Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках Viber Виртуального Бреста

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

46 16  Июня 2016 г.  в 15:29, показов: 16427 : История города Бреста

Немало переломано копий в спорах о том, какой должна быть судьба старых домов в центре Бреста. Многие памятки прошлого пали жертвой финансовых соображений. Ныне наметилась новая жертва: на проспекте Машерова, при работах по реконструкции в рамках Западного обхода, дорожники при вскрытии старого асфальта обнаружили плитку-трилинку, проложенную еще «за польским часом».

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - трилинка на проспекте Машерова

Дорожное покрытие в виде шестигранных плиток было изобретено варшавским инженером-строителем Владиславом Трилинским и запатентовано в 1935 году. Вскоре Трилинский получил должность в администрации Полесского воеводства, стал начальником управления строительства и коммуникаций. С тех пор и на долгие годы плитка-трилинка стала «визитной карточкой» дорог Брестчины.

Трилинка оказалась достойной заменой традиционной на то время брусчатке, которая имела большой недостаток: в экипаже, едущем по брусчатке, было уж очень тряско. Трилинка не доставляла пассажирам таких неудобств.

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - трилинка возле ТЭЦ и трилинку выбрасывают на завалы

Изготавливалась она из того же материала, что и брусчатка – из базальта. В Брест его привозили из карьера Янова Долина, что в Ровенской области Украины. «Бетонярня» (мастерская по производству трилинки) разместилась рядом с городским парком. Камень раскалывали, закладывали в металлическую шестигранную форму глубиной 15-20 см. Далее форму заливали бетоном. Только что изготовленная плитка казалась целиком отлитой из бетона, но со временем верхний слой раствора стирался, из-под него проступал камень. Это придает уцелевшей до наших дней трилинке вид своеобразный и достаточно эстетичный.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

Сейчас брестчане могут увидеть трилинку на Кобринском укреплении и возле Тереспольских ворот крепости, а также во дворе администрации Ленинского района. Когда-то плиткой вымостили улицы унии Любельской (нынешняя Ленина) и Ягеллонскую (проспект Машерова). Через полвека плитку залили сверху асфальтом.

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - трилинка во дворе администрации Ленинского района

Кое-где плитка до сих пор служит верой и правдой. Сохранились нетронутыми отдельные участки первой шоссейной дороги Полесья – магистрали Брест-Пинск, оконченной к 1938 году. Трилинкой вымощено около трех километров дороги, ведущей к Олыцкому замку в Ровенской области (о благоустройстве дороги побеспокоился когда-то владелец замка Януш Францишек Радзивилл). В качестве экспоната трилинку можно увидеть в Брестском областном краеведческом музее и в музее истории дорожного хозяйства УО ГУЦ «Белдорстрой».

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - укладка трилинки (исторический снимок)

В нашем случае интересен опыт использования старой плитки в Пинске. При реконструкции центральной площади города тротуары вымостили обычной бетонной плиткой, а проезжую часть – найденной под асфальтом трилинкой. Опыт оказался неудачным. Трилинка крошилась, не выдерживая потоков транспорта.

Но для пешеходов плитка вполне подходит. Пешеходные дорожки из трилинки, ведущие к главному туристическому объекту Бреста, смотрелись бы очень колоритно. 

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - дорога Пинск-Столин

На проспекте Машерова под асфальтом нашли плитку-трилинку

на фото - дорога к Олыцкому замку

Конечно, извлекать плитку из-под асфальта и выкладывать ею тротуары – немалый труд, он непременно скажется на итоговой стоимости ремонта. Но, думается, такие траты оправданы. В конце концов, если пинчане смогли себе позволить эту роскошь, то выдержит и бюджет областного центра.

Тем более что впереди – юбилей Бреста, и всем нам было бы интересно увидеть у себя под ногами восемьдесят лет из десятивековой истории города.

Источник информации: Виртуальный Брест
Автор: Андрей Романов
Виртуальный Брест
Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации и авторизации на сайте


та_еще 2016-06-18 16:13
красиво да, но не практично, попробуйте по такой дороге зимой походить, превращается в каток, + по такой плиточке долго ножками не походишь - устают. А если еще и на каблуках, то в принципе алес.

