Репортаж из брестской «дежурки». Как работает служба 102?

3  Марта 2017 г.  в 16:32 : Праздники, события, мероприятия

«Милиция слушает. Чем можем помочь?». Такие слова участия мы обычно слышим в трубке, набрав номер «102». Оперативно-дежурная служба органов внутренних дел – это лицо милиции, справедливо отмечают сами сотрудники, поскольку каждый человек, который обращается сюда лично или по телефону, знакомство с органами охраны правопорядка начинает именно с нее.

Репортаж из брестской «дежурки». Как работает служба 102?

ОДС ровно вдвое моложе самой милиции – в минувшем году ей исполнилось полвека. Именно сюда каждую минуту стекается информация о происшествиях, преступлениях, административных правонарушениях. Что практически и определяет круг деятельности других подразделений.

ГОТОВНОСТЬ – ПЯТЬ МИНУТ

– Ни одно обращение без реагирования не остается, – вводит в курс начальник отдела ОДС УВД Брестского облисполкома подполковник милиции Сергей Полещук. – А если речь идет о преступлении, следственно-оперативная группа должна собраться и выехать на место происшествия в срок не более пяти минут. Мы же координируем ее действия и своевременно докладываем ситуацию руководству. Словом, наша роль – организующая.

Когда преступление раскрывается по горячим следам, и злоумышленник задерживается незамедлительно, здесь сказывается в том числе грамотное участие сотрудников ОДС, которые дистанционно координируют процесс. 

Хороший сотрудник не отпустит оперативно-дежурную группу с места происшествия, пока не убедится, что материалы для предварительного следствия собраны в полном объеме. От этого в итоге и зависит успех дела. К слову, согласно данным оперативных сводок, по горячим следам – то есть в течение дежурных суток – в январе раскрыто 71,7% преступлений.

Позвонившим из Бреста и Брестского района отвечает оператор службы милиции «102» УВД облисполкома. Его задача – внимательно выслушать человека, выяснить обстоятельства, уточнить детали и тут же по специальным закрытым каналам связи передать информацию в дежурную часть райотдела, на территории которого произошел инцидент, откуда на место отправляются ближайший наряд, следственно-оперативная группа или участковый инспектор.

Штат 26-ти ОДС области составляет 373 человека – оперативные дежурные, инспекторы-дежурные, помощники дежурных, милиционеры-водители. К слову, в это подразделение не принимаются офицеры с курсантской скамьи – необходимы не менее чем трехлетний стаж службы в органах внутренних дел, практический опыт. Суточный наряд из тех, кто работает за пультами, принимает звонки, а также готовых выехать по первому тревожному сигналу оперативников заступает на службу в 7.30. На отдых отводится до четырех часов, которые, надо сказать, не всегда выпадают.

Главная тема в рейтинге обращений – семейные скандалы. Часы пик приходятся на вечер пятницы и субботы, когда народ позволяет себе «расслабиться» больше обычного. Впрочем, и без этого оперативный дежурный работает в режиме компьютера. Он не только должен держать в голове информацию о том, где в данный момент работает та или иная следственная группа (в крупных РОВД их по четыре), но и терпеливо отвечать на звонки. 

ТЕРПЕНИЕ И ТАКТ

Терпение и такт в общении с теми, кто находится на другой стороне провода, – первое дело, отмечает дежурный службы «102» майор милиции Геннадий Токун, тем более что процентов 80 их звонит в состоянии стресса.

Сообщают не только о скандалах, ДТП, преступлениях. Нередко спрашивают, как позвонить участковому, в РОВД, где стать на учет вернувшемуся из мест лишения свободы, как решить тот или иной жилищный вопрос.

К 17 часам голос оперативного дежурного уже подустал. В журнале зарегистрировано около 40 обращений. Его задача – не только принять и зарегистрировать их, но также перенаправить той службе, которая непосредственно будет работать с поступившей информацией, и – сориентировать ближайший к месту происшествия дежурный наряд милиции. Словом, помочь человеку. 

За плечами Геннадия – десяток лет службы в ОДС, а до того – богатый опыт кинолога оперативной группы департамента охраны. Это позволяет оценивать ситуацию, что называется, изнутри и решения принимать оперативно.

Репортаж из брестской «дежурки». Как работает служба 102?

Сегодня, к счастью, как и в прошлое дежурство, когда пришлось отреагировать на 96 звонков, – пока ничего из ряда вон выходящего:

  • Сгорел контейнер для мусора. Для выяснения ситуации направлен участковый.
  • Умерла женщина. Сообщение передано в РОВД. По адресу выбыл участковый.
  • Соседка оскорбляет нецензурной бранью. 
  • Бывший муж привел посторонних, пьют водку.
  • Соседка стащила деньги.
  • Вскрыли дачу, похитили имущество.
  • В столовой спит пьяный.

