Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Брестский кузнец Александр Чумаков об Аллее фонарей и секретах своего дела

11  Ноября 2017 г.  в 12:01 : Виртуальная экскурсия

В Беларуси 14 ноября отмечают народный праздник Кузьмы, покровителя кузнецов. Поэтому неслучайно это ещё и профессиональный праздник мастеров молота и наковальни.

Брестский кузнец Александр Чумаков об Аллее фонарей и секретах своего дела

Автор фото: Юрий МАКАРЧУК

На улицах Бреста появляются необычные объекты, которые украшают город. К примеру, кованые фонари аллеи на Гоголя – настоящее произведение искусства. И это дело рук кузнецов.
  
Александр Чумаков – один из тех, кто не понаслышке знает, каково это надышаться паром плавящегося металла. Мастер художественной ковки родился в Оренбургской области России. С детства он увлекался рисованием, лепкой, чеканкой... Но специальность предпочёл другую: окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище, а потом и Киевское высшее военно-морское политическое. После учёбы Александра распределили на службу в Севастополь. Когда Черноморский флот разделился, моряк уволился в запас. Долгое время жил на Камчатке, Дальнем Востоке. В город над Бугом он переехал благодаря друзьям. Здесь быстро обзавелся семьей и вместе со своим товарищем Максимом начал изучать кузнечное ремесло. 

– Александр, как всё начиналось?

– Тогда в Бресте ковкой занимался только известный кузнец Николай Фомичев, поэтому мы с Максимом стали востребованными специалистами. Хоть и пришлось какое-то время поучиться, набраться опыта. Поначалу, конечно, испортили немало железа. Помню как сейчас: глядя на фотографии готовых изделий из чешских книг, мы пытались сделать что-то похожее. Часто ходили на Тришинское и Католическое кладбища и фотографировали ограждения, а в мастерской пытались повторить увиденное. Металл увлёк, со временем пришло понимание, что такое железо. И хоть с тех пор прошло двадцать лет, я с удивлением и восхищением смотрю на работы других мастеров. 
С Максимом мы трудились шесть лет, а потом разделились по разным направлениям.

– Кузнечное ремесло – это искусство или просто работа?

– Кузнечное дело одно из древнейших. Раньше считали, что оно даже имеет связь с потусторонними силами, так как кузнецы работали с железом и огнём. И делали это в полумраке, чтобы видеть, насколько нагревается светящееся железо, использовали топоры, долота, стамески. Сера, едкий запах калёного металла – всё это создает в кузнице особую атмосферу. Здесь не смогут работать люди ленивые и меланхоличные.

Что касается искусства, то я бы сказал, что здесь скорее выражение своего «Я» посредством металла.

– Как считаете, металл чувствует мастера?

– Думаю, да. Сопротивляется он хорошим мастерам недолго. Кузнец должен заранее определиться, что и как будет делать. Ведь в процессе нельзя терять ни минуты: при нагревании масса железа постоянно уменьшается. Поэтому уверенность и чёткость в работе не помешают.

Один мой знакомый часто говорит: «Хорошего кузнеца видно издалека. Он лишний раз по железу не ударит, будет беречь свои силы». И я с этим согласен.

– Ковка требует много сил, энергии и времени. Как такую занятость воспринимает Ваша семья?

– Конечно, им хочется больше времени проводить вместе, но это не получается. Зато каждый раз, когда я показываю свои работы, вижу в их глазах восхищение. 

Я всегда говорю своему сыну, что зарабатывать надо стараться не физическим трудом. То же кузнечное ремесло – нелёгкий путь. Но сын всё равно проявляет интерес к ковке, иногда приходит ко мне в мастерскую. Кузнецы работают в закрытых головных уборах, брезентовых костюмах, очках, наушниках. Представьте, что будет, если окалина в семьсот градусов попадет на открытый участок тела!

– Кто Ваши клиенты и что они заказывают чаще всего?


– Клиенты самые разные. Много делаю сувениров для правительственных и ведомственных организаций, на разные тематические встречи. Пришло время, когда деревянные резные зубры перестали удивлять и общество требует нового взгляда. Современный дизайн плюс классические методы ковки – то, чем я руководствуюсь. Мне, как мастеру, очень важно, чтобы работа приносила удовольствие. 

