Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках Viber Виртуального Бреста

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

58 5  Марта 2016 г.  в 13:59, показов: 11887 : История города Бреста

Как известно, подавляющее большинство современных белорусов являются потомками крестьян. И если отбросить в сторону либеральные мифы о счастливой и зажиточной жизни крестьян Западных губерний России (куда относилась и территория современной Беларуси), то на поверхность выступает крайняя нищета, неустроенность крестьянских хат и периодический голод.

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX векаЕще в середине XIX века группа офицеров русской армии по заданию Генерального штаба стала составлять сборники «Материалов для географии и статистики России» по всем губерниям. Не исключением являлись и западные (белорусские) регионы. Брест-Литовск в ту пору являлся уездным центром Гродненской губернии, сборник по которой содержит подробные сведения по ее истории и статистике. Подполковник Генерального штаба П.О. Бобровский провел детальное исследование и в 1863 году оставил солидное описание быта крестьянского населения губернии, выдержки из которого приводятся ниже.

Прежде всего, коснемся устройству крестьянской избы. Большинство крестьянских домов строилось без дымовой трубы, следовательно, вся копоть и сажа проникала внутрь помещения. «… Крестьяне живут в низких, полуразрушенных и закоптелых хатах, в которых вместе с копотью и нечистотами скрывается … тьма недугов – лихорадки, горячки, ломоты, язвы и т.п. Да и в жилищах с дымовыми трубами бывает также грязно и неопрятно и душно, как и в курных. Зимой, вместе с семьей крестьянина, в избе помещаются телята, ягнята, поросята и куры, а все это еще больше увеличивает нечистоту и поддерживает тяжелый и отвратительный воздух», – писал П.О. Бобровский.

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

на фото слева - крестьянка, фото примерно 1890г.

В таких жутких, с позиции современного человека антисанитарных условиях, крестьянские семьи жили практически в полной нищете. Вот как описывал подполковник Бобровский их рацион: «Пища крестьян состоит из хлеба, огородных овощей, молока, мяса и грибов; она груба и неприхотлива. Хлеб из ржаной и дурно просеянной муки, вообще вкусный и здоровый; у бедных хлеб делают с примесью ячменя и картофеля; мякина – необходимый спутник крестьянского хлеба. Щи – необходимое кушанье, делаются из кислой серой капусты и приправляются овсяной или ячменной крупой; борщ из бураков, кашица – похлебка из круп, приправленная луком. Картофель в разных видах, горох, чечевица, огурцы, редька и разные пироги. Сало в большом употреблении, им приправляются все кушанья; по праздникам едят овечье мясо, а иногда копченую говядину. Жареное – гусь, поросенок – на крестьянском столе попадается весьма редко.

… Редьку едят с квасом и луком, огурцы употребляют соленые. При недостатке хлеба и овощей едят картофель, который составляет важнейший суррогат в крестьянской пище; неурожай на картофель тяжело ложится на беднейших, которые, за недостатком хлеба, кормятся картофелем круглый год. В постные дни рыбу не употребляют, а едят весной крапиву, щавель, а зимой – что попало».

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX векаСамый тяжелый период для крестьян был весной, когда старые запасы уже закончились, а нового урожая еще не было. Особенно больно ударял этот период по наиболее слабой, беднейшей части крестьянства. Как писал Бобровский, «беднейшие пекут хлеб с двойной примесью мякины: высушенные листья папоротника, вереска, копытника, березовая кора и разные коренья, положенные в хлеб, делают его невкусным и весьма тяжелым для пищеварения».

Как отмечала в своей работе О.Н. Иванчина, «для решения продовольственного вопроса для выпечки хлеба предлагалось также использовать винную барду – оставшееся от винокурения зерно. На винокурнях её обычно выбрасывали либо отдавали на корм скоту. … Утверждалось, что в качестве добавки к хлебу из ржаной муки может использоваться также солома из муки, которой в тесте должно быть не более ⅓. Такой хлеб был хуже, чем с использованием барды, но намного лучше, чем хлеб с мякиной, лебедой, дубовыми желудями, древесной корой, исландским или оленьим мхом. Оба вида хлеба (с винной бардой либо с соломенной мукой) Медицинская комиссия при Министерстве внутренних вел и Вольном экономическом обществе сочла здоровыми и могущими заменить обычный ржаной хлеб в борьбе с голодом».

