Четыре обращения в Палату представителей Национального Собрания Республики Беларусь отправили активисты гражданской инициативы "Социальный офис". Они адресованы Ларисе Богданович, Владимиру Базанову, Виктору Валюшицкому и Валентину Милошевскому.
- 2 апреля Президент Республики Беларусь подписал декрет № 3 "О предупреждении социального иждивенчества". Этот декрет не соответствует законодательству Республики Беларусь, ущемляет права граждан Республики Беларусь - ваших избирателей и ухудшает их материальное положение, - отметил в одном из писем активист "Социального офиса" Юрий Жидович. – Депутаты,избранные народом, должны заботиться о соблюдении законности и прав их избирателей. Декрет противоречит ряду Законов Беларуси и международных документов, ратифицированных Республикой Беларусь.
Декрет Президента Республики Беларусь № 3 "О предупреждении социального иждивенчества" противоречит ст. 41 ч. 4 Конституции Республики Беларусь, которая гласит «Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении».
Согласно Конвенции №29 МОТ, ратифицированной Республикой Беларусь, "принудительный труд означает любую работу или службу, которую требуют от лица под угрозой наказания, для выполнения которой лицо не предложило своих услуг добровольно". То же самое прописано в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Они также ратифицированы Беларусью.
Конституция и Налоговый кодекс подразумевают обязательную выплату государственных налогов с определенных видов деятельности, но не обязывают выплачивать сбор за отсутствие доходов.
Согласно ст. 101 Конституции Республики Беларусь, Декрет №3 является временным и принимается только в случае "особой необходимости". Однако в тексте Декрета об "особой необходимости" нет ни слова, что также является нарушением закона.
Статья 67 Закона "О нормативных правовых актах" запрещает руководителю государства принимать декреты и указы с обратной силой, обратная сила разрешается только в том случае, если новый закон облегчает положение граждан. Так было, например, с новым Уголовным кодексом, принятым в 1999 году.
Согласно Конституции РБ руководитель страны "не имеет права своими актами ограничивать конституционные права и свободы граждан".
Статья 56 Конституции обязывает "принимать участие в финансировании государственных расходов исключительно граждан Республики Беларусь". Декрет №3, обязывает платить "за тунеядство" также и тех жителей страны, которые не имеют гражданства Беларуси, - отмечено в обращениях.
- Таким образом, декрет Президента Республики Беларусь № 3 "О предупреждении социального иждивенчества", нарушает целый ряд конституционных норм, законов Республики Беларусь и её международных обязательств, - рассказал активист "Социального офиса" Юрий Жидович. - В связи с этим, он должен быть подвергнут правовой оценке Конституционным Судом Республики Беларусь.
Согласно Законам Республики Беларусь Палата представителей Республики Беларусь обладает правом обращения в Конституционный Суд, в связи с этим гражданские активисты просят инициировать такое обращение.