Красотка Ханна, эльфийка Лина и загадочная Коко Шанель встретили нас в творческой мастерской брестчанки Евгении Онискевич. За четыре года мастер прошла путь от создания текстильных Тильд до кукол из запекаемого пластика.
Евгения тратит месяцы на создание одного, не побоюсь этого слова, шедевра, но вложенные силы и время с лихвой оправдывают себя, когда на свет появляется невероятной красоты кукла, каждая с индивидуальным образом и неповторимым характером. Скрупулезная работа над детализацией поражает воображение. Сотни мелких деталей платья, выразительное лицо, создание прически и сделанная по реальным технологиям миниатюрная обувь – ее кукол можно рассматривать часами.
Разумеется, это не игрушки для детей, а скорее, маленькая слабость взрослых людей, коллекционеров и просто любителей кукол. О некоторых секретах творческого процесса и неподдельной любви к куклам Евгения Онискевич рассказала читателям «Зари».
- Евгения, делать куклы – основное ваше занятие?
- Хотелось бы, чтобы это было так (смеется). Пока я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и у меня есть возможность больше времени уделять любимому занятию. Думаю, в перспективе оно станет и основной работой. Пока это, скорее, увлечение, а не доход. По образованию я – биолог. Работаю экологом и инженером по охране труда в ОАО «Строительный трест №8».
- Когда же появилась любовь к куклам?
- Не могу сказать, что в детстве я любила играть с куклами. Мне больше нравились машинки. Увлеклась куклами по чистой случайности. Увидела интересные работы в интернете. Пока еще не было ребенка, а муж допоздна работал, я пробовала делать примитивные текстильные куклы, такие, где вместо глаз два стежка ниткой. Вроде получалось. Но это очень простые работы, не требующие знания какой-то техники. Потом были текстильные куклы уже с росписью лица, там сложнее. Пришлось освоить навыки рисования. Как и в любом деле, для успеха нужно развитие. Я снова обратилась к всемирной паутине. К слову, самообразованием в любимом деле я занимаюсь постоянно. Правда, сама никого не учу. Наверное, еще не доросла до такого уровня. А ведь со знаниями ты передаешь частичку своего стиля, который потом будет скопирован в работах. Считаю, что, только самостоятельно обучаясь, можно найти свой уникальный почерк. Интересно, что недавно одна из моих знакомых, увидев неподписанные фото моих работ у кого-то в социальных сетях, поняла, кто является автором. Как не бывает двух одинаковых людей, так и не может быть одинаковых коллекционных кукол.
- В каких техниках работаете в настоящее время?
- Вообще не боюсь использовать новые материалы. Создаю кукол из запекаемого пластика. Это довольно трудоемкий процесс. Моя первая работа в данной технике - эдакая мадам де Помпадур, будуарная куколка Адэль. Да, не обошлось без ошибок, но в целом работой я довольна. А еще очень хочу делать фарфоровых кукол, но это не в самой ближайшей перспективе.
- А откуда все эти не похожие друг на друга образы кукол?
- Чаще всего они мне снятся. Очень хочу сделать большую, где-то метр ростом куклу. Уже даже представляю себе, какой она может получиться. Дело за малым - сделать ее.
- Знаю, что сейчас работаете над необычным проектом совместно с дизайнерами. Расскажите...
- Очень интересный и одновременно сложный проект. Через знакомых я связалась с Екатериной Протасевич. Она создала чудесное платье с розами, в котором уроженка Кобрина Елена Савчук недавно представила Республику Беларусь в финале конкурса «Miss International-2015» в Токио. А я выполнила миниатюрный вариант этого платья для моей куклы Ханны. В «цветочной» коллекции дизайнера Екатерины Протасевич несколько платьев. Она будет представлена летом на показе в Санкт-Петербурге. Также будет профессиональная фотосессия настоящих моделей рядом с моими куклами. В общем, работы для создания миниатюрных копий еще очень много! Изысканные аксессуары, кстати, для кукол делает талантливая девушка Виктория Полякова.
- Для чего вы делаете эти миниатюрные копии?
- Планирую участие в третьей международной выставке Панна DOLL'я в следующем году, которая пройдет в Минске. В этом я уже принимала участие и довольно успешно.
- Коллекционные интерьерные куклы – это дорогое удовольствие?
- И для тех, кто создает, и для тех, кто покупает. Очень тяжело находить материалы. К примеру, волосы для кукол делаю из шерсти ангорской козы. Она, к слову, дорогая. О цене кукол говорить трудно, все очень индивидуально. Какие-то работы с удовольствием дарю. А недавно прочитала в интернете, что кукла российского мастера Марины Бычковой была продана за 74 тысячи долларов. Так что ценник может варьироваться от нуля и до бесконечности.
- Какая кукла самая любимая и дорогая для вас?
- Та, над которой сейчас работаю. И так каждый раз. Вообще я тяжело расстаюсь со своими работами сразу после того, как их сделала. Уже проверено неоднократно. Должно пройти хотя бы две недели и тогда кукла может отправляться к новому хозяину.
- Куклы покупают белорусы или больше заказов из-за границы?
- Мои куклы живут в Минске, большинство уезжает в Россию. Есть также в Германии. Может, их потом и передаривали, увозили куда-то еще. Отследить судьбу не получается.
- Почему вы говорите именно «живут»?
- Для меня это действительно так. Куклы живут своей жизнью. В них вложено столько сил и энергии!
- Сколько времени уходит на создание одной куклы?
- Где-то месяц-полтора в среднем. И это при условии, что работать надо каждый день по нескольку часов. Это практически рабочий день. Кукольник, как я шучу, является специалистом широкого профиля: и парикмахер, и визажист, и дизайнер, и обувщик. В основном приходится работать по ночам. В целом временные затраты трудно обозначить. Каждая работа индивидуальна. К счастью, мне помогает двухлетний сынок Демьян. Он же – мой главный критик.
- Как относятся близкие и друзья к такому увлечению?
- По-разному, в основном всем нравится. Раньше я еще делала всякие поделки хэнд-мэйд. Снеговики, например, были подарены всем родственникам и друзьям. У некоторых собрались даже небольшие коллекции (смеется). Мужу сначала не очень нравилось, но он уже понял, что куклы – это неотъемлемая часть моей жизни. И вот, к примеру, даже к композиции с куклой Коко Шанель, которая сделана по мотивам картины украинской художницы Евгении Гапчинской, он помог изготовить некоторые детали.
- Кстати, почему, на ваш взгляд, Коко Шанель пьет чай, и у нее одна чашка в руке, а другая на столе? В оригинале ведь не так.
- Я всем отвечаю, что она кого-то ждет. Ведь у кукол тоже есть своя жизнь...
Источник: Газета Заря Автор: Ольга СВИРИДОВИЧ фото - А. Шульгач
Автор: Ольга СВИРИДОВИЧ
фото - А. Шульгач