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

Но больше весеннего голода по крестьянам било пьянство. Если более зажиточный крестьянин оставлял у себя необходимое для пропитания своей семьи количества хлеба, остальное продавал на ярмарке, а на вырученные средства покупал другие товары, то большинство остальных крестьян попросту пропивали. Как писал Бобровский, «вырученные деньги пропиваются в корчме, которые распространены в огромном количестве по всем местечкам и на дорогах. Водку любят пить не только мужчины и женщины, но и дети, едва достигшие 12 лет. В корчме мужик готов пропить все … Водка сделалась такой неизбежной принадлежностью крестьянского быта, что каждый работник выговаривает себе у наемщика одну или две рюмки водки ежедневно, сверх условленной платы. Без водки или, как здесь говорится, без «магарыча», крестьяне не обойдутся при заключении каких-либо условий и сделок».

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

на фото справа - П.О.Бобровский

Распорядок дня обычной крестьянской семьи был таков: отход ко сну зимой в 22 вечера и подъем уже в 5 утра, летом подъем с восходом солнца. «Обедают в 6 часов утра, в 12 часов полдничают, а часов в 8 вечеряют. Взрослый мужчина съедает в день 3 фунта (1 фунт около 454 грамм) хлеба и 2 кварты пресной, и 2 кварты (1 кварта – 0,9 л) кислой похлебки; женщина – 2 фунта хлеба и похлебки несколько менее; на пятилетнего ребенка полагается ½ фунта хлеба».

По материалам сборника «Материалы для географии и статистики России. Гродненская губерния» (С.-Петербург, 1863), статьи О.Н. Иванчиной «Социально-экономическое развитие Малоритского района в составе Российской империи (1795–1917 гг.)». Вестник БрГУ, 2015, № 2.

источник фото: (там есть больше)

Источник информации: Виртуальный Брест
Автор: Никита Стриж
Виртуальный Брест
Система Orphus


Комментарии доступны только для
зарегистрированных пользователей сайта


лев_гость 2016-03-06 22:01
полный бред эта ваша галимая статейка
-12

ALES 2016-03-06 10:42
В описании как-то ни слова про императорские питейные заведения и про пополнение казны за их счет. Столько лет прошло, ничерта не изменилось. Тотальное пьянство как-то сдерживалось только при поляках. Как только приходили россияне, так "пей, гуляй, казну пополняй".

+19

фома_гость 2016-03-06 12:24
Вы алес забыли упомянуть тех кто держал эти питейные заведения."1817 году на 655 ярмарочных и торговых мест одной лишь губернии было 14 000 шинков и корчем, содержимых исключительно евреями, стало быть, более чем по 12 на каждое место! Четырнадцать тысяч кабаков в стране, которая имеет всего лишь около 6000 разного рода поселений - местечек, деревень, усадеб, фольварков и т. п.
-7

Bsod_гость 2016-03-06 02:16
Да, тяжёлое было время, жизнь на уровне животного в хлеву. А сейчас одеты, обуты, в руке айфон и охают какие они нищеброды в турцию не могут съездить, ох как тяжко жить стало... Вот в таких бы скотских условиях пожили бы с месяц в курятнике с курями, щи лаптем пох***и, тогда бы не ныли о тяжкой жизни без турецких пляжей
-21

фома_гость 2016-03-06 14:38
"Быт корчмухи из воспоминаний 1840 года
Загляните во внутренность любой корчмы в базарный день - и вы увидите приблизительно следующую картину: довольно обширная комната, где налево от входа высится большая и широкая печь, - комната с глиняным, сырым полом, с грязными, но некогда беленными стенами, по которым тянутся лавки и столы, заключает в себе от пятидесяти до ста человек народу - словом, столько, сколько может вместиться в ней, за исключением некоторого пространства посередине, уделенного для танцев. Впрочем, летом чаще танцуют на дворе или на улице перед корчмою. Крепкий залах сивушного полугара, смешанный с тютюновым дымом, сразу ошибает обоняние входящего. Жид-корчмарь и его супруга, и его подростки, и его "наймытка" усердно разливают по крючкам водку, по гарнцам пиво и торопливо огребают крестьянские " гроши". Еврей даже вспотел от усердия и заботы...Мужики пьют, сидя за столом, и ведут при этом длинные беседы друг с другом, широко облокотясь и подпирая головы руками. На их лицах вы очень и очень редко встретите выражение веселости. Они пьют как-то мрачно, флегматически, вяло, но много (если хватит "грошей"), и все посасывают свой тютюнок, балакая друг с другом. Напившись, любят жаловаться на "недолю", на "горкое жицьё"" и часто распускают нюни, плачут, лобызаются - "дайжа ж буси (губы), маспане!" - иногда и посчитаются между собой, но никогда почти не дерутся. Это - народ смиренный и кроткий, и в самом веселье его вечно есть что-то подавляющее, какой-то внутренний тяжелый камень. Молодицы и бабы гораздо бойче. Они не садятся, а стоя кучатся по комнате, пьют с ужимкой, морщатся, улыбаются и ведут между собой громкие, звонкие и хотя бессвязные, но очень оживленные разговоры".
-10

