Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Суеверия и народные традиции полесских крестьян

20  Апреля 2016 г.  в 23:10 : История города Бреста

Рассмотрев быт и свадебные обряды полесских крестьян, коснемся с помощью уже известного подполковника П.О. Бобровского такой стороны как суеверия и народные традиции в крестьянской жизни.

Суеверия и народные традиции полесских крестьян

Прежде всего, коснемся подготовки к праздникам. Как писал Бобровский, «во время святок, от Рождества до Богоявления, никто не занимается ручной работой, чтобы на весь год не накликать на себя болезни и разных бед. Обыкновенно зимой по деревням собираются на вечерницы: девки с прялками и веретенами сходятся в одну избу; туда же являются парни, принося с собой гусей, кур, крупу и муку и отдают все это хозяину или хозяйке для приготовления ужина. … Во время святок или коляд по деревням ходят со звездой и поют песни. На Пасху, кроме кулича и яиц, должен быть на столе жареный поросенок; кости его хранятся до Юрьева дня (23 апреля), тогда хозяин закапывает их по углам поля, на котором будет сеять».

Суеверия и народные традиции полесских крестьян

Суеверия и народные традиции полесских крестьянДовольно важный, с точки зрения крестьян, обряд совершали при постройке новой хаты. Так, «при заложении хижины, когда положатся подвалины, хозяин по всем углам на ночь кладет по куску хлеба; ежели на другой день хлеба в каком-либо углу не оказалось, место это считается несчастным и тогда подвалины передвигаются. Крестьянин, основывая на хлебе все свое счастье, по пропавшему на подвалине хлебу полагает, что если не переставить хижины, то будет терпеть недостаток, а это сократит его жизнь».

Если современный человек при вселении в новое жилье, по давней традиции, пускает впереди себя кошку, то вот как это происходило при новоселье в старину. Крестьянин считал, что «все несчастья в доме происходят от бесовской силы, а чтобы избавиться от не, в новопостроенный дом прежде всего на ночь впускают через окно петуха или курицу, на следующую ночь гуся, на третью – поросенка, на четвертую – овцу, на пятую корову, на шестую – лошадь. Когда все эти животные переночевали благополучно, просят священника для освящения, затем в седьмую ночь переносится все семейство.

Иногда ограничивается только одним петухом; ежели впущенный в избу петух будет петь – хороший знак, если нет – дурно. Петух, по мнению хозяина, не проспал бы своего часа, если бы в избу не заглянул черт, испугавший петуха и принудивший его к молчанию».

Многие приметы пришли к нам, в современное время, именно с тех пор. Так, «чтобы водились круглый год деньги, надобно побрякать ими в первый раз, когда услышишь кукушку, почему говорят: «сховай три гроши на зозулю». Недобрый знак, когда дорогу перебежит заяц или кошка; напротив, знак хороший, когда дорогу перейдет волк или навстречу попадет ведро с полной водой. Если аист выбросит из гнезда яйцо, лето будет урожайное, а если птенца, то ждут неурожаи и боятся голода. Примет на урожай у крестьян весьма много: хорошая погода вечером накануне Рождества Христова, предвещает изобилие; ждут голода, когда кукушка поет на нераспустившемся дереве. Ежели курицы сидят под печкой, будет спокойно и год пройдет мирно, а если стоят, то можно ожидать войны или неурядицы. Вой собак предвещает заразительную болезнь и большую смертность. Лучшим средством от лихорадки служит хлеб, освященный в Фомино воскресенье».

Только, иногда подобные суеверия приводили к необратимым последствиям. Так, во время эпидемии холеры 1831 года в Слонимском уезде, «крестьяне в надежде избавиться от эпидемии, положили в яму и зарыли живую женщину с петухом и вороной».

Начиная полевые работы, крестьяне обязательно проводили обряд освящения поля установкой крестов на перекрестках. Впрочем, не всегда это помогало и тогда, как писал Бобровский, крестьянин «не начнет пахать поле, пока не уложит по краям его кости пасхального поросенка».

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

После сбора урожая начинались дожинки. Кстати, это изобретение далеко не сегодняшнего дня. Итак, «дожинки обыкновенно празднуются в тот день, когда оканчивается жатва; редко откладывают до совершенного окончания всех работ. Из последних колосьев хозяйка свивает пучок или венок, приносит его домой и поздравляет хозяина. После чего начинается угощение и попойка, нередко пляска. Собственно праздник дожинок совершается на господском дворе у помещика. На дожинки собирается вся деревня от мала до велика и жители смежных деревень. На одну из девушек, самую рабочую, которая скорее всех подает надежду выйти замуж, надевают платок, свитый из одних колосьев и украшенный полевыми цветами; за ней идет все общество с песнями, сложенными на этот случай. Помещик, сопровождаемый созванными гостями, выходит на крыльцо, принимает венок и дает девушке деньги; в то же время обливают ее ведром воды, а более смышленый мужик говорит речь о своих трудах, наполняя ее аллегориями. Помещик угощает всех мясом, водкой, пивом, являются скрипачи, начинаются песни и пиршество продолжается до рассвета. Это один из самых веселых деревенских праздников».

По материалам сборника «Материалы для географии и статистики России.
Гродненская губерния» (С.-Петербург, 1863).

Фото:

http://xan-13.livejournal.com/1953652.html
http://www.belhistory.com/course14.shtml
http://schelkunov.livejournal.com/10490.html?thread=86010

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Никита Стриж
Виртуальный Брест