Жертвы комфорта

30  Ноября -0001 г.  в 00:00

Об автобусных перевозках


Лет 15 назад приезжала в Брест немецкая делегация. Уже подзабылись и гости, и цель их визита. Но оброненная одним из иностранцев фраза запомнилась. Он посочувствовал нашим перевозчикам, увидев полупустой рейсовый «Икарус» на одной из брестских улиц. Подумал, что никто не хочет ездить автобусами. О, видел бы гость, как пассажиры будут штурмовать двери этого «старичка» под конец рабочего дня! В середине девяностых годов Брест буквально задыхался от нехватки общественного транспорта. Автобусный парк тогда располагал лишь «Икарусами», которые постоянно ломались, не успев выйти на линию.


Но времена меняются. Кто бы мог предположить, что автомобилизация в нашей стране даже спутает карты транспортникам, занимающимся автобусными перевозками? В конце минувшего года Министерство транспорта и коммуникаций сделало неутешительный для себя вывод: при увеличении объема перевозок воздушным транспортом объем перевозок пассажиров автобусами и поездами снижается. К нам подкрался кризис и мы стали меньше ездить? Мы забросили дачи и отказались от командировок? Нет. Просто у нас появилась возможность ездить с комфортом.


«Рост благосостояния населения предоставляет возможность выбора вида транспорта. Происходит перераспределение пассажиропотоков в пользу автомобилей», — сухо констатировала пресс–служба Минтранса.


Так–то оно так, но мне кажется, что за пассажиров нужно бороться. Как–то брала билет на брестском автовокзале. Пришлось стоять в очереди, потому что работали только две кассы. За 10 минут к нам обратились человек 5 таксистов–«бордюрщиков», предлагая довезти хоть до Минска. Две дамы, желавшие ехать до Кобрина, из очереди вышли...


Ну а сами автобусы? В новых «Радимичах» по салону гуляет ветер. До сих пор не исчезли «бессмертные» «Икарусы». Они все еще колесят по деревенским дорогам. Неужели сельчане не достойны ездить с комфортом? В конце года прокуратура Брестской области проверила, как автопарки региона соблюдают законодательство об охране атмосферного воздуха. Оказалось, кое–где даже ответственных за соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах не было. Как в организме водителя не должен присутствовать спирт, так в двигателе автомобиля — сверхнормативная дымность и токсичность отработанных газов. Это закон, за нарушение которого, к сожалению, чаще наказывают владельцев легковых автомобилей, чем автопарки.


Государственным перевозчикам нужно учиться работать у частников. Взять маршрутки. Правила отбора и требования к безопасности частных машин, к примеру, у Брестского горисполкома очень жесткие. На одно вакантное место претендуют 5 — 6 желающих. Сегодня частники в Бресте обслуживают 19 маршрутов. Появление юрких и более быстрых, хотя тоже очень древних «бусиков» 12 лет назад если не решило транспортную проблему областного центра, то, во всяком случае, показало, как это можно сделать. И вскоре вместо них на дорогах появились «Форды» и «Фольксвагены». Теперь трудно представить, что будет, если хотя бы на сутки маршрутки останутся в гаражах...


Все больше белорусов позволяют себе личный автомобиль. Это, несомненно, еще один минус для автопарков. Сегодня на 4 жителей страны приходится 1 автомобиль. Только в Бресте ежегодно прибавляется 7 — 10 тысяч авто.


Хорошо, конечно, что мы живем цивилизованно, что у людей есть деньги и возможности, есть выбор. Но, увы... Ради комфорта мы жертвуем комфортом. Меньше становится зеленых зон. Ради машин пилят деревья и кладут асфальт на клумбах. Дворы наводнили автомобили, которым не хватает платных стоянок.


В минувшем году только в Бресте около 8 тысяч водителей привлечены к административной ответственности за несоблюдение правил парковки. В городе в час пик пробки на дорогах. Не такие нудные и «долгоиграющие», как в Москве, но все же... Сложности дорожной обстановки в сочетании с неподготовленностью многих водителей зачастую приводят к созданию аварийных ситуаций...


И где выход?

Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ
http://www.sb.by/post/80138/