За нарушение ПДД велосипедист может заплатить 20 базовых

10  Марта 2017 г.  в 21:34 : Брест - велосипедный

Весна пришла, а значит, снова начинается велосипедный сезон. Для одних двухколесный друг – единственно удобное средство передвижения. Другим же он помогает вести здоровый образ жизни. Так или иначе, но часто велолюбители рискуют и здоровьем, и собственной жизнью, создавая угрозу иным участникам дорожного движения. 

За нарушение ПДД велосипедист может заплатить 20 базовых

Почему-то многие обладатели двухколесного транспортного средства считают, что правила для них не писаны. Да, водительское удостоверение в данном случае не выдают, но не зря ведь велосипедистам наравне с теми, кто управляет мопедом, посвящена 20-я глава Правил дорожного движения (ПДД).

Там, например, прописано, что передвигаться нужно по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для тех, кто идет пешком. 

Между тем в Бресте даже на гребном канале при наличии отдельных дорожек для велосипедистов люди колесят по проезжей части, говоря, что им так удобнее. Ехать же там допустимо только в случае отсутствия указанных выше элементов дороги или невозможности движения по ним, причем не далее одного метра от правого края проезжей части, за исключением необходимости объехать препятствие, или в разрешенных случаях поворота налево либо разворота.

– Нередки случаи, когда люди без всяких оснований едут на велосипеде по одной дороге с общественным транспортом. А часто и пешеходы ходят по велодорожкам, хотя рядом есть тротуары. Они создают препятствия для движения велосипедистов, что тоже является нарушением ПДД – замечает начальник пресс-службы областного управления ГАИ Наталья Сахарчук. – Кстати, опасно ездить на велосипеде рядом с машинами еще и потому, что сбить может даже поток воздуха от быстрого большегруза. Вот так некоторые и оказываются под колесами автомобиля!

По отношению к пешеходу велосипед – транспортное средство повышенной опасности. В прошлом году было несколько случаев, когда им травмировался другой участник дорожного движения.        

– Да, велодорожек в Бресте не хватает, потому что город старинный и раньше никто не задумывался о велодвижении, – соглашается Наталья Михайловна. – Теперь же их строительство обязательно предусматривают при создании новых микрорайонов, причем отдельно от пешеходных дорожек. 

За нарушение ПДД велосипедист может заплатить 20 базовых

На что же еще следует обратить там внимание?

На велосипеде запрещено двигаться в условиях снегопада и гололедицы, перевозить пассажиров, за исключением детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье.

При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на данном транспортном средстве должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, светящийся красным.

Пункт 200, например, говорит о том, что велосипед должен иметь зеркало заднего вида и исправный звуковой сигнал, без чего, как известно, автомобилист вообще не имеет права выезжать на дорогу. Еще некоторые считают, что полоски фликера на рукаве достаточно, чтобы двигаться на двухколесном транспортном средстве в темное время суток. Пусть тогда они представят автомобиль, у которого вместо фар и стоп-сигналов установлены светоотражатели!

Велосипедист обязан уступать транспортным средствам, движущимся по дороге, которая пересекает велосипедную дорожку вне перекрестков (на нерегулируемом пересечении). Также необходимо спешиваться на пешеходных переходах.

– Бывает, автомобиль поворачивает по стрелке направо, а для пешеходов и велосипедистов тоже горит зеленый свет. Некоторые не спешиваются и вылетают прямо под колеса машины! – говорит Наталья Сахарчук. – К сожалению, дети видят, как ведут себя взрослые, и делают то же самое... 

За нарушение ПДД велосипедист может заплатить 20 базовых
 
Кстати, в Бресте есть два пешеходных перехода, где дорогу разрешается переезжать (поворот с ул. 28 Июля на Октябрьской революции и на перекрестке улиц Московской и Советской Конституции). Там для велосипедистов установлены отдельные светофоры.

Трагических примеров, увы, хватает. В прошлом году страшное ДТП со смертельным исходом произошло на трассе М-10 в Дрогичинском районе: мужчина 1982 года рождения подвозил на раме 15-летнего парня. Они решили переехать на другую сторону скоростной трассы. Под колесами автомобиля велосипедист, который находился в состоянии алкогольного опьянения, погиб на месте, а подросток попал в больницу.

