Бизнес-союзы выступают против обустройства водного коридора Е40 из-за высоких инвестиционных рисков проекта

11  Апреля 2018 г.  в 11:06 : Разное: обо всём понемногу

Белорусские бизнес-союзы выступили против обустройства водного коридора Е40, заявляют о высоких инвестиционных рисках проекта и угрозах экологического характера.

Бизнес-союзы выступают против обустройства водного коридора Е40 из-за высоких инвестиционных рисков проекта

"Деловое бизнес-сообщество обеспокоено тем фактом, что белорусское правительство намерено принять участие в обустройстве водного коридора Е40, соединяющего Балтийское и Черное моря по маршруту Гданьск - Варшава - Брест - Пинск - Киев - Херсон. При, казалось бы, внешней привлекательности, первичный анализ проекта показал его высокие инвестиционные риски", - говорится в письме бизнес-союзов, направленном в Совет министров и Администрацию президента.

По мнению бизнес-союзов, велика вероятность того, что вложения в проект нельзя будет окупить ни прямо, ни косвенно. С одной стороны, отмечено в письме, его реализация требует значительных капитальных затрат – по оценкам министерства транспорта и коммуникаций, обустройство белорусского участка Е40 обойдется в 100-150 млн евро. Хотя, в бизнес-союзах считают, что это заниженная оценка, поскольку аналогичный проект на Висле (Польша) оценивается в 7-10 млрд.

Во-вторых, подчеркнуто в письме бизнес-союзов, внутренний водный транспорт Беларуси по ключевым параметрам конкурентоспособности уступает автомобильному и железнодорожному в скорости доставки, возможности оперировать малыми объемами грузов, использовании гибких схем логистики, а также из-за сезонных ограничений. При этом, водный путь подходит для весьма ограниченной номенклатуры грузов, в основном для насыпных, наливных, проектных, и неинтересен большинству белорусских компаний-грузоотправителей.

Так, по данным Белстата, в 2017 году грузооборот внутренних водных путей составил лишь 32,1 млн тонно-километров, или 0,024% от грузооборота по всем видам транспорта. Перевезено 2 млн тонн грузов (0,46 % от показателя в целом по стране).

Таким образом, подчеркнули в бизнес-союзах, одним из ключевых рисков проекта по обустройству внутреннего водного пути Е40 становится невозможность привлечения на него таких объемов грузов, которых было бы достаточно для обеспечения окупаемости хотя бы текущих расходов по работе речного флота и обслуживанию инфраструктуры.

При этом, заметили там, существует риск директивных решений о направлении по Е40 грузопотоков отдельных крупных предприятий с госкапиталом. Высока и вероятность, что регулятор для привлечения грузов на Е40 может начать льготирование тарифов на доставку по внутренним водным путям.

"Обустройство водного пути Е40 планируют вести за счет внешних кредитов институциональных инвесторов. В условиях невозможности окупить вложения подобные инвестиции через несколько лет грозят превратиться в чистый минус для белорусской экономики и государственного бюджета", - подчеркнули в бизнес-союзах.

Кроме того, авторы обращения считают проект по обустройству Е40 рискованным в плане возможных экологических последствий. "Так, Е40 проходит по Припяти, которая является одной из последних крупных рек Европы, сохранившихся в естественном состоянии. Обустройство водного пути потребует значительного вмешательства в гидрологию реки", - подчеркнуто в письме.

Также, поскольку одним из наиболее вероятных грузов для перевозки по водному пути станут нефтепродукты, это создает угрозу возникновения крупных техногенных катастроф.

"Деловая общественность считает, что проект водного пути Е40 ведется без должного экономического анализа, с серьезными методологическими ошибками и под давлением политических решений. Беларусь заключает международные соглашения о развитии водного пути Е40, а правительство дает распоряжение искать финансирование среди институциональных инвесторов. Распоряжения высокопоставленных чиновников оказать поддержку проекту и уже взятые международные обязательства вызывают у бизнес-союзов сомнения в объективности и беспристрастности экологических и экономических экспертиз, которые могут быть организованы государственными институтами в будущем", - подытожено в письме бизнес-союзов.

Обращение в правительство и Администрацию президента подписали Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Республиканский союз промышленников и предпринимателей, Республиканская конфедерация предпринимательства, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, Белорусский союз предпринимателей.

Водный путь Е-40 - маршрут длиной более 2000 километров. Он проходит по территории Польши, Беларуси, Украины. Работа над проектом "Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр — Висла" началась в 2014 году. Проект предусматривает, что водный путь станет новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Чёрного морей и позволит перевозить до 4 млн тонн грузов в год.

Источник: INTERFAX