Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Загадка моста в Брестскую Крепость так и не разгадана

19  Сентября 2016 г.  в 11:18 : Брестская крепость

Даже самый длинный в России Крымский мост в 19 километров, который строится через Керченский пролив, не сможет, видимо, побить рекорд запредельного срока строительства короткого, в полсотни метров, автодорожного моста через обводный канал Брестской крепости.

Загадка моста в Брестскую Крепость так и не разгадана

Крымский мост в автомобильном и железнодорожном вариантах начал строиться 1 октября 2015 года, когда был заложен первый камень на нулевом километре дороги на автомобильном подходе к мосту со стороны Краснодарского края. Окончание его строительства намечено к концу 2018 года, то есть срок возведения – три года и три месяца.

39-метровый автодорожный в две полосы мост через обводный канал Брестской крепости строится уже с февраля 2013 года, то есть три года и семь месяцев, и конца строительства не видно…

Странно, что сейчас, когда после очередного президентского Указа ожило строительство Западного обхода г.Бреста и идёт обсуждение его дальнейшего направления через железную дорогу, никто и слова не кажет об этом антиисторическом мосте, в который под прикрытием президентской стройки вбухали столько сил и средств строители генподрядного СУ-158 стройтреста №8 г.Бреста. Не это ли одна из причин, что их не хватило на окончание первой очереди Западного обхода в 2014-2015 годах?

… Я прошёлся к мосту через обводный канал крепости сентябрьским вечером, когда солнце клонилось к закату. Увидел благоустроенный перекрёсток улиц Зубачёва и Гоголя, асфальтированные подъезды к парковкам легковых автомобилей и автобусов, тротуары, вымощенные мелкоштучной плиткой. Отдельным «аппендиксом» выглядел подъезд к автодорожному мосту со стороны улицы Зубачёва: асфальтированная дорога с бордюрами, и нелепое «пятно» в квадратов 80 вдруг вымостили мелкоштучной плиткой (видимо, не хватило асфальта), из плитки же на дороге рядом – 10 парковочных мест для авто. Бок о бок с парковкой – строительная бытовка СУ-158 с замком на дверях. 

Если спуститься вниз к обводному каналу, то можно подсчитать, что снизу двухполосный мост состоит из 36 железобетонных балок, 4 опор, две из которых устроены на берегу, а две – непосредственно в воде. Сверху моста – бордюры, железобетонная стяжка и металлические перила, но с другой стороны, на спуске, он резко обрывается, не хватает последнего аккорда… Дальше – широкая песчаная тропа.

А между тем стоит вспомнить историю борьбы против этого моста. Она, к сожалению, как проигранный бой, но в будущем не миновать сражения. 

Новая «дверь» в Брестскую крепость

Ещё более трёх лет назад, 19 февраля 2013 года, 20-тонные самосвалы метрах в двухстах от главного входа – Звезды – в мемориал «Брестская крепость-герой» начали засыпать песком обводный канал. Когда самосвалы уехали, по свеженасыпанному песку удалось даже перейти на противоположный берег обводного канала и далее выйти к «бомбочке» – огромной воронке, заполненной водой.

На этом месте, говорят, стояли Кобринские (Восточные) ворота, которые взлетели в воздух после освобождения Бреста, в 1944 году, когда наши сапёры разминировали ворота. Их имена известны, но памятное место никак не обозначено до сих пор.

Загадка моста в Брестскую Крепость так и не разгадана

Припомнилось интервью, которое мэр города Александр Палышенков ещё в начале 2013 года дал «Вечернему Бресту». Говоря о будущем строительстве Западного обхода, он отметил: «Будет создан новый въезд в Брестскую крепость через так называемые Николаевские ворота (с улицы Гоголя). Со временем въезд через Северные ворота крепости для посетителей будет закрыт».

Причём тут «Николаевские ворота»? Как сообщили научные сотрудники Музея обороны Брестской крепости, когда она в XIX веке вступила в строй, то на восточных валах Кобринского укрепления стояли Михайловские ворота, при Польше переименованные в Кобринские. Это название закрепилось и тогда, когда сюда пришла Красная Армия (1939-1941 гг.). Что касается Северных ворот, то, как видим, никто их не закрывал. Уже тогда, в начале 2013 года, замначальника генподрядного СУ-158 Александр Герасимович, курирующий этот объект, пояснил, что в состав первой очереди Западного обхода г.Бреста входит небольшой мост через обводный канал Брестской крепости, что на стадии проектирования получено разрешение Министерства культуры и ведутся подготовительные работы по строительству этого моста.

