Около двух часов длилась встреча председателя Брестского горисполкома Александра Рогачука с жителями улицы Поплавского и ближайших окрестностей, которые обеспокоены предстоящими переменами в их жизни, связанными со строительством второй очереди Западного обхода города.
Напомним, Западный обход, строительство которого началось в 2012 году и будет завершено к 1000-летию Бреста, должен связать единой транспортной артерией международные пункты пропуска «Варшавский мост» и «Козловичи».
ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА
На прием к мэру в «дежурную» среду записалась Татьяна Исфандиярова и еще пять ее соседей, но желающих поучаствовать в разговоре с чиновниками в итоге насобиралось более сотни. Им отказано не было. Более того, руководитель города распорядился пригласить местные СМИ, чтобы все происходящее в овальном зале горисполкома запечатлеть и донести до широкой общественности.
В конце августа жители улицы Поплавского и других примыкающих к ней стали получать уведомления Брестгипрозема о том, что будет произведена оценка находящегося на их участках недвижимого имущества, поскольку в связи со строительством второй очереди Западного обхода Бреста строения «подлежат сносу». Ни больше ни меньше. Ни - предполагаемому, ни – возможному. Просто - сносу. Известие вызвало шок. Причем такие «письма счастья» пришли даже тем, чьи дома сносить не собирались.
- Здесь мое родовое гнездо. Здесь жили родители, я родилась, рос мой ребенок. Это место очень дорого для меня. Это наша маленькая родина. Кроме того, я пожертвовала отпуском, чтобы сделать реконструкцию дома. Соответствующее разрешение в администрации Ленинского района было дано в феврале. А теперь мне говорят, что дом снесут, и предлагают строиться по новой. Но в свои 50 я хочу жить спокойно, - не скрывает эмоций Татьяна Николаевна.
В конце августа от имени многих соседей по улице женщина обратилась на прямую телефонную линию председателя областного Совета депутатов Сергея Ашмянцева с вопросом, почему их дома попадают под снос, если вторую очередь обхода изначально предполагалось вести в районе улицы Смирнова с выходом на Козловичи и трассу М1, к тому же еще в 2014 году прежнее руководство города заверило людей, что они могут смело строиться и делать ремонт жилья – их участков новая трасса не коснется.
Тогда генеральный директор городского ЖКХ ответил, что в данный момент ведется изучение вопроса, после чего будет выработан окончательный маршрут обхода…
ОСНОВНОЙ АКЦЕНТ
Состоявшуюся в среду встречу Александр Рогачук назвал своевременной и, прежде чем перейти непосредственно к вопросам заявителей, рассказал о важнейших моментах в развитии инфраструктуры Бреста.
- Решая вопрос подготовки Указа Президента о продолжении данной стройки, мы исходили прежде всего из тех объективных проблем, которые есть в нашем городе, – в частности, проблемы так называемых речицких железнодорожных переездов, которой уже не один десяток лет. На это и был сделан основной акцент при проектировании. Перед проектировщиками стояла крайне сложная задача – соединить инфраструктурный проект «Западный обход Бреста» с проблемой переездов, - отметил мэр и продемонстрировал аудитории эскизный проект трехуровневого путепровода, посредством которого будут ликвидированы автомобильные пробки.
Кроме того, улицу Лейтенанта Рябцева в ближайшее время планируется застроить многоэтажным жильем. Без путепровода это усугубит и без того непростую ситуацию.
В итоге вырисовался следующий маршрут: вторая очередь пройдет через нефтебазу, ликвидация которой, к слову, уже начата, по улице Поплавского над существующими железнодорожными переездами на улицу Аэродромную. Над переездами на опорах поднимется кольцо дороги диаметром 120 метров, с которого будут выходы в четырех направлениях.
Так называемой точкой стыка многих магистральных проектов станет «каменецкое кольцо», которое к 1000-летию города будет перестроено. В этом году необходимо отремонтировать улицу Пионерскую до путепровода на Березовку, в следующем – Радужную до Красногвардейской, и через год выйти непосредственно на «каменецкое кольцо», куда вливается и улица Лейтенанта Рябцева. Таким образом, включатся дороги-дублеры на самых оживленных участках, и, соответственно, движение для всех зарегистрированных в городе 155 тысяч транспортных средств плюс транзит станет комфортнее.
А КАК ЖЕ ЛЮДИ?
Настроение тех, кто десятилетиями создавал здесь семейные гнезда, руководство города понимает. Но так же наверняка знает, что иной возможности ликвидировать застарелую городскую проблему может не представиться.
