В отличие от Холмских, Тереспольские ворота не так часто меняли своё название, и сохранили его в первоисточнике до наших дней. Но, обо всём по порядку.
Одним из первых видов на Тереспольские ворота стала картина Залесского, написанная художником примерно в 1840 году.
Тереспольские ворота "выходили" на берег Буга и соединяли Цитадель и Тереспольское укрепление посредством одного из самых длинных на тот момент в Российской империи подвесным мостом.
Первая Мировая "изменила" названия ворот с Тереспольских на Западные. Уникальный мост был разрушен.
Осенью 1915 года немцы подвели под старый настил моста опоры, но, поскольку ледорезов не сделали (а для подвесного моста они и не требовались), опоры в ледоход 1916 года пострадали. Летом того же года немцы полностью снесли старый мост и повалили часть опор. Старый двухполосный настил заменили на новый однополосный, сделали уже по всем правилам мостовые опоры и ледорезы. Летом 1919 года мост опять оказался разрушенным, и поляки соорудили свой новый мост, тоже деревянный.
Один из столбов, как символ предыдущей эпохи, оставался стоять на правом берегу Буга вплоть до конца 1920-ых годов.
В двадцатых годах прошлого столетия за наведение порядка в крепости взялись сапёры 6-го батальона польской армии. Ими возле Тереспольских ворот была построена пристань, которая в честь строителей так и называлась - Сапёрная. (Пристань разрушена в 1941 году, но есть версия, что ступеньки пристани сохранились, и находятся сейчас под слоем мусора.)
В 30-ые годы по крепости был проведён водопровод. Для его работы над Тереспольскими воротами была возведена водонапорная башня, в которой размещались две ёмкости для воды, а этажом ниже - три помещения, используемые впоследствии как квартиры.
На фото: немецкий флаг на башне Тереспольских ворот 1939 год.
В результате боевых действий в сентябре 1939 года ворота не пострадали, чего не скажешь о 41-ом. На фотографиях - 1941 год:
Как видно на фото, башня очень сильно пострадала от попаданий снарядов. Немцы приняли решение снести её остатки,а заодно и силами военнопленных переделали закруглённый арочный свод на прямоугольный, подложив двутавры.
Все работы были закончены к 26 августа 1941 года - дню приезда в крепость Гитлера и Муссолини. Кадры хроники сохранили для нас заезд адика и дуче через Тереспольские ворота:
Редкий вид с Тереспольских ворот на дамбу, мост через Буг и Пограничный остров:
Отступая, в 1944 году мост через Буг в районе Тереспольских ворот был взорван немцами. В послевоенные годы, в 1949 году, в результате разбора завалов в башне были обнаружены останки лейтенанта 333-го стрелкового полка Алексея Фёдоровича Наганова, погибшего в июне 41-го.
Сами ворота после войны практически не изменились, менялся лишь ландшафт вокруг:
Автор: Gurock