Загадка моста в Брестскую Крепость так и не разгадана

Мол, с этой целью временно перекрыли насыпью канал, а когда опоры будут готовы, насыпь разберут и восстановят канал в прежнем виде: такое решение принято проектировщиками ОАО «Брестпроект». Объем работ небольшой, поэтому к июлю 2013 года года субподрядчик – «Мостоотряд № 58» – завершит строительство двух мостов – основного через Мухавец и второстепенного через обводный канал.

В свою очередь заказчик в лице директора КУП «УКС Брестского городского ЖКХ» Михаил Божко тогда добавил: «Мы в курсе всех треволнений по этому поводу. В створе ул. Гоголя будет въезд грузового автотранспорта в крепость, чтобы можно было восстановить часть исторических сооружений по концепции, которая согласована с Минкультуры РБ.

Одновременно выяснилось, что когда строители генподрядного СУ-158 стройтреста №8 пересыпали обводный канал, у них на руках не было, как требуется, разрешения Минкультуры РБ на выполнение этих работ. Если же в исключительных случаях требуется перенести историко-культурную ценность на новое место, в таком случае по закону «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» требуется выезд на место и заключение Научно-методической рады Минкультуры РБ. Однако никакого выезда на место не было.

Что касается истории

Как свидетельствуют генеральный план Брест-Литоской крепости 1861 года и план Брестской крепости накануне Великой Отечественной войны (1941 г.), если смотреть со стороны Кобринского укрепления, из Восточных (Кобринских) ворот, то мост через обводный канал находился не слева от них, где он строится сейчас, а справа, что видно невооружённым глазом. То есть он находился в 200 метрах возле нынешнего главного входа – Звезды. А сейчас строится мост, который является грубым вторжением в историко-культурную ценность – «Комплекс фортификационных строений Брестской крепости 1836-1842 гг., 1911-1914 гг.». А это запрещено Законом «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» (ст.28).

Загадка моста в Брестскую Крепость так и не разгадана

Ясно и другое: в данном случае нарушено Положение «О порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 г. № 687. В нём говорится, что должно проводиться «общественное обсуждение: генеральных планов городов и иных населённых пунктов, градостроительных проектов специального, детального планирования, в том числе реконструкции и регенерации территорий историко-культурного наследия». Короче, в данном случае власти и строители явно поторопились и, как порой бывает, поставили телегу впереди лошади.

Загадка моста в Брестскую Крепость так и не разгадана 

… Дальним весенним днём 2013 года под мокрым снегом на песчаном перешейке через обводный канал несколько механизаторов готовили к работе трактор «Беларус» с мехлопатой и буровую установку. На противоположном берегу канала из земли торчали около двух десятков забитых железобетонных свай. А на этом берегу ждали своего часа сваезабивные установки и мощный автокран.

Тогда в бытовке на колёсах корреспондент «Брестского курьера» встретился с молодым мастером «Мостоотряда-58» Александром Чухно, который поведал, что начали строить мост в конце марта и за лето думают закончить. Мост будет трёхпролётный на четырёх опорах, общая его длина – 39 метров, из них над каналом 15-метровый пролёт.

Загадка моста в Брестскую Крепость так и не разгадана

Выяснилось, что проект моста через обводный канал Брестской крепости разработали в ОАО «Минский Промтранспроект». Этот проект миновал необходимое общественное обсуждение. 

Кто разрешил?

