Брестские контролеры: "...и за руки кусают, и зонтиком бьют"

1  Июня 2016 г.  в 13:57 : Тайный покупатель

Зайцы на транспорте – сегодня одна из самых больных и злободневных тем для предприятий, которые занимаются перевозкой пассажиров. В народе заяц ассоциируется либо с трусостью, либо с прыткостью и проворством. Обе эти ассоциации нашли свое место в объяснении, почему безбилетников называют именно зайцами.

Брестские контролеры: "...и за руки кусают, и зонтиком бьют"

Известно, что еще в 19 веке зайцами называли безбилетных пассажиров поездов, которые платили лично кондуктору символическую сумму за право проезда. Такие пассажиры, вероятно, должны были вести себя очень тихо, не привлекать внимания, опасаясь штрафных санкций, то есть – тише воды, ниже травы - подобно зайцу, прячущемуся от хищников. Интересно, что и во Франции есть похожее выражение в аналогичном значении (ехать без билета) «voyager en lapin», которое переводится - «путешествовать как кролик».

Насколько непрост и важен труд тех, кто ведет борьбу с безбилетниками, убедились корреспонденты Zarya.by побывав с бригадой контролеров-ревизоров предприятия «Брестгортранс» в вечернем рейде. 

- Сегодня работаем в обычном ритме. А вообще в нашей работе предсказать что-либо сложно – результат не зависит ни от времени суток, ни от того, на какой остановке стоишь. Только лишь - от контингента пассажиров, которые едут в общественном транспорте. Первая половина смены прошла спокойно. Очень помогает наряд милиции, который дежурит с нами. При виде людей в форме пассажиры ведут себя смирно и дисциплинированно – в конфликты не вступают и вовремя оплачивают проезд, - рассказывает старший контролер бригады Елена Савельева. - Дело в том, что информация о месте дислокации контролеров очевидцами тут же выкладывается в Интернет, и человеку со смартфоном не составляет труда ее отследить. Но мы умеем с этим бороться.

Брестские контролеры: "...и за руки кусают, и зонтиком бьют"

ЛЕКАРСТВО ОТ СТРЕССА      

Правда с агрессивным поведением сталкиваться приходится частенько. Безбилетный пассажир, а это, как правило, молодые люди до 35 лет, выскакивая из транспорта просто может оттолкнуть контролера и убежать.

Однажды с нарядом милиции выводили из автобуса нетрезвых безбилетников. Те, конечно же, стали оскорблять проверяющих. Но на защиту контролеров встали пассажиры на остановке. Между теми и этими пассажирами завязалась драка. Пьяных в итоге увезла милиция, они получили штрафы. Зато когда в следующий раз их встретили те же контролеры, парни уже ехали с билетами.

А еще транспортных ревизоров пассажиры нередко отправляют в поле или на завод. Поработать. Мол, сидите где-то весь день, а потом раз выехали, навели шороху – и снова отдыхаете. Но в пререкания с пассажирами ревизоры не вступают. Сами между собой потом обсуждают ситуации.

- Самое обидное, когда агрессивность позволяет себе человек, который внешне вполне интеллигентно выглядит. И даже если у него есть проездной, он его так предъявит, что просто в недоумение приходишь от такого отношения, - продолжает Елена Ивановна, которая в службе контролеров трудится более 10 лет. - Есть люди изначально агрессивно против нас настроенные только лишь потому, что мы – «контра». 

«Контра» - именно так называют контролеров в определенных пассажирских кругах. Не успела наша машина подъехать к остановке на Пионерской у Беларусбанка, как через минуту в сетях появилась новость: «Контра» на банке, стоят с милицией, на МОПРа чисто». Но даже и такая информация контролерам на руку – поскольку проезд-то теперь будет оплачен.

Брестские контролеры: "...и за руки кусают, и зонтиком бьют"

ПОЛЮБИТЬ ПАССАЖИРА       

- Очень многие пассажиры заведомо негативно к нам настроены, а сами не соблюдают элементарных вещей, и нам остается терпеливо ждать, когда пассажир предъявит проездной документ, который затерялся где-то в глубинах карманов и сумочек, - говорит об особенностях службы Иван Васюта. – Я стараюсь к людям хорошо относиться. А ведь за многолетнюю работу всего бывало – и нос бит, и дорогие рубашки рваны. Теперь на работу хожу в чем попроще… Конечно, служба связана со стрессом. Но надо держать себя в руках и уметь настроиться быть спокойным, иначе никаких нервов не хватит.

Сильно возмутил его случай, когда девушка, выскакивая из автобуса, чтобы убежать от контроля, оттолкнула маленького ребенка, который с папой входил в салон, и сиганула наутек. Правда, Иван Станиславович ее догнал и оштрафовал все-таки. Но как она могла оттолкнуть ребенка, понять не может. Словом, люди разные встречаются…

Что касается правил автомобильных перевозок пассажиров, есть еще и такой интересный момент: оказывается, пассажир должен оплачивать проезд до начала движения – пробить талончик до отправления от остановки. Может, конечно, купить его и у водителя.

Правда, рассказывают собеседники, находятся и такие умники, которые просят один талончик, протягивая 200-тысячную купюру. Одна молодая женщина так постоянно ездит – то есть изначально настроена не оплачивать проезд, поскольку с такой суммы сдачи, как правило, у водителя не находится.