Бугага_гость 2016-03-06 11:26
 :D что ты лепишь, прикорытник? Какие айфоны на селе, какая Турция? По -прежнему на деревне правит бал тяжелый неквалифицированный труд и пьянство.
+13

ALES 2016-03-06 10:48
Волею российских императоров и его сиятельства господина Суворова, белорусские земли находились под оккупацией Российской империи. Т.н. "братского народа", который впоследствии очень любил повторять "из какого аффна мы вас вытянули". Правда всегда забывали уточнять кто в это аффно макнул, во время победоносных захватнических войн.

+20

Шляхтич_гость 2016-03-05 22:41
У меня в семейном архиве другие немного фотографии. Помню, старики рассказывали, что когда-то местечке в корчму неженатых парней старшие не пускали. Вот женись, заведи хозяйство, тогда заходи.А такого и сейчас в деревне можно наснимать.Да и в городе.Люмпены всегда были.
+30

Lesnik11 2016-03-05 21:33
Эх,помнится сидим в хате,на завтрак последнюю свинью съели. Батя говорит, к ужину пойдем белорусов завоевывать, иначе не протянем. Пошли затемно,завоевали,поужинали. Батя говорит, надо на хохлобасию идти, а то завтракать нечего. Пошли с рассветом,завтракали сытно. Так и ходим,обжираем до сего дня.

+4

Шкодник 2016-03-06 02:12
Исповедь дебила...

+14

Светик-семицветик_гость 2016-03-05 20:11
А где садманы...мих.михи..и друзья михал.михалыча..что денег не подкинули..ах какой ужас...да и садман куда то исчез....
-14

так спаивали Русь_гость 2016-03-05 19:24
Кстати, кабаки придумал и распространил московский царь Перт 1. В кабаках, в отличии от корчмы, подавали только спиртное без закуски. И пили в них в основном городские, а не крестьяне. У крестьян на пьянство времени особо не было.
+27

чарлик_гость 2016-03-05 21:17
беберолуссы не пьют.
-13

так спаивали Русь_гость 2016-03-05 19:31
Точнее сами кабаки в Московии придумали раньше, доход шел царю, а вот запретил там подавать закуску царь Петр. А из Московии эта зараза и на Русь пошла.
+18

Опубликован 2016-03-05 21:52, удалён модератором 2016-03-05 22:02 - Почему?
булоьборрусь не пьёт_гость 2016-03-05 21:12
так беллоруссов русские ловят и насильно чернила заливают в пасть.
-16

Опубликован 2016-03-05 19:52, удалён модератором 2016-03-05 20:04 - Почему?
Опубликован 2016-03-05 19:39, удалён модератором 2016-03-05 19:45 - Почему?
1 у 334_гость 2016-03-05 19:04
Все к этому и идет.....
+1

1794_гость 2016-03-05 16:49
Сялянства. Пасля акупацыі Беларусі Расеяй ва ўсходняй Беларусі дзяржаўныя сяляне на год ці два вызваляліся расейскай імператрыцай ад дзяржаўных падаткаў. 3 1779 г. іх пераводзілі з паншчыны на грашовы аброк пры ўмове пераходу з уніяцтва ў праваслаўе. Але гэтыя захады нічога не давалі ні ім, ні панскім прыгонным і ўсім тым сялянам, якія падпалі пад уладу Расеі пазней, у 90-х гадах XVIII ст. Іх гаспадарка цярпела ад зацяглай расейскай інтэрвенцыі 1772—1795 гт.

