Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

«Водный путь Е-40 — это смерть для Полесья!» Какой ценой обойдется Беларуси выход к морю?

29 11  Октября 2016 г.  в 11:43, показов: 5953 : Разное: обо всём понемногу

Подписанный между Беларусью и Польшей меморандум о восстановлении водного пути Е-40 вызвал у экологов и общественности много вопросов. Глобальный проект судоходного маршрута, соединяющий Балтийское и Чёрное моря, затрагивает «сердце» беларусской природы — Припятское Полесье. Экологии в недоумении, ведь ущерб от строительства плотин будет необратим, а исполнители проекта до сих пор не провели должной оценки экологических последствий.

«Водный путь Е-40 — это смерть для Полесья!» Какой ценой обойдется Беларуси выход к морю?

Е-40 — это судоходный маршрут длиной более 2000 километров. Он проходит по территории Польши, Беларуси, Украины. Работа над проектом «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр — Висла» началась в 2014 году. Для изучения всесторонних вопросов была создана трансграничная комиссия, в состав которой вошли представители министерств, научно-исследовательских институтов, транспортных, логистических и природоохранных организаций трёх стран.

Проект предусматривает, что водный путь станет новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Чёрного морей и позволит перевозить до 4 млн тонн грузов в год. Однако оптимизм от возможных экономических эффектов меркнет на фоне масштабных гидротехнических работ, которые нужно провести для восстановления пути. Планируемый судоходный отрезок проходит по территории так называемых лёгких Европы — Припятского Полесья.

Выход к морю больнее всего ударит по нацпарку «Припятский»

Обеспокоенность экологов вполне понятна. Чтобы гарантировать прохождение тяжёлых судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьёзным гидротехническим изменениям.

На беларусской стороне предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов, обвалование Припяти и спрямление её русла.

«Водный путь Е-40 — это смерть для Полесья!» Какой ценой обойдется Беларуси выход к морю?

Изменение гидротехнического режима реки и прекращение поводков в значительной степени повлияет на местную флору и фауну. Нужно понимать, что пойма Припяти признана важным местом для сохранения популяций животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения. Больше всего проект «ударит» по национальному парку «Припятский» и республиканскому ландшафтному заказнику «Средняя Припять».

— Полесье существует за счёт высоких паводков, которые как раз и формируют пойму Припяти. Вмешательство в реку и изменение уровня воды приведёт к уменьшению мировой популяции многих видов птиц. Под угрозой исчезновения окажется вся группа водно-болотных птиц — утки, чайки, качки, которые живут в пойме Припяти. Строительство водного пути скажется на местах обитания мигрирующих птиц, которых сейчас насчитывается около 1,5 млн. К примеру, турухтан — основной мигрирующий вид на Полесье. Птиц это вида стало больше прилетать из Голландии, когда там поменялась методика сельского хозяйства. То же самое и с дупелем: в мире он приравнен к исчезающему виду фауны. Естественно, вмешательство в реку снизит численность птиц: они не просто покинут местообитание, а погибнут, — рассказывает специалист по сохранению видов ОО «Ахова птушак Бацькаушчыны» Павел Пинчук.

На сегодня Припятское Полесье — одна из главных природоохранных территорий Беларуси, где развивается экологический туризм, в первую очередь бёрдвочинг.

Турухтаны

Турухтаны

Гидротехнические работы по прокладке судоходного пути затронут также местность, где находятся объекты историко-культурного наследия и проводятся археологические раскопки.

— Строительство канала приведёт к явному оттоку туристов, которые приезжают на Полесье в первую очередь, чтобы видеть одну из крупнейших рек в Европе, не спрямлённых человеком. На мой взгляд, Е-40 означает смерть Полесья как региона, — констатирует Павел Пинчук.

Экологический аудит выполнен поверхностно

Согласно беларусскому природоохранному законодательству, любые объекты строительства, связанные с изменением или спрямлением русла, а также с углублением дня реки подлежат оценке воздействия на окружающую среду.

