Брестчанка, рисовавшая на стенах Богдановича и Купалу, займется Коласом

12  Сентября 2016 г.  в 19:18 : Музыка, кино, музеи, выставки

Анна Яцкевич уже известна в Бресте своим стрит-арт проектом «Вулічныя вершы» – это цитаты и портреты классиков белорусской поэзии на стенах городских зданий. Художница училась на филфаке в БрГУ имени Пушкина и на графического дизайнера в Вильнюсе. Помимо уличного искусства у Анны много других проектов и занятий. Она рисовала открытки и календари, комиксы для спортивных изданий, делала каталоги для предприятий города, сувенирную и промо-продукцию. В портфолио девушки есть нарисованная ею книжка с белорусской сказкой и дизайн упаковок для Брестского чулочного комбината. Анна постоянно сотрудничает с заказчиками из Беларуси и Западной Европы.

Брестчанка, рисовавшая на стенах Богдановича и Купалу, займется Коласом

– Аня, как ты пришла к профессиональному увлечению рисованием?

– Я не случайно к этому пришла. Мне и раньше нравилось рисовать. Училась в художественной школе, но не закончила. Когда получилось поступить и на белорусскую филологию в БрГУ имени Пушкина, и в Вильнюс, не захотелось бросать ни одно, ни другое. Параллельно училась и там и здесь, поняла, что творчество ближе, чем филология. Мне было интересно учиться в Литве из-за более творческой атмосферы. Поняла, что хочу закончить университет именно там. У меня была возможность остаться в магистратуре, но я решила это пока отложить и заниматься реальной деятельностью, семьей, творчеством, работой. 

Я поехала в Вильнюс. Это вроде белорусской мечты – поехать куда-то за хрустальным Граалем. Поначалу был туристический азарт. Ты постоянно после пар где-то гуляешь, что-то смотришь, ходишь по кафе, магазинам – всё не как у нас. А сейчас как-то сравнялось. Когда я поступила, это был для меня другой мир. Но потом всё схлынуло. Когда наешься этого всего, то понимаешь: на самом деле жить там ничуть не легче. И я решила вернуться в Брест.

– Чем была интересна учеба?


– Ты сам подбираешь себе программу для обучения. Изначально есть определенный пакет для твоей специальности из обязательных предметов, которые нужно пройти на протяжении обучения. При этом можно набирать предметы из других специальностей. Обучение было захватывающее и в удовольствие. Сначала я набрала предметов по смежным дисциплинам – фильмографии, фотографии. Сейчас мне это очень помогает. Но отучившись четыре–пять лет, я поняла, что не прошла основные специальности, четыре части английского, например. Еще какие-то базовые, которые, кажется, «потом выучу, пока это неинтересно». В преддипломный год я проходила именно эти предметы. Такие ситуации учат, что нужно быть дисциплинированным и ответственным за себя.

– Что это такое – графический дизайн?

– Это дизайн изображений - визуальный ряд, с которым мы встречаемся ежедневно, даже не осознавая этого. Всего, что может быть изображено и напечатано на любых носителях. В том числе и элементы веб-графики, логотипы, надписи, буклеты, книги, журналы, плакаты, упаковка. Но, так как у меня была специальность «Графический дизайн и медиа», то всё было направлено на компьютерную графику. Это всеобъемлющее понятие. Даже в графическом дизайне каждый выбирает себе определенное направление, в котором будет работать. 

– Какое направление тебе нравится больше остальных?

– Я занимаюсь очень разными направлениями, но в последнее время леттерингом, который можно применят в разных сферах. В первую очередь это логотипы. Мне интересно создавать что-то на стыке слова и графики. А также иллюстрации, плакаты, работы для журналов – всё это очень интересно. На днях мне заказали разработку туристической карты. Я никогда с этим не работала, но я берусь, и получается интересно.

– Расскажи немного о леттеринге.

