Торговые сети контролируют свыше 60% продовольственного рынка в Брестской области

31  Июля 2015 г.  в 16:08 : Бизнес, экономика, аналитика

Торговые сети контролируют свыше 60% продовольственного рынка в Брестской областиСфера торговли, как известно, развивается в Беларуси весьма динамично. В последние годы количество торговых точек в стране неуклонно растет. Брестчину данная тенденция также не обходит стороной.

Жители области уже привыкли, что с определенной периодичностью в различных районах открываются новые торговые объекты — от небольших магазинов до супер- и гипермаркетов. Последние, правда, расположены только в Бресте (к гипермаркетам относят объекты с торговой площадью не менее 4 тыс. квадратных метров) и принадлежат крупным торговым сетям — «Алми», «Евроопт», «Корона».

Кстати, именно «сетевики» с каждым годом укрепляют свои позиции на рынке продовольственных товаров и превращаются в мощную экономическую силу. Так вытесняют ли  крупные игроки белорусского ритейла более мелких конкурентов и какая ситуация с сетями на Брестчине? В этом вопросе попытался разобраться корреспондент «Зари».

СЕТИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ...

Согласно Закону «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», торговой сетью считаются субъекты, имеющие два и более стационарных торговых объекта независимо от площади. Таким образом, количество подобных структур весьма велико. Но возможно ли их каким-то образом классифицировать?

— Торговые сети можно условно разделить на несколько категорий, — говорит начальник управления торговли и услуг облисполкома Вадим Кравцов. — Прежде всего, это республиканские сетевые операторы, осуществляющие деятельность на территории всей страны. У нас в области их 6 — «Евроопт», «Алми», «Корона», «Mart Inn», «Белмаркет» (магазины в Пружанах и Барановичах), «Доброном». В общей сложности, на рынке продтоваров области им принадлежат 105 торговых объектов. Около сотни магазинов насчитывается у местных (локальных) сетей, работающих только в нашем регионе. Это  «Продтовары» (почти два десятка магазинов), «Наш магазин», ОАО «Север-Пинск», «АсСорти» и т.д. Отдельно стоит сказать об областной базе «Бакалея» (магазины «Хлебосолье» и «Винарь») и «Санта Импэкс Брест», которые имеют торговые точки не только в нашей, но и в других областях и даже в столице. По сути, наблюдается обратный процесс: сети с брестской «пропиской» выходят на республиканский уровень. И конечно, нельзя забывать о потребкооперации. В сельской местности и райцентрах функционируют более 1700 торговых объектов, входящих в Брестский облпотребсоюз.

Торговые сети контролируют свыше 60% продовольственного рынка в Брестской области

ЭКСПАНСИЯ — ПОД КОНТРОЛЕМ

За время работы торговые сети существенно укрепились на продовольственном рынке Брестчины. Так, за I квартал 2015 года в товарообороте продовольственных товаров области доля республиканских «сетевиков» составила около 31%, локальных - 11%, магазинов облпотребсоюза - 20%. В целом более 60% рынка сегодня контролируют сетевые операторы.

Но, в принципе, ситуацию драматизировать не стоит: законодательством предусмотрено, что одна сеть на конкретной территории имеет право занимать не более 20% от общего товарооборота. В области этот порог по итогам прошлого года превысила только сеть «Евроопт» в Пинске, Барановичах, Кобринском и Жабинковском районах. Соответственно, в текущем году она не сможет арендовать, приобретать или открывать новые объекты в данных регионах.

Но не получится ли так,  что в перспективе останутся только пять-шесть игроков, которые поделят весь рынок и договорятся о ценах? Ведь на потребителях это может сказаться весьма негативным образом.

— Такая ситуация может возникнуть только гипотетически и только в крупных городах, — отвечает Вадим Кравцов. — К примеру, во многих райцентрах и на селе сегодня слабая конкуренция, ниша на рынке остается незанятой. В некоторых развитых странах есть примеры, когда две сети занимают до 60% - 70% всего рынка. У нас это невозможно, да и пяти-шести крупным игрокам тяжелее договориться, чем двум или трем. Поэтому данной угрозы в настоящее время не существует.

Торговые сети контролируют свыше 60% продовольственного рынка в Брестской области

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

С приходом сетей высказывались серьезные опасения, что торговые «гиганты» просто вытеснят и поглотят малый бизнес. Действительно, кое-где малые магазины с приходом «сетевиков» закрылись, не выдержав конкуренции. Если, к примеру, у республиканских операторов на Брестчине доля товарооборота год назад была 27%, то сейчас она составляет 31%. Естественно, законы бизнеса никто не отменял: здесь выживают сильнейшие.

Впрочем, обострившаяся конкуренция заставила малые субъекты искать новые способы борьбы за право остаться на рынке. Так, они переходят к конкретной специализации своей деятельности: в наличии имеется небольшой ассортимент товаров (кондитерские, мясо-молочные и т.д.), но продукция свежая и качественная. Предоставляются и различные скидки, чтобы привлечь покупателя и поднять продажи. 