0

За Справедливость_гость 2016-06-17 14:43
Сложить на поддоны и реализовать. С Удовольствием купил бы себе паддончика два. )
+7

как-то так_гость 2016-06-17 14:12
Обязательно про якобы Западный обход вспоминать? Не будет в обозримом будущем никакого обхода! Обустраивают новый въезда в крепость, не более!
+1

Там_гость 2016-06-17 10:05
При поляках у нас двери колбасой завязывали, пока русский сапог сюда не пришел.
+7

Сапог_гость 2017-06-09 22:10
При поляках, двери колбасой завязывали поляки.. А вы жрали то, что из польской задницы вываливалось
0

евроремонтинг_гость 2016-06-17 01:19
уничтожить жэстачайшэ! как уничтожили в крепости, заменив на унылую современную фигню
+25

мотыга_гость 2016-06-16 22:36
Тогда умели делать, не воровали и не разбавляли материал на асфальтно - бетонных заводах, а теперь каждый год лаве в миллиарды осваивают после зимы.
+17

fffff_гость 2016-06-16 22:29
мне кажется на эту плитку многие уже положили глаз, но хорошо хоть интернет знает об зтом, не просто будет спереть
+22

крановщик_гость 2016-06-16 22:06
А никто не задумался, сколько стоит простой крана на ТЭЦ? Таких кранов только два в нашей стране! Дорогое удовольствие!
+6

Еж_гость 2016-06-16 21:24
Идиоты мля!! Пусть едут в Гродно смотрят как там центр берегут!!!!
+39

111_гость 2016-06-16 21:55
Сообщение от Еж_гость
Идиоты мля!! Пусть едут в Гродно смотрят как там центр берегут!!!!

ссылка
0

мыш_гость 2016-06-16 21:52
Нихрена там не берегут, иначе не расширяли бы мост и проезжую часть в центре и не выдумывали бы "проектов реконструкции Каложской церкви" с перестройкой южной её части из силикатного кирпича. Не говоря про то, сколько всего там при коммунистах взорвали. Включая Фару Витовта.
+6

историк_гость 2016-06-16 19:21
Господа, не плетите чепухи со своей трилинкой. Через 100 лет обхаенная вами косточка бетонная по всем тротуарам Бреста будет цениться и за ней будут бегать? Сомневаюсь. Не молотите воду в ступе. Технологии. Кто против - все к извозчикам, да чтоба до Минска ехать неделю... ой смешно прям
-19

890_гость 2016-06-16 21:54
Бетонная косточка рассыпается в прах максимум за 5 лет, а трилинке уже под 80.
+29

Администратор 2016-06-16 19:18
Добавили фоточек с места, под спойлером...
+2

Men_гость 2016-06-16 18:49
Куда выбрасывают, я заберу, хочу себе такую на даче.
+44

Опубликован 2016-06-16 18:38, удалён модератором 2016-06-17 06:53 - Почему?
Опубликован 2016-06-16 22:38, удалён модератором 2016-06-17 06:54 - Почему?
пан_гость 2016-06-16 18:18
не трилинку а Треблинку
-16

Убегай_гость 2016-06-16 17:48
Щас будет у кого нибудь с прорабов на даче
+37

Дим_гость 2016-06-16 17:33
На Мостовой под асфальтом тоже лежит такая плитка,помню еще в 80-х годах старый (тогда новый) ЛАЗик трясся так, что до Речицы утрамбовка пассажиров происходила за несколько остановок. Пусть это старое останется в истории, т.к.никто этим не будет заниматься. Давайте пусть власти достроят задуманный Западный обход и тогда Речица и Дубровка вздохнет спокойно.Поверьте этим жителям этих микрорайонов волнуют гораздо важные проблемы, чем эта плитка...
+16

И_гость 2016-06-16 17:45
Ну вы захотели - достроить западный обход по-быстрому. Это ж какую ценность нашли - камень залитыи в бетон! Этож какая возможность увеличить стоимость работ по западному обходу, этож сколько можно дополнительно украсть под это дело. Наивный вы человек.
0

45444_гость 2016-06-16 17:05
i like to move it move it


-3

654_гость 2016-06-16 16:57
Надо такую плитку на Советскую... чтобы велосипедисты не гоняли.
+46

KapraL 2016-06-16 20:15
Она там есть, под современной плиткой, насколько я помню при укладке плитки после снятия асфальта возле кинотеатра обнаружили что под ним есть брусчатка и тогда же нашли пару артефактов...поднос, монеты...

+9

Lesnik11 2016-06-16 16:46
Да что так цепляться за "историю"? Ну была такая плитка и хрен с ней. Значит нынешняя дорога будет на крепком основании. Современная тротуарная плитка дешевле и эстетичнее. Хоть все закатайте под нее, чего это старье выкапывать?

+13

лето 16.06_гость 2016-06-16 16:33
В Гродно весь центр города в этой плитке. И общественный транспорт ездит по этим дорогам вполне себе нормально. А вот для пешиходов в местах перехода залили асфальтом, чтобы каблуки там неостались. Зато след истории остался. И вообще там этот след везде есть, а у нас все круто и по современному.
+31

коневега_гость 2016-06-16 21:11
Потому что Брест стал колхозным городом.
Уважать свою историю - нет, не слышали.
+27


Страницы: [1] | [2] [Следующая] | [Последняя]