Пока Морской институт в Гданьске, выигрывавший тендер, провёл технико-экономическое обоснование восстановления водного пути Е-40 на территории трёх стран. В декабре прошлого года специалисты трёх стран собрались в Люблине, чтобы обсудить влияние воднотранспортного соединения Е-40 на окружающую среду. Беларусские защитники природы были удивлены, что экологический аудит нашей территории польская сторона выполнила весьма поверхностно. Поэтому назвать это ОВОСом невозможно.

«Водный путь Е-40 — это смерть для Полесья!» Какой ценой обойдется Беларуси выход к морю?

— Та работа, которую проделали поляки, не выдерживает никакой критики. Это скорее размышление на экологическую тему, которое нуждается в продолжении. Законодательство чётко регулирует процедуру написания ОВОСа. В экологическом заключении фиксируются состояние компонентов природной среды до воздействия предполагаемого проекта. Должны быть оценены воздействия работ, сделан прогноз изменений количественных и качественных характеристик водного объекта, учтён риск загрязнения поверхностных вод, изменение гидрогеологического режима прилегающих территорий, — отмечает старший научный сотрудник Центрального НИИ комплексного использования водных ресурсов Минприроды Беларуси, член трансграничной комиссии по восстановлению водного пути Е-40 Константин Титов.

В развитии водного пути заинтересованы министерства

Европейские эксперты также поставили «неудовлетворительно» экологической части проекта, представленной в Люблине. Ожидается, что оценка воздействия на окружающую среду будет выполнена следующей на очереди.

Беларусский участок международного водного пути E-40

Беларусский участок международного водного пути E-40

— Технико-экономическое обоснование — это всего лишь этап проработки, без конкретизации многих моментов. ОВОС будет рассмотрен в рамках отдельного этапа работ и в надлежащем объёме представлен. Это логично, так как следующая стадия — планирование, когда появляются нюансы, технические параметры, соответственно, можно говорить о какой-то экологической оценке. Подписанный меморандум между Беларусью и Польшей обозначает заинтересованность в развитии водного пути между двумя сторонами на уровне министерств. До этого момента проектирование велось только в рамках рабочих групп, — отметил секретарь трансграничной комиссии по восстановлению водного пути Е-40Андрей Рекеш.

— Что если ОВОС покажет явный экологический ущерб для Полесья? Есть ли вероятность, что проект судоходного пути отменят?

— На основании тех консультаций, которые я имею со стороны экспертов, есть ряд мероприятий, которые могут минимизировать экологические риски. В рамках подготовки ОВОС будет учитываться природоохранное законодательство трёх стран и ЕС в целом. Если изучаемая территория на беларусской стороне подвергнется негативной оценке, представители министерств трёх стран примут это во внимание, — сказал Андрей Рекеш.

«Водный путь Е-40 — это смерть для Полесья!» Какой ценой обойдется Беларуси выход к морю?

Экологи настаивают, что оценку воздействия окружающей среды должны проводить независимые эксперты, а при принятии решении о строительстве — учитываться результаты общественных слушаний.

Кроме беларусских природозащитников обеспокоены и наши соседи. Украинская сторона, в свою очередь, настаивает, что движение судов может потревожить илистые отложения Киевского водохранилища, где лежит большое количество радионуклидов.

Есть свои вопросы и у Польши: там уже отказались от использования природного русла Западного Буга, так как по нему проходит охраняемая территория особого ранга — «Natura 2000». Сейчас поляки рассматривают другие варианты прохождения водного пути.

«Водный путь Е-40 — это смерть для Полесья!» Какой ценой обойдется Беларуси выход к морю?

ОВОС должен обязательно обсуждаться с общественностью!

Как прокомментировал ситуацию юрист ОО «Экодом» Григорий Фёдоров, если мероприятия по восстановлению водного пути Е-40 дойдут до фазы реализации, они попадут под правила об оценке воздействия на окружающую среду. ОВОС проводится в отношении проекта (архитектурного или иного) на стадии обоснования инвестиций. Необходимо будет подготовить отчёт об ОВОС, который должен обязательно обсуждаться с общественностью. Но пока на этот счёт ничего не известно: ни о сроках, ни о мероприятиях. В рамках международного проекта они описаны лишь в самых общих чертах.