Вот со старшим поколением вопросов практически не возникает. Был случай, вспоминает Елена Савельева, ехал в автобусе 82-летний дедуля. Прокомпостировал талончик. Но ей показалось, что он разволновался при контроле. Сама обеспокоилась. Говорит ему, да вас контролеры, наверное, не особо-то проверяют. А он в ответ: да при чем тут это, как я могу не заплатить? И рассказывает: у него инвалидское удостоверение есть, но поскольку часто документ забывает, то и талончики всегда с собой... 

...Рейд прошел тихо-мирно – как пошутили ревизоры, без кровопролития. Выявлено 15 безбилетников, которые пополнили штрафами городской бюджет. В общем-то никто и не сопротивлялся, даже нетрезвый мужчина, которого люди в погонах с остановки попросили проследовать в контролерский автобус. Составили протокол и отпустили с миром. 

Брестские контролеры: "...и за руки кусают, и зонтиком бьют"

БЫТЬ ПСИХОЛОГОМ   

- Это прежде всего психологически сложная работа. Потому как много приходится общаться с совершенно разными людьми. Для повышения стрессоустройчивости с контролерами-ревизорами регулярно проводятся занятия психолога, различные тренинги, - отмечает начальник контрольно-ревизорской службы предприятия «Брестгортранс» Юлия Хомич. - Особенно непростой день для нашей службы - пятница, когда после рабочей недели немало нетрезвых пассажиров. Бывает, и до рукоприкладства доходит - и за руки кусают, и зонтиком бьют контролера. Даже снимали транспорт с линии. Сразу вызываем милицию, отвозим дебошира на конечный пункт, если он отказывается выходить из транспорта. А там уже и оформляем все дела.

Рабочий день Юлии Хомич обычно начинается с телефонных звонков недовольных пассажиров. Хоть за два года ее службы на этом посту стало их меньше, тем не менее, немалый кусок времени отнимают. Самая типичная ситуация – когда билет вроде у человека есть, но прокомпостировал он его не вовремя. К примеру, зашел в транспорт, поговорил по телефону, тогда только о билете и позаботился. А между тем, утверждают контролеры, это уже штраф.

- Необходимо пробивать билет до начала поездки, то есть до начала движения транспортного средств – как только вошли в транспорт. Так прописано в законодательстве, - уточняет собеседница.

Впрочем, контролеры конечно же понимают, что бывают всякие ситуации – не успел человек подготовиться к поездке, ожидает очереди у водителя купить билет. Как правило, с такими пассажирами проблем не возникает. Хоть это и нарушение, к таким относятся лояльно.

Еще, бывает, говорят позвонившие, неподобающим тоном контролеры разговаривают – слишком громко. А ведь нередко именно пассажиры обостряют момент. Только надо учитывать, что громкий голос контролера – это немаловажная часть его профессионализма. 

Интересно, что и без благодарностей не обходится. За культуру общения благодарили в частности Ольгу Голодкову.

Брестские контролеры: "...и за руки кусают, и зонтиком бьют"

РАБОТА В ТРИ СМЕНЫ 

Работают контролеры с шести утра до часу ночи – пока курсирует общественный транспорт. На маршруты ежедневно выходят 40 человек – 5-6 бригад, еще четверо специалистов – в администрации.

Где пассажиров будут поджидать контролеры, заранее никому не известно, даже им самим. Наряд-задание, в котором расписаны остановки и время дежурства, выдается бригаде непосредственно перед сменой.

Ночной рейд контрольно-ревизорской службы с милицией – это так называемая третья смена. Милиционеры, говорят транспортники, воздействие на безбилетников даже своим приветливым видом оказывают. По крайней мере, контролеров не кусают.

Может быть еще и потому, что информация-то в народ просачивается: после того, как одного из безбилетников посадили в контролерскую машину и он стал избивать людей, ему присудили выплатить контролерам возмещение морального вреда.

В службе контролеров – главным образом, представительницы прекрасного пола. Молодежи немного – в основном уже опытный народ, бывшие кондукторы. Если раньше в таких кадрах испытывали дефицит, то сегодня претенденты записываются в очередь. 

Средняя зарплата – примерно от трех миллионов рублей до «выработки». То есть - количества отловленных безбилетников и оплаченных ими штрафов. Штрафы поступают в госбюджет. 

Брестские контролеры: "...и за руки кусают, и зонтиком бьют"

За прошлый год в Бресте было оштрафовано более 17 тысяч безбилетных пассажиров. Они уплатили почти миллиард рублей штрафа. Теперь за месяц их уменьшается примерно на 50. А в среднем штрафуются около 1300 зайцев. В снижении количества, считает Юлия, есть заслуга и службы контролеров.

А к тому же, народ, наверное, в курсе - если не заплачен штраф даже за безбилетный проезд, то человеку не только могут отключить мобильную телефонную связь, но и за границу страны не выпустить. Все выявленные безбилетники вносятся в Единый государственный банк данных о правонарушениях РБ. Куда попадать крайне не желательно. 

Кстати, попасться зайцу не так и сложно – в Бресте проверяется более трети общественного транспорта.

Источник: Газета Заря
Автор: Ирина ОРЛОВА
фото - А.Шульгач