К тому же заслон на пути «сетевиков» в данном вопросе устанавливает и государство. В каждом городе и районе приняты схемы размещения крупных торговых объектов (не менее 400 квадратных метров торговой площади), согласно которым осуществляется строительство магазинов современного формата. А торговые точки меньшей площади развиваются независимо от данных схем: таким образом оказывается поддержка магазинам шаговой доступности. Впрочем, если говорить о количестве торговых площадей на 1000 жителей, то к концу года в республике, согласно социальным стандартам, должен быть достигнут уровень 600 кв. метров. В Бресте сегодня он уже составил 628 кв. метров, а в целом по области - 528. Так что пределы достигнуты не везде, и строительство торговых точек целесообразно осуществить там, где их действительно не хватает.

В БОРЬБЕ ЗА ПОКУПАТЕЛЯ

Следует отметить, что с приходом сетей для потребителей многое изменилось к лучшему. Широкий ассортимент продукции, большие торговые залы, качество и уровень обслуживания — все это не может не радовать покупателей. Да и различные акции, которые регулярно проводятся в магазинах, позволяют приобретать определенные товары по сравнительно низким ценам. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и конкуренцию:  каждый субъект торговой сети стремится создать лучшие условия для покупателя.

Торговые сети контролируют свыше 60% продовольственного рынка в Брестской области

Конечно, не все выдерживают подобную борьбу, на рынке происходят некоторые изменения. Так, в последнее время в Бресте на улице Радужной приостановил работу магазин сети «Mart Inn», в здании супермаркета «Zakrama» (сеть «Алми») стал работать магазин детских товаров «Буслік». По различным причинам магазины, принадлежащие ООО «Асстор-Вест», переданы в аренду полоцкой компании ООО «Ресттрэйд» (торговая марка «Дионис»). До сих пор на слуху ситуация с сетью«Доброном», магазины которой оказались под угрозой из-за несвоевременных расчетов с поставщиками продукции. Правда, после разрешения данной проблемы Министерство торговли приняло решение о продолжении работы магазинов ЗАО «Доброном».

Тем не менее, несмотря на серьезную конкуренцию, интерес к рынку продовольственных товаров в области проявляют и новые игроки. Так, торговая сеть «GREEN» (продажа продукции здорового питания) планировала прийти в Пинск, а сеть «Гиппо» интересовалась рынком областного центра. Впрочем, пока это только планы упомянутых «сетевиков», конкретных решений в настоящее время не принято.

Что касается самого крупного «игрока» в области (а им является всем известный «Евроопт»), то, по словам регионального директора ООО «Евроторг» по Брестской области Олега Монича, на Брестчине сегодня работают 47 магазинов данной сети.

—  Пока не планируется расширять сеть торговых объектов в районах, — сообщил «Заре» Олег Витальевич. —  Разве только в Бресте, если поступят интересные предложения. В настоящее время в переданных нам в аренду магазинах «Лакомка» и «Купеческий» не организован торговый процесс, так как санитарные службы признали помещения технически неисправными. Согласно договору, ОАО «Брест-сервис» должно произвести капитальный ремонт зданий в соответствии с новыми санитарными правилами. Тогда о работе данных магазинов можно будет вести речь более конкретно. Если говорить о конкуренции, то, конечно, мы все различными способами боремся за покупателя. К примеру, только на акциях у нас постоянно представлено порядка 300 позиций. Прорабатывается вопрос электронной доставки продуктов, просчитывается его финансовая составляющая. Планируется, что  Брест будет внедрять такую систему после ее реализации в Гродно.

Торговые сети контролируют свыше 60% продовольственного рынка в Брестской области

Борются за потребителя не только в областном центре, конкуренция наблюдается и в районах. К примеру, в Пинске уже более десяти лет активно работает предприятие ОАО «Север-Пинск». Данной сети принадлежат 6 розничных торговых магазинов и продовольственная база. Нынешней осенью запланировано открыть отдел круглосуточный работы на отремонтированных площадях при универсаме «Брест».

— Работать  в условиях конкуренции с другими крупными сетями очень непросто, — утверждает директор ОАО «Север-Пинск»  Людмила Шоломицкая.—  Но мы стремимся создать благоприятные условия для осуществления покупок в наших магазинах. Качество обслуживания, порядочность, подход к каждому покупателю — основные принципы, которыми мы руководствуемся в работе. Не забываем и своевременно осуществлять расчеты с производителями продукции, поставщики это знают и даже сами обращаются к нам с выгодными предложениями. Торговые надбавки на товары минимальные, это тоже важно для потребителя. В прошлом году вложили в развитие и модернизацию самого большого магазина «44-й меридиан» порядка 4 млрд рублей, сейчас имеем прирост розничного товарооборота по данной точке 160%.

Таким образом, можно констатировать, что торговые сети сильно укрепили свои позиции на продовольственном рынке Брестчины. И сдавать их «сетевики» не собираются, скорее, наоборот, конкурентная борьба в сфере торговли будет только возрастать. Но самое главное, чтобы в результате этой деятельности в выигрыше остался потребитель.

Источник: Газета Заря
Автор: Николай ЯРМОШУК