В том же районе 13-летняя девочка перевозила на велосипеде без дополнительного специально оборудованного сиденья своего пятилетнего брата. Оба попали под МАЗ – мальчик погиб...

За нарушение ПДД велосипедист может заплатить 20 базовых
 
По наблюдениям областного ГАИ, в основном смертельные для велолюбителей трагедии происходят в осенне-зимний период, чаще в темное время суток и, как правило, по вине самих велосипедистов. Самая частая причина – нарушение правил дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения. Далее идет необозначение двухколесного транспортного средства и переезд проезжей части в неустановленном месте. Третья причина роковых ДТП – неподчинение сигналам светофора.

– Почему гибнут велосипедисты? Они переезжают проезжую часть, не убедившись в своей безопасности. Даже не смотрят по сторонам, – замечает Наталья Сахарчук. – Желательно в темное время суток не только включать спереди и сзади транспортного средства фонари соответственно белого и красного света, но и надевать жилет повышенной видимости. Люди думают, что темное время суток – это когда темно, но в Правилах дорожного движения поясняется, что это промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с его восходом. Значит, как только солнце село, но небо еще довольно светлое, на велосипедах нужно включать фонари.

Наталья Михайловна советует еще надевать защиту на голову. В Европе, например, абсолютно все велосипедисты, когда едут по трассе или по велодорожкам вдоль трассы, надевают жилеты повышенной видимости и шлемы.

– Самое опасное в случае ДТП с участием велолюбителей – это смертельная травма головы, – отмечает Наталья Сахарчук. – Если бы все погибшие велосипедисты имели на голове защитный шлем, половина из них осталась бы жить! В 95% случаев смертельных аварий велосипеды не были оборудованы должным образом фонарями, светоотражателями, в том числе оранжевого цвета по бокам колес. 

За нарушение ПДД велосипедист может заплатить 20 базовых
 
По данным пресс-службы областного управления ГАИ, в прошлом году с участием велосипедистов произошли 43 ДТП, в результате которых 11 человек погибли и 36 получили ранения различной степени тяжести (на 2 человека больше, чем в 2015 году). Из этого же числа аварий в 25 случаях ответственность понесли велолюбители. Из 36 раненых 24 пострадали по своей же вине.

За нарушение ПДД велосипедистам грозит административная ответственность по статье 18.23, первая часть которой предусматривает штраф в размере от 1 до 3 базовых величин. 

– К сожалению, чаще ГАИ привлекает к ответственности по второй части статьи 18.23 (за нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения), а это штраф до 5 базовых величин, – говорит Наталья Сахарчук. – Нередко в последнее время приходится обращаться и к третьей части той же статьи, поскольку велолюбители создают аварийную ситуацию другим участникам дорожного движения. Штраф в таком случае доходит до восьми базовых величин. Если же по вине велосипедиста происходит ДТП, в результате чего травмируется человек, то можно заплатить и 20 (!) базовых.

Опасаться нужно не штрафа, а дорожных аварий, которые калечат или убивают людей. Всего-то вытяни выпрямленную руку в сторону, когда собираешься поворачивать на велике, – и совершай маневр, чтобы для идущего позади авто не было никакого «сюрприза». Нужно свернуть направо? Можно вытянуть в сторону и левую руку, но обязательно согнутую в локте под прямым углом. Вот и вся «премудрость», которая повышает безопасность на дороге.

В заключение обратим внимание еще на один момент. Некоторые «самоделкины» переделывают велосипеды в «легкие мопеды», устанавливая двигатель внутреннего сгорания. В таком случае садиться за руль старого двухколесного друга без его регистрации в ГАИ и наличия водительского удостоверения категории АМ нельзя. Права не нужны, если транспортное средство приводится в движение мускульной силой человека, но опять-таки – права, а не правила!

Источник: Газета Заря
Автор: Елена СОКОЛОВСКАЯ