 – Это такое направление графического дизайна на стыке рисунка и текста. Некоторые знают, что такое каллиграфия: когда ты красивым почерком написал с помощью пера и ничего не меняешь. А леттеринг – когда каждую букву рисуешь. Их можно располагать как угодно, то есть в любую композицию скомпоновать, добавить разных рисунков, элементов. Эти рисунки усиливают воздействие того слова или фразы, подтверждают или как-то подчеркивают. Сейчас в тренде такая техника. Задача дизайнера – нарисовать что-то реально аутентичное. В последнее время у нас появляются кофейни с меловыми досками, на которых рисуют, но в Западной Европе они давно есть как отдельный вид уличного искусства. На доске можно написать не просто «капучино – 2 рубля», а нарисовать произведение искусства.

– Когда ты вернулась из Вильнюса в Брест, искала какую-то работу или начала свое дело?

– Нет, не искала, работа сама меня находила. Я была фрилансером, потом оформила ИП. И всё это время работаю сама на себя. Поначалу меня находили через знакомых – «сарафанное радио». Работала с крупными заказчиками, и как-то они на меня выходили. 

– Какие наиболее интересные или необычные свои проекты ты можешь назвать?

– В каждом проекте есть что-то. И я стараюсь ценить свое время, берусь за работы, которые реально мне интересны. Даже не в плане денег. Ты что-то сделал, потом понимаешь, что это классно. Этот продукт куда-то уходит, и ты его потом видишь в городе. За что-то не очень интересное я бралась для практики во время студенчества, а сейчас на этапе отбора стараюсь отсеивать. Проект с росписью стен был для меня новым опытом. Я никогда не занималась подобным, мне было любопытно попробовать. Сейчас больше чем 10 лет прошло, мне уже 29, и я уже ничего не боюсь. Я могу взяться за любой проект даже не по специальности. При должном усердии любой может сделать всё, что захочет. Я стараюсь не рисовать впустую. Раньше у меня было много работ, которые можно где-то применить. Сейчас уже уровень не тот: прошло несколько лет, и я понимаю, что можно было бы и лучше. На данном этапе стараюсь продукт своего творчества где-то реализовывать.

– Как тебе пришла идея рисовать на домах?

– Когда у меня родился сын, мы гуляли с ним по улице, и, пока он спал в коляске, у меня появлялось какое-то время для творчества. Тогда я что-то рисовала, и кое-что получалось. Я стала думать, как это применить. Мне пришла идея нарисовать их на стене, и я сделала из этого проект. Отправила на фестиваль рекламы AD.NAK!, и он взял диплом как нереализованная задумка, с тем прицелом, однако, что будет реализован. Но не было ни средств, ни заказчика. Позже появился конкурс на создание городского паблик-арта, и я представила этот же проект снова. Там организаторы согласовали его и выделили деньги. Проект прошел, его одобрили в отделах архитектуры и идеологии. Я думала написать «вершы» на заборе, напротив старого учебного корпуса БрГУ. Но выяснилось, что стена была на балансе университета, и этот вопрос надо было согласовать с его администрацией. Мне отказали. Мы решили разбить проект на составляющие. Чтобы его не пересогласовывать снова, нужно было использовать дома, находящиеся в частной собственности. Первой мы разрисовали стену офиса агентства регионального развития – они как раз занимались организацией. Я рисовала маркерами для граффити. Бюджет был не очень большой, мы израсходовали его еще на первом рисунке. Дальше будем работать за счет заказчика. В изначальном проекте портретов не было, но они появились, и так вышло интереснее. Сделали Богдановича, потом Купалу. Автор «Паўлінкі» и «Бандароўны» изображен на доме частной парикмахерской на улице его имени. Еще одно здание будем делать в октябре на Карбышева, там будет Якуб Колас. Будет ли портрет – не знаю, зависит от места, но цитата будет точно. Ждем, когда закончится ремонт. 

В планах молодой художницы открыть свою студию, где она могла бы работать с такими же творческими людьми, чтобы реализовывать большие проекты, а также создавать что-то новое для родного города. Сейчас Анна занимается разработкой принтов на одежду совместно с минской фирмой уличной одежды. Художница хотела бы, чтобы ее городской проект продолжился – не обязательно со стихами, возможно, в другой форме.

Источник: Брестский Вестник
Автор: Надежда БОСАК