«Водный путь Е-40 — это смерть для Полесья!» Какой ценой обойдется Беларуси выход к морю?

— Безусловно, общественность имеет право на участие в принятии такого экологически значимого решения. В этом смысле гражданам полезно не пропустить общественное обсуждение. Очень важно, чтобы оценка воздействия на окружающую среду была поручена компетентным специалистам, — подчеркнул Григорий Фёдоров.

Источник: Брестский Зелёный портал
Автор: Юлия Бык Фота: zautra.by, wildlife.by, Сергей Плыткевич



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации и авторизации на сайте


Тутэйшы_гость 2016-10-12 23:11
Я думаю,главным образом расеюшка против ? Им эта идея как кость в горле.
0

гость_гость 2016-10-11 23:10
о какой припяти вы говорите её давно угробили.Все нерестилища давно отрезаны вся пойма обнесена дамбами судоходства нет третий год нет воды глубина метр полтора
+4

Швейк_гость 2016-10-11 22:02
Ну что,господа литвины, вы до сих пор не поняли, что полякам глубоко по-фигу наша природа и наша страна? Они уже все решили. И нас как-то не спросили. А зачем? Мы ведь всей жопой к ним лезем. В Европу. Вот так и дальше спрашивать будут. Нравится нам или нет. Водный путь. Погубить ради этого всю экосистему. А вы, пардон, ее создали? Всякое дерьмо таскать. Вода - наше главное богатство. Чистая природа. И не нам это принадлежит, а всем поколениям. В задницу такие проекты и их создателей.
+2

Индустриализация_гость 2016-10-11 17:28
Этот водный путь обязательно нужен.Доходы от него помогут экономике, дадут новые рабочие места и стимулы к развитию.Ну а птички найдут новое место для жизни-воды то у нас много.
-11

123гость_гость 2016-10-11 19:47
Хотелось бы уточнить. Рабочие места кому, чинушам? В порту и так некому работать. Люди уходят. Что тут уже стимулировать можно. Не обладает такой судоходностью Припять, что бы прибыльные танкеры и сухогрузы пропускать. А с баржи какая прибыль. А нашей экономике этот проект, как мертвому припарка. Единственное что он обеспечит, это полную гибель экосистемы. Нет, такая водная тропа нам не нужна.
0

???_гость 2016-10-11 17:21
Вопрос:А нафига? Что возить то собрались? Вложения огромных средств не окупится никогда!! И смысл тогда губить природу?
+6

мнение_гость 2016-10-11 16:09
Вагоны с контрабасными сигами станут неактуальны, вот будущие масштабы
+2

GreenPeaceOne_гость 2016-10-11 14:12
Всем чиновникам глубоко плевать на легкие Европы и все. Появилась возможность отмыть бабло, и всё на этом. А что исчезнут редкие виды птиц и животных - ерунда. Вся наша природоохранная деятельность - чушь. Они только от простых людей охраняют, а захочет кто-то сверху и никто никого не остановит. Все продано!
+6

вечно встающие с колен_гость 2016-10-11 13:38
к чему такие сложности? союз междуморья - вот единственное правильное решение. а то скоро окончательно в убогий придаток рашки превратимся
+2

Чёрный лещ_гость 2016-10-11 13:34
Припять и так на издыхании находится,последние годы нет паводков,рыба исчезает,массовое браконьерство только усугубляет картину.Ну что за дебилы выдумали очередной бесполезный но убийственный проект.Остаётся только угробить ландшафт и всё что там ещё обитает,позорище и мракобесие.
+14

был там неделю назад_гость 2016-10-11 12:54
Воды минимальный уровень около микашевичского канала что то городят поперек реки местные даже жалуются что рыбы нет дальше еще хуже будет... А если еще начнут все перекапывать то получится мухавец в пределах города бреста.. Погубят всю Припять и все рядом
+3

злойдед_гость 2016-10-11 23:48
Городят запруду что бы река не вымывала берег напротив ситницкой канавы.Видел?Там коса уже на пол реки выходит.
0