Разрешение на проведение строительных работ силами генподрядного СУ-158 подписал 28 февраля 2013 года (№11-01-07/156) заместитель министра культуры, председатель Научно-методической рады Виктор Кураш. Документ, узаконивший «новострой» в старой крепости, назывался  «Дазвол на выкананне работ на матэрыяльных гісторыка-культурных каштоўнасцях і (або) ў зонах аховы нерухомых матэрыяльных гісторыка-культурных каштоўнасцей». В нём говорилось: «У адпаведнасці з артыкулам 37 Закона Рэспублікі Беларусь «Аб ахове гістрыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь», дазвол выдадзены Камунальнаму унітарнаму прадпрыемству «Упраўленне капітальнага будаўніцтва Брэсцкай гарадской жылёва-камунальнай гаспадаркі» (заказчыку. – Аўт.) на правядзенне работ па будаўніцтву Заходняга абыходу г.Брэста (І чарга) на тэрыторыі гісторыка-культурных каштоўнасцей катэгорыі «0», катэгорыі «1» на тэрыторыі “Комплекс фартыфікацыйных збудаванняў Брэсцкай крэпасці (1836-1845, 1911-1914 гады) Кобрынскага ўмацавання на заходняй ускраіне г.Брэста”. Выканаўца – генпадрадная арганізацыя ААТ “Будаўнічы трэст № 8 г.Брэста”.

Загадка моста в Брестскую Крепость так и не разгадана

Асобныя умовы: работы выконваюцца ў адпаведнасці з праектам «Заходні абыход г.Брэста. І чарга. Аўтадарожны мост праз абвадны канал Брэсцкай крэпасці з боку вул.Зубачова ў створы з вул.Гогаля»…
Адказным за захаванасць гісторыка-культурных каштоўнасцей (усіх іх адметных вартасцей) у працэсе работ з”яўляецца навуковы кіраўнік – архітэктар Казакоў У.Н”.

Разрешение Минкультуры было подписано собственноручно, без необходимого в таких случаях заключения Научно-методической рады Минкультуры Республики Беларусь. А зачем, когда замминистра параллельно был её председателем? Разрешение дало заказчику – УКСу Брестского городского ЖКХ и строителям «карт-бланш» на возведение моста до конца того года. Готов был и проект производства работ, выполненный в брестском ОАО «Мостоотряд-58».

Новая напасть

Видимо, неудачи стали преследовать этот объект, начатый в год с несчастливым числом 13. Осенью при проведении земляных работ бульдозером был повреждён земляной вал Кобринского укрепления, с которого во время дождей вымыло останки защитника крепости. После обращения в Генпрокуратуру РБ Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры прокуратура города Бреста возбудила по этому факту уголовное дело.

Загадка моста в Брестскую Крепость так и не разгадана

… Общеизвестно, что в XIX столетии Брестская крепость фактически стала могильщиком старого города Брест-Литовска, который до её строительства имел славную восьмивековую историю. Новый город стал строиться в 2 км восточнее крепости. Драматичная находка создавала впечатление, что город вроде как в отместку начал вторжение в охранную зону Брестской крепости. На ул.Зубачёва, в охранной зоне Брестской крепости, возвели  многоэтажный жилой дом с квартирами на продажу, который никак не могут заселить, а на обводном канале – автодорожный мост, который никак не могут достроить.

На прошедшем в 2013 году международном совещании по реализации юбилейного проекта «Брест-2019» тогдашний председатель горисполкома Александр Палышенков заявил: «Нам надо решить вопрос по въезду в Брестскую крепость. Я – не историк и не претендую на это звание. Название – Николаевские или Михайловские,– вы извините меня, но там были ворота, и ставится задача воссоздать их. Въезд будет в крепость, исходя из строительной практики, которая складывается в связи со строительством Западного обхода г.Бреста… 

Новый мост – это вынужденная мера, которую мы используем с наименьшими издержками, в том числе и разрыв валов… Вы абсолютно правы: я признаю, что заказчик Божко разрешил производство работ, которое разрешать не должен был».

Жалоба в суд

В свою очередь Брестский координатор движения «За Свободу!» Денис Турченяк подал жалобу в суд Ленинского района г. Бреста на решение горисполкома №1959 от 27.09.2012 года, которое разрешило заказчику Западного обхода города Бреста – КУП «УКС Брестского городского ЖКХ» и генподрядчику – стройтресту №8 г.Бреста – включить в первую очередь Западного обхода города Бреста автодорожный мост через обводный канал Кобринского укрепления. Активиста возмутило то, что кто-то разрешил строительство моста на территории Брестской крепости за счет бюджетных средств, выделенных на другие цели. Активист подал заявление в Следственный комитет о возбуждении уголовного дела в отношении тех, кто виноват в нецелевом расходовании бюджетных средств.