Падатковае абкладанне ў беларускіх губернях да 1811 г. было ў 4-5 разоў вышэйшае, чым у рускіх. Замест падымнага падатку ўводзіўся падушны. Каб атрымаць больш прадукцыі на продаж ваенным інтэндантам і за мяжу, землеўладальнікі пачалі зноў пераводзіць прыгонных з аброку на ненавісную ім паншчыну. Яна зрабілася асноўнай павіннасцю беларускіх сялянаў. На панскіх палетках працаваць даводзілася па шэсць дзён на тыдні, а то і ў нядзелю. Ні ў адной рускай губерні паншчына не была так пашыраная, як у Беларусі.

На сялянаў навалілася яшчэ і рэкруцкая павіннасць. Царскі ўрад на 25 год забіраў ад матак і маладух найлепшых сялянскіх юнакоў у салдаты. Раней, у Вялікім Княстве Літоўскім, сяляне такой павіннасці не ведалі ўвогуле. Войска там было наёмнае, прафесійнае. Расійская ўлада адразу запрыгоніла былых вольных людзей (баяраў, зямянаў і інш.).

Становішча вёскі было невыноснае – і яна адказала на ўзрослы ўціск антыпамешчыцкімі бунтамі ўжо на другі год (1796) пасля канчатковага захопу Вялікага Княства Літоўскага. Сялянскі рух удалося спыніць з дапамогай войска толькі ў сярэдзіне 1797 года. Вяскоўцы ўцякалі з праваслаўнай Расіі-“выратавальніцы” на Беласточчыну пад уладу пратэстанцкай Прусіі.
+23

8787_гость 2016-03-05 19:32
Со словарём писал столько текста или из госдепа пислали?после первого абзаца и читать не хочется -спошная национальная рознь,русские враги,поляки и америкосы братья,а ещё тут были немцы тоже европейцы и носители свободы и как их на кукан одели ты забыл? и поляков и шведов и татар и тевтонцев.парень ты можешь плохо кончить,не надо народ баламутить,бабки это ещё не всё.
-25

58_гость 2016-03-05 17:50
дал своей прабабке почитать твой текст
ннииччо не поняла

ты зачем берестейским крестьянам на этом шрифте пишешь
-10

Опубликован 2016-03-05 17:47, удалён модератором 2016-03-05 17:53 - Почему?
Опубликован 2016-03-05 16:59, удалён модератором 2016-03-05 17:13 - Почему?
западный_гость 2016-03-05 16:30
Интересные факты, что с приходом в Беларусь российского царизма всех местных заставляли подати и налоги платить в металле, а в России можно было бумагой. Бумага к металлу шла 10:1, т.ч. белорусы платили в десять раз больше по факту. Удивительно, что вообще выжили. И даже при такой политике западные белорусы жили несравненно лучше российских крестьян, даже несмотря на все войны, которые через нас прокатывались туда-сюда.
+13

прозападный_гость 2016-03-05 17:08
С приходом в белоруссию царизма. не смеши. клоун. белоруссия как страна появилась в 1991 году. такие вы все крутые. только в сортир не проситесь.
-20

а-ха-ха_гость 2016-03-05 18:56
Современная Россия как страна тоже появилась в 1991 году )))
+34

хахаха аа ёб тваё мать._гость 2016-03-05 21:13
бебелоруссии вообще не было.
-9

Опубликован 2016-03-05 20:55, удалён модератором 2016-03-05 21:01 - Почему?
Опубликован 2016-03-05 19:04, удалён модератором 2016-03-05 19:39 - Почему?
пропрозападный_гость 2016-03-05 17:24
Да тут "эсториков и аналитегов" каждый второй. У кого-то история началась в 91, у кого-то с 41, кто-то думает про ВКЛ, царей, а кто про Белую Русь, а кто и просто про древние берестейские земли. А всему этому оно название - История родной земли.
0

Опубликован 2016-03-05 17:00, удалён модератором 2016-03-05 17:13 - Почему?
беларус_гость 2016-03-05 16:13
БЕЛАРУСКІЯ СЯЛЯНЕ Ў 19 СТ.:













РАСЕЙСКІЯ СЯЛЯНЕ Ў 19 СТ.:












+25

фома_гость 2016-03-06 12:13
На фото белорусские крестьяне в лаптях.А мне тут на сайте многие доказывали то что полещуки форсили исключительно в сапогах.
-12

Опубликован 2016-03-05 18:28, удалён модератором 2016-03-07 21:25 - Почему?
упу_гость 2016-03-05 18:37
Сообщение от упу_гость
американский крестьянин 21 века

Расейскія "крестьяне" 21 стагоддзя:




+40

мст_гость 2016-03-05 15:56
автору - позор_гость сегодня в 15:16
Какая-то насквозь белорусофобская статья. Неужели кроме воспоминаний царских прислужников нет других материалов?