хочу моря_гость 2016-10-11 12:40
на лесной никакого пути нет, а речке уже считай кирдык. если подпишутся поляки, то может и будет толк. нашим я не верю.
+6

Прохожий _гость 2016-10-11 12:17
Меня поспешил пассаж про туристов.
В прошлом году пытался организовать экскурсию и водную прогулку на каяках для группы друзей из России.
Нихера не вышло от общения с чиновниками национального парка и заказника. Хотели "красиво" "правильно" заплатить денег, воспользоваться их инфраструктурой.
В итоге обратился за помощью брестчан рыбаков, те за небольшие деньги вывезли всех на Припять, то ещё сафари, просто добраться до реки, ну а дальше люди опытные, сами проработали маршрут с помощью проводников вывезли их в начальную точку, встретили ниже по реке через неделю. Базовый лагерь так и остался в чудной излучине Припяти, куда уже не раз приезжал сам семьёй и друзьями.
Никому ничего не надо, но, птичку, блять, им жалко.
+7

Lesnik11 2016-10-11 12:16
Была же уже статья с экономическими выкладками. Этот "водный путь" не нужен ни по затратам, ни по прибыли. Один железнодорожный состав заменяет десяток барж. Плюс экология Полесья. Поляки свою Натуру2000 посчитали - там можно и от евроэкологов пенделя получить, а на Беларусь и Украину плевать - "что с них взять-дикари не европейские". А про всякие туристические маршруты-это от лукавого. Бред в общем, создавайте петицию против.

+25

Элеонора Винихуэлловна_гость 2016-10-11 15:01
Ой дураааааак.....
-3

ппп 2016-10-11 12:14
Я Люблю свою Беларусь.И ни хочу этого проекта.Так Боюсь что он нарушит природу моей Прекрасной Беларуси!

+9

унылому хомячку_гость 2016-10-11 12:42
ощущение, что вся "ваша" беларусь - это мамкина панелька )))
+2

ппп 2016-10-11 13:09
Ошибаетесь.Я много где был,в Беларуси.И мне нравится ее природа. И я ни хочу,чтобы рука человека нарушала дисбаланс природы. И хочу чтобы природа,оставалась такой же.
Вот и все.

+13

Рпа_гость 2016-10-11 17:01
Лучше не пиши умных слов,как можно нарушить дисбаланс природы?
+3

не смеши мои тапочки_гость 2016-10-11 13:40
да ладно. вы же унылый домашний хомяк. где вы были? в пионерлагере только и в обшарпанном санатории по партийной путевке )))
+2

ппп 2016-10-11 15:17
Ха-ха....

+2

Прохожий_гость 2016-10-11 12:23
Извините, Т9, потревожить болото.
+2

Прохожтй_гость 2016-10-11 12:20
Ну, да, не дай Боже, потребовать болото.
0

тигры освобождения Тамил-Илама_гость 2016-10-11 12:04
Весь этот проект - чистый распил ЕСовского бабала.
Поэтому нечего беспокоится. Не построят.
+3

Прохожий_гость 2016-10-11 12:19
Сообщение от тигры освобождения Тамил-Илама_гость
Весь этот проект - чистый распил ЕСовского бабала.
Поэтому нечего беспокоится. Не построят.

Весь этот заказник якобы национальный парк - чудный распил нашего с вами бабла, по недоразумению именуемый государственным.
Попробуйте с ними созвониться и хоть что нибудь узнать иди организовать.
Реальное болото в прямом и переносном смысле.
+3

тигры освобождения Тамил-Илама_гость 2016-10-11 12:43
 =) Поэтому и защищают одни распильшики ЕСовских грантов свое болото, от посягательств других распильщиков ЕСовских грантов.

0

Мая_гость 2016-10-11 11:55
Зачем вобще этот путь. Мы им пользоваться не будем однозначно. Дорог по моему хватает. Короче синеокой больше не будет.
+5

Просто Я_гость 2016-10-11 11:51
В итоге не будет природы
И путь водный будет убыточный
Белтол будет над реками стоять
+14


Страницы: [1]