???здесь можно просто открыть свое дело и зарабатывать.а в польше он будет просто не нужен.поляки зовут белорусов иукраинцев к себе потомучто поляки уехали в более богатые страны чистить клозеты и улицы мести.они там больше получат а на ихнее место и едут наши белорусы...патом многие на родину возвращаються
-30

Опубликован 2018-10-20 15:13, удалён модератором 2018-10-20 15:21 - Почему?
удачи_гость 2018-10-20 15:02
какое-то колхозное представление. почему он должен бежать? бегают за водкой, а он ищет возможность реализовать свой талант.
+36

Джуга_гость 2018-10-20 15:40
Задача наверно у виртуалки такая посеять писсимизм(от слова пи..)негатив и тд
+1

вуквауква_гость 2018-10-20 14:58
Один из лучших музыкальных мастеров Беларуси Андрей Шкледа....
. Стесняюсь спросить, а кто определил, что он один из лучших и если он действительно так хорош, то почему он не так успешен? В статье красной нитью сквозит обвинение во всех его бедах государство. А чем собственно оно ему может помочь? Ему в принципе правильно сказали- открывай ИП, плати налоги и зарабатывай.
+8

197_гость 2018-10-20 15:04
Или найди компаньона-бизнесмена, который готов был вложиться в это дело.
+12

СТ_1_гость 2018-10-20 14:09
В этой стране таланты уже как 24 года не нужны. Нужны только прихлебатели да руководители колхозов, желательно те что без разговоров под козырёк берут. Могли бы выделить какой-то грант, на развитие таланта + на открытие мастерской-музея, думаю деньги были б не большие. Нет у нас лучше очередной ледовый в агрогородке построят, будут растить будующих чемпионов дивизиона D. Андрею желаю творческих успехов, пусть хоть у соседей в ЕС, занимается любимым делом.
+81


Страницы: [1] | [2] [Следующая] | [Последняя]