Я не отношусь к тем, про которых говорят «сапожник без сапог», поэтому многие работы украшают и мою квартиру. Это кованая мебель, оригинальные вешалки.

– Что сейчас Вам выковать проще всего?

– Простого не бывает, тем более что моя мастерская с художественным уклоном. Я стараюсь создавать что-то особенное и интересное, то, что людям понравится. Для меня главное, чтобы они не проходили мимо.

– С какими трудностями приходится сталкиваться на работе?


– Бывает, посетит отличная идея – сразу создаёшь эскиз, показываешь его родным и друзьям, все в восторге. А заказчик требует добавить ещё что-то свое, и ты понимаешь, что теряется весь смысл, пропадает желание работать, потому что первоначальная идея нарушена. А она – самая главная. Это то же самое, что создавать ненужные ремейки на известные и полюбившиеся фильмы. К сожалению, такое случается. Тогда требуется остановка и отдых. В такие моменты хочется сделать что-то приятное и чтобы это обязательно оценили. А кто так сумеет? Конечно же, дети. Два года назад в нашей детской художественной школе появилась скульптура Дон Кихота, который держит палитру красок и кисточку вместо щита и копья. Получилось смешно и весело. Думаю, детям скульптура понравилась.

– Вы сделали много замечательных арт-объектов для города. Расскажите о них.

– Сложно сразу всё вспомнить. Вы можете увидеть мои работы в оформленных залах Брестской крепости, городских ресторанах. Памятный знак на аллее «Сирень победы» на улице Зубачёва, знаменитый фонарь и фонарщик у «Горсвета» на Фомина, лавочки в парке культуры и отдыха и на площади Свободы, фонтан у Дома культуры профсоюзов… Кстати, воссоздать стиль последнего было очень сложно. Хотелось бы, чтобы люди его берегли и ценили. И самое главное, я безумно рад, что некоторые мои работы украсили улицу Гоголя.

– Откуда появилась идея создать аллею фонарей?

– Она возникла давно. Предыдущий градоначальник Александр Палышенков во время визита в Ивано-Франковск стал очевидцем крупного кузнечного фестиваля, который там проводят каждый год. Одни мастера привозят туда готовые работы, другие творят на месте. Затем работы размещают на каком-либо арт-объекте, который становится для города ценным подарком. То же самое происходит и в Донецке. А у нас в Беларуси, к сожалению, подобных мероприятий нет. Раньше только во время «Славянского базара» кузнецы наглядно могли демонстрировать перед горожанами феерические ночные шоу, а теперь такой возможности нет. 

После этой поездки появилась идея украсить и наш Брест, выбрали улицу Гоголя. Я выполнил восемь фонарей, а остальные – фонари с логотипами различных фирм. Улица преобразилась и стала более посещаемой, и это главное.

– Над чем сейчас работаете?

– У меня много идей. Разработал эскиз ещё одного фонаря на Гоголя. Не хочу говорить, что он будет собой представлять, пусть это останется сюрпризом. Также работаю над лавочкой, которая отправится в Солигорск, над въездным знаком в Жировичи…

Хотелось бы воплотить в реальность задумку с лавочкой на проспекте Машерова, которую заказывала «Белпочта», композицию Васи Теркина на мотоцикле у места, где всегда начинается слёт байкеров. В моих мечтах двенадцать фонарей – знаков зодиака со светодиодными светильниками вдоль бульвара Космонавтов, от проспекта Машерова до «Газоаппарата», и многое другое.

– Как Вы видите свою профессию в будущем?

– Она, конечно же, останется, только вот как она будет выглядеть? Я на практике столкнулся с имитацией кованых ограждений из высокопрочных полимеров. Это красивое и чёткое литье. Оно стоит дешевле, хорошо рекламируется, а значит, будет пользоваться спросом. Достаточно грамотно сложить конструкцию, никакого художественного мышления не надо. Но то, что создано с душой, – совсем другое. Да и трудолюбивые руки крепче любой рекламы. 

Источник: Брестский Вестник
Автор: Ольга КОВАЛЬСКАЯ