- Задача власти – решая сложнейшие макропроблемы, решать проблему каждого человека, - подчеркнул мэр. – В течение практически полугода мы со специалистами рассматривали различные варианты с минимальным вторжением в естественную среду проживания человека. И вышли на вариант единственно приемлемый, который, к сожалению, включает в себя необходимость сноса треугольника частной жилой застройки, который находится между улицей Поплавского, заводом «Брестсельмаш» и железной дорогой.
При этом власть поставила перед соответствующими службами задачу – предложить людям такие условия, чтобы они от этого сноса даже выиграли. Район для новых участков (площадью 12 – 15 соток вместо теперешних шести-десяти) под строительство со всеми коммуникациями и охранной зеленой зоной определен неподалеку от Поплавского – в районе улицы Высоковской. Пролегающую по территории неиспользуемую железнодорожную ветку согласилась демонтировать железная дорога.
Оценка имущества и участков тех, кто попадает под снос, будет произведена по рыночной стоимости, новые же участки – предоставлены по кадастровой. Договор на строительство можно заключить с любой организацией по индивидуальному проекту - типовой проект агрогородка, по словам мэра, навязывать никто не собирается. Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента РБ №58 от 02.02.2009 года, каждый имеет право получить денежную компенсацию и приобрести квартиру или дом в другом желаемом месте. Там прописаны также иные варианты. Все возникающие вопросы обещано решать в индивидуальном порядке в рамках законодательства.
Уже на сегодняшний день в обозначенный «бермудский» треугольник попали 15 домов, в которых проживают 24 семьи. Некоторые, как Татьяна Исфандиярова, покидать свои дома категорически не согласны ни за какие блага.
Что трасса Западного обхода не коснется участка Татьяны Ивановны, ее также заверили в свое время. Семье дали добро на строительство дома и выделили льготный кредит. Строили долго, возникали разные нюансы с финансированием, но завершили наконец, и теперь живут в новом добротном доме, выплачивая деньги банку. «Мы столько сил и труда вложили – кто это подсчитает? Я устала и ничего больше не хочу», - говорит женщина, которой также пришло «письмо счастья» от землеустроителей.
ХВАТИТ ЛИ ДЕНЕГ?
Люди интересовались, хватит ли денег на завершение проекта, не зависнет ли стройка на полдороге и не окажутся ли снявшиеся с обжитых мест люди со своими интересами, да и сам город, у разбитого корыта.
Как было озвучено ответственными лицами, согласно Указу Президента, финансирование Западного обхода в 2016 – 2017 годах будет осуществляться за счет средств кредита Банка развития Беларуси. На эти цели выделяется 255 млрд неденоминированных рублей. В 2018 – 2019 годах работы будут осуществляться за счет республиканского бюджета и денег, поступающих в дорожный фонд, на основе равнодолевого участия.
А для того чтобы люди успели решить все свои вопросы с переездом, стройка начнется одновременно со стороны нефтебазы и улицы Лейтенанта Рябцева и отселяемый треугольник заденет в последнюю очередь.
Дело в том, что к выбору проекта, оптимального маршрута Западного обхода подошли только сейчас, буквально в течение последних нескольких месяцев, уточняет мэр. Впрочем, работа над самим проектом пока в процессе. В связи с этим присутствовавшие на встрече ответственные представители заинтересованных служб на все конкретные вопросы ответить не смогли.
К примеру, какие условия ожидают жителей той же улицы Поплавского, которые не будут переселены, да и других ближайших, которых коснется столь необходимая городу стройка. Каким воздухом они будут дышать и какого качества продукция вырастет на их участках, сколько солнечных часов выпадет тем, чьи дома окажутся у самого путепровода. Общая фраза о том, что все экологические нормы будут соблюдены, а от шума заслонят специальные защитные экраны, практически никого не удовлетворила.
Итак, с одной стороны личные интересы конкретных людей, с другой – логика развития города. Многие точки на «і» поможет расставить выданный на руки окончательный проект, который, по словам Александра Рогачука, определит весь маневр действий на ближайшие 10-20-30 лет. По крайней мере, со стороны горисполкома обещано, что люди в своих имущественных правах будут защищены максимально.
К предмету разговора решено вернуться в том же формате в ноябре, когда проект специалисты подготовят к экспертизе. Тогда диалог будет более предметным, заверил мэр.
Источник: Газета Заря Автор: Ирина ОРЛОВА фото Валерия Короля
Автор: Ирина ОРЛОВА
фото Валерия Короля