Есть обращения и не по адресу: типа «на проезжей части неогороженная яма» или «по району бегает стая бездомных собак». Такие тоже принимают. И передают в службу 115.

Компьютер фиксирует каждый звонок – время поступления, номер телефона звонившего, адрес, продолжительность разговора. 

Самое интересное обычно начинается ближе к вечеру. Тут и конфликты в увеселительных заведениях, кражи, грабежи, и, конечно же, домашние разборки. Нередки звонки от женщин: муж (сожитель, отец) распускает руки – как правило, при этом предварительно «приняв на грудь».

Репортаж из брестской «дежурки». Как работает служба 102?

Есть и особая категория, с которой также приходится общаться. Здесь знают по имени-отчеству и узнают по голосам любителей просто поговорить «за жизнь» после немалой дозы горячительных напитков. А еще – это люди с психическими отклонениями.

Одна такая хорошо знакомая всем сотрудникам дама под настроение может позвонить на линию 102 раз семьдесят в смену...

На проводе пожилой, судя по голосу, мужчина:

– Милиция? А вот эти... быки...

– Смелее. Что у вас случилось? – у дежурного ассоциация прежде всего с «наездом» бандитов.

– Да нет, те, которые в Беловежской пуще. Как они называются?

– Зубры.

– Спасибо! Подходит!

Человек просто кроссворд разгадывал. 

Бывает, спрашивают, который час. А иногда уточняют и день недели. 

Репортаж из брестской «дежурки». Как работает служба 102?

НА СВЯЗИ – «КРЕПОСТЬ»

Летом звонят чаще. Иной раз в смену дежурным приходится принимать до полутысячи звонков. Поводом чаще становятся шумные молодежные компании, которые мешают отдыхать жильцам многоэтажек. Осенью – воровство сельхозпродукции с полей. Зимой – петарды. Весной, как правило, дачники обнаруживают следы проникновения злоумышленников в их загородные жилища.

– Внимание, наряды. «Крепость», – вызывает по радиостанции дежурные подразделения майор Токун. – Записываем ориентировку. В расчетно-кассовом центре Технобанка по улице Московской, 210 мужчина пытался сбыть две поддельные 100-долларовые купюры. Приметы: рост 180 сантиметров, короткие темные волосы. Одет в темные брюки и темное пальто…

Встревоженная женщина сообщает, что уже третий день не может попасть к 82-летней соседке, за которой ухаживает.

«Здесь нужен участковый, ведь не знаем, что с этой бабушкой на самом деле. Скорее всего придется вскрывать квартиру», – передает дежурный информацию коллеге в Ленинский РОВД. 

Несколько минут затишья.                 

– Позвонила как-то женщина с Киевки. Буквально на час она отлучилась в магазин, а когда вернулась, обнаружила разбитое в доме окно и пропажу золотых изделий, – вспоминает Геннадий одно из недавних раскрытых по горячим следам преступлений. – У окна нашла мобильный телефон, который впопыхах выронил преступник. Пока милиция была в пути, не на шутку перепуганная женщина позвонила снова: приехали на такси двое похожих на уголовников, угрожали, забрали телефон и скрылись. Мы ориентировали дежурные наряды. Такси, водитель которого, ничего не подозревая, вез пассажиров в центр, настигли две машины с мигалками. Один из пассажиров бросился убегать. Да не тут-то было. Так и раскрыли квартирную кражу.

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

Рядом в зале оперативного дежурного – рабочее место техника связи Инны Валитовой. На звонки она отвечает тоже более десяти лет.    

Недавний инцидент с брестчанином, который хотел броситься с 14-го этажа высотки по улице Интернациональной, произошел именно в ее дежурство. Позвонили жильцы дома: на крыше общего балкона сидит парень, время от времени свешивается с парапета. Сообщение немедленно пошло в МЧС, «скорую помощь», был подключен ближайший наряд милиции. Молодого человека удалось снять и отвести беду.

Реагировать на все сообщения спокойно и четко выполнять свою работу помогает не только опыт, но и первая профессия психолога. Инна Ивановна умеет по-служебному коротко и ясно ответить тем, кто интересуется «как вас зовут?» или предлагает заглянуть с конфетами на чаек. Правда, признается, сложно привыкнуть к пьяному хамству…

А вот что на самом деле очень приятно – это когда удается помочь человеку, не без гордости признается Инна Валитова: 

– Бывает, детки теряются, особенно во время массовых мероприятий. Старики выходят погулять и забывают, где их дом. Срабатываем оперативно. Находим…

Источник: Газета Заря
Автор: Ирина ОРЛОВА
фото Валерия Короля