«В результате таких действий, строительство моста через обводный канал крепости осуществляется за счет бюджетных средств, выделенных главой государства на реализацию проекта «Западный обход г. Бреста», что расцениваю как нецелевое расходование бюджетных средств и нарушением ст. 137 Бюджетного кодекса Республики Беларусь. Считаю нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных главой государства на строительство «Западного обхода г. Бреста», следствием превышения служебных полномочий должностных лиц, что должно влечь за собой уголовную ответственность», пояснил Денис Турченяк.

Обращает на себя внимание письмо научного руководителя историко-культурной ценности Брестской крепости Владимира Казакова (напомним, научного руководителя, ответственного за сохранность историко- культурных ценностей в процессе работ) на имя начальника Брестского межрайонного отдела Следственного комитета Андрея Теличева. В письме он выдаёт желаемое за действительное: «В составе I очереди на территории крепости с восточной стороны должен пройти проезд со стороны ул.Зубачёва, который должен повторить ранее существовавший въезд до войны» (?!) И в заключении научный руководитель фактически признаётся в своём бессилии: он, мол, выписал предписания о приостановке работ на возведении моста руководителям СУ-158 и ОАО «Мостотряд-58», но они его не выполнили и продолжили работы.

И ещё такая убийственная деталь. В.Казаков представил в Брестский межрайонный отдел СК фото проекта легкого пешеходного моста, который прошёл все согласования и разрешения в Минкультуры. А через обводный канал строился-то мощный железобетонный мост, по которому и танк смог бы проехать!

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Научный руководитель историко-культурного заповедника «Комплекс фортификационных строений Брестской крепости 1836-1842 гг., 1911-1914 гг.» Владимир Казаков так не смог пояснить, для какой цели ведется строительство моста на территории историко-культурной ценности и какова его роль в составе проекта «Западный обход г. Бреста».

В ходе судебного разбирательства так и не удалось выяснить, какую функцию в составе проекта «Западный обход г. Бреста» выполняет строящейся автодорожный мост через обводный канал Брестской крепости и чем обосновано его включение в состав этого проекта.

«Не беспокойтесь: всё будет в порядке»

Такую фразу произнёс предыдущий председатель горисполкома Александр Палышенков в конце 2014 года, во время пресс-конференции, посвященной развитию улично-дорожной сети города над Бугом. Он взялся объясняться по поводу строительства антиисторического моста через обводный канал Брестской крепости и дороги, которой никогда не было на том месте в Брестскую крепость: «Не волнуйся: там будет пешеходный мост. В том виде, как есть, он не будет иметь продолжения, пока не будет принята концепция сохранения и развития Брестской крепости. Когда будет принята концепция по крепости, он будет использоваться как пешеходный мост. Но по нему можно будет пропустить транспорт в случае техногенной и аварийной ситуации. Мы планируем пустить в крепость не 300 тысяч человек, сколько сегодня за год пускаем, а 2 миллиона человек, как намечается по концепции. А пускать такое количество людей через Звезду (главный вход в мемориал) очень опасно, и особенно выпустить их. Был уже прецедент, когда чуть не подавили людей. Этот выход – резервный на проведение всех мероприятий, и кто хочет зайти сюда, он зайдёт».

Когда ему тогда задали вопрос, что новый мост через обводный канал и дорога, которая будет идти в крепость со стороны улицы Гоголя, нарушают историко-культурную ценность высшей категории, он заявил: «Она ничего не нарушает. Дорога с ул.Гоголя нам нужна в первую очередь для того, чтобы обеспечить заезд на стоянку. Концепция предусматривает общественное обсуждение, потом – утверждение, на что уйдёт год. В следующем году построим дорогу в крепость. Нарушенный вал восстановим. Всё будет сделано в соответствии с действующим законодательством об охране историко-культурного наследия. Не беспокойтесь: всё будет в порядке».

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

А чего нам беспокоится? Это ж не нам, а чиновникам сводить дебет с кредитом и отвечать за сохранность Комплекса фортификационных строений Брестской крепости 1836-1842 гг., 1911-1914 гг.».

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Николай ЛАСКОВИЧ
Виртуальный Брест

Дополнительные материалы по теме: