Американский бунтарь, или о том, как Дин Рид в Бресте побывал

17  Января 2018 г.  в 20:08 : История города Бреста

В начале 80-х прошлого века Брестскую крепость только в составе организованных групп посещало до миллиона туристов. Большинство этих людей, представителей всех континентов планеты, приезжали к нам по зову сердца, чтобы отдать дань уважения подвигу, совершенному здесь. Одним из них был и американский певец, киноактер, кинорежиссер и общественный деятель Дин Рид.

Американский бунтарь, или о том, как Дин Рид в Бресте побывал

Он родился в 1938 году в небольшом американском городке Денвер. Отец – сельский учитель, член правоконсервативной организации и ярый антикоммунист. И Дин, по воспоминаниям его матери, был типичным американским мальчишкой того времени – учился в военизированном интернате, любил ездить верхом, плавать, играть на гитаре и тоже не жаловал коммунистов.

Окончив школу, Дин поехал в Голливуд и поступил в школу драматического искусства. К началу 1960-х годов Рид записал уже пару-тройку дисков, сыграл несколько эпизодических ролей, появлялся на телеэкране, в общем, целенаправленно шел к своей личной «великой американской мечте». Услышав, что одна из его песен стала в Латинской Америке хитом и там у него десятки тысяч фанатов, Дин отправляется туда и дает концерты в Чили, Перу, Бразилии и Аргентине. Он собирался зарабатывать деньги, но неожиданно стал… революционером.

Как писал сам Дин Рид, бедность и ненависть к американцам, с которой он столкнулся в Южной Америке, шокировала его. Ведь он-то считал, что США – великая страна, а оказалось, это величие основано на грабеже и разбое. Рид стал устраивать концерты, весь сбор от которых шел политическим заключенным в тюрьмах, протестовать против войны во Вьетнаме и гонки вооружения, открыто симпатизировать Советскому Союзу.

Но по-настоящему его карьера «товарища рок-звезды» началась в 1965 году после Всемирного конгресса в защиту мира, проходившего в Хельсинки. Выйдя на сцену и аккомпанируя себе на гитаре, он заставил всех присутствующих взяться за руки и петь вместе с ним «We Shall Overcome».

После конгресса Дин Рид получает приглашение посетить Москву и по возвращении в Буэнос-Айрэс его тут же арестовывают, а дом обстреливают из автоматов. В 1966 году, после прихода к власти в Аргентине военной хунты, Дин Рид переезжает в Италию. Осенью того же года он снова в СССР. Теперь уже Рид более трех месяцев гастролирует по Советскому Союзу, везде встречая неподдельный интерес и признательность публики.

С этого момента в мировом политическом противостоянии он окончательно выбирает «левый» лагерь. В 1971 году вместе с чилийским певцом Виктором Харой он выступал на митингах и концертах перед крестьянами и рабочими, участвовал в постановке революционных театральных пьес. После скитаний по миру Дин оказался в ГДР, где стал жить и работать на киностудии DEFA, снимая фильмы в стиле «вестерн».

О своих политических взглядах Дин Рид говорил так: «Я не называю себя коммунистом. У каждого свои определения слов. Я считаю, что коммунист – это тот, кто является членом партии. Я не являюсь членом никакой партии, и поэтому я называю себя марксистом или социалистом. Марксизм – это политическая философия, экономическая философия. Мы, марксисты, считаем, что можем изменить общество, сделать его лучше для людей».

В 1979 году Дин Рид побывал в СССР на строительстве БАМа вместе с белорусским ансамблем «Верасы».

Через 30 лет после этой поездки участник ансамбля Александр Тиханович вспоминал: «Он никогда не говорил, что у нас лучше, а на Западе – хуже. Об этом сейчас может говорить кто угодно и спекулировать на этой теме. Он сказал: «Я просто хочу посмотреть, как простые люди поднимают стройку века».

Когда Рида спрашивали после поездок в СССР: «Дин, какие качества вы больше всего цените в людях?», он отвечал: «Доброту, искренность, чувство справедливости. Насколько я знаю русских людей, все эти качества в полной мере присущи вам».

В апреле 1981 года Дин Рид приехал в Брест и побывал в крепости. По воспоминаниям научного секретаря мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Елены Харичковой, встречали его не шумно и даже скромно. Руководство города представлял Анатолий Гриденко, руководство музея – заместитель директора по научной работе Людмила Киселева.

В двухчасовой экскурсии, которую для него провела внештатный сотрудник музея Галина Пашкович, Рид ознакомился с экспозицией музея мемориального комплекса, несмотря на дождливую погоду, прошелся по местам боев, возложил цветы к Вечному огню. А в книге почетных гостей певец оставил вот такую запись: «Советский народ и Коммунистическая партия Советского Союза всегда отдавали все, не жалея и крови, для того, чтобы другие народы могли жить в мире друг с другом. Я уважаю и люблю ваш народ за ту большую жертву, которую вы приносите для дела мира. Обнимаю вас всех. Ваш друг и товарищ Дин Рид. 10.4.81 г.».

В ту пору у меня, как и у многих других советских мальчишек, над письменным столом висела фотография Дина Рида. Эти «портреты» – подкрашенные черно-белые фотографии, вставленные в овальную рамку из картона и кинопленки, тысячами делали и продавали по электричкам, прикидываясь глухонемыми, советские кустари. Я не увлекался рок-музыкой, тем более ничего не смыслил в политике. Но «Белла чао» и «Эль пуэбло унидо» в исполнении Рида я готов был слушать без конца, как и смотреть фильм «Братья по крови».

Уже много позже, после смерти Дина и развала СССР, мне доводилось не раз читать и слышать «размышления современников», в которых его уличали и во всех смертных грехах, и в том, что никакой он не певец, не артист, а агент КГБ и гэдээровской «Штази», авантюрист-игрок, безрассудно поставивший на социализм, который в конце концов его и погубил... Но, в отличие от многих, тех, кто когда-то заискивал перед нами, выклянчивая подачки, а теперь поливает грязью, он действительно был нашим искренним другом и товарищем. И лично для меня этот парень, держащий в руках гитару, с чуть грустными глазами при белоснежной улыбке был и навсегда останется в памяти никем иным, как американским солдатом Гармоникой, однажды сделавшим свой выбор, перешедшим на сторону восставших индейцев и скрепившим кровью свою дружбу с их вождем Твердая Скала.

* фото из архива ZARYA.BY

Источник: Газета Заря
Автор: Олег ГРЕБЕННИКОВ