так а тебе то чего
ваши ж трольские предки все как один королями были с огромным имуществом которое забрали плохие русские ))))))))))))
-17

Светик-семицветик_гость 2016-03-05 15:42
А интересно как жили польские крестьяне наверно тоже за чертой бедности...да не лучше полки сейчас живут...а то беларусы а интересно как русские крестьяки..неужели богато...
-22

8855_гость 2016-03-05 19:17
судя по их дорогам и порядком в городах,а это помойка,живут они в полной жо..е,почти как и мы,а то и хуже.нашли мне показатель Поляки- чуханы и амерские холопы.
-26

492_гость 2016-03-05 16:45
Какой же в твоей буйной головушке хаос.
+31

8855_гость 2016-03-05 19:38
А может в твоей голове хаос?Я пол мира проехал и есть с чем сравнивать,ты то небось дальше Тересполя и нигде не был.
-21

ALES 2016-03-06 11:05
Емеля XXI века? И где нынче самоходные диваны выпускают?
Съездите хоть в Тересполь для разнообразия, посмотрите как люди живут в чистоте и опрятности. Не в пример любому небольшому городку под Псковом или Рязанью. Если называете Польшу "полной жопой", то Россию сравнивайте с деревенским сортиром. Ибо до уровня Польши, России ползти лет двести.

+13

Мо_гость 2016-03-07 14:49
ALES, не надо намеренно унижать Беларусь. До уровня Польши допрыгнуть очень несложно. До конца 80х годов в этой стране также было серо, уныло и часто близко к черте бедности. В Польшу вывозили от нас все, что только можно, начиная от трусов, кончая телевизорами, даже иголки с нитками. Грунтовые дороги, телеги с лошадьми и огромное их желание выбраться из болота. Им повезло с правителями, а нам нет. И все их польское показушное настроено начиная с начала 90х годов. Каких то 10 лет всего лишь. Беларусь в начале 90 также шла по пути европеизации. Только свернула не туда.
+2

Палата №6_гость 2016-03-06 03:08
О да! Пол мира! А в другую половину буйных не пускают )))
+10

Светик-семицветик_гость 2016-03-05 19:50
Не обращайте внимания на убогих...польша это та самая помойка...а если в кратце...васалы америки что хозяин скажут то пшеки и сделают...некоторые живут практически за чертой бедности...а сколько беженцев прибыло..скорее они дпдут потомство чем местные паны...ха.
-26

тунеядец_гость 2016-03-05 15:25
Можно подумать они от сплошного пьянства и безделья крапиву ели,если не под барином то под паном,а потом и комуняки себя проявили с налогами на курей и деревья в саду,ничего не поменялось
+42

Пожежин_гость 2016-03-05 15:18
Малоритский район и в наше время дивный край))))
+17

Направду_гость 2016-03-05 20:32
Як то кажуть: хто в Малорыты ны був - той свiту ны бачыв ))))
+11

автору - позор_гость 2016-03-05 15:16
Какая-то насквозь белорусофобская статья. Неужели кроме воспоминаний царских прислужников нет других материалов?
+26

7676_гость 2016-03-05 15:22
Есть,польских прислужников,но там ещё хуже.
-24

тутэйшы_гость 2016-03-05 15:15
З песні Віктара Шалкевіча: -...прыйшлі нейкія засранцы,папсавалі танцы, худыя як цвікі, кажуць што бальшавікі.
+33

4532авто_гость 2016-03-05 21:57
Тутейшы! Что же Вы только про большевиков. Там ведь дальше..."Залаяли собаки, то пришли поляки и так припекло, что из носа потекло." Как-то Вы выборочно цитируете.
-11

Опубликован 2016-03-05 16:44, удалён модератором 2016-03-05 17:14 - Почему?
Шёж_гость 2016-03-05 15:10
Щас срач начнётся
+3

12_гость 2016-03-05 15:08
Бабушке 86 лет, с каким умилением она вспоминает и рассказывает о не сильно сытых годах своей юности.
+31

Какбэ_гость 2016-03-05 14:43
В статье нигде не написано что крестьяне на востоке жили лучше.
+26


Страницы: [1] | [2] [Следующая] | [Последняя]