Джаз - лакмусовая бумажка, которая мгновенно показывает разницу между исполнителем и музыкантом. Первый играет музыку, второй - ею живет. Исполнять джаз невозможно. Он превратится в бессмысленную последовательность хроматических пассажей. Джазом можно только жить. Не зря про хороший джазовый коллектив говорят: «Не играет, а - дышит».
В минувшую субботу на сцене брестского Центра молодежного творчества полтора часа жил и радовал публику замечательный минский ансамбль - «Apple Tea» («Яблочный чай»). Вместе с группой «MuZZart» областной филармонии музыканты представили программу, посвященную 110-летию со дня рождения одного из самых знаменитых джазменов мира - Дюка Эллингтона.
Правда, из наследия оркестра Эллингтона в тот вечер прозвучал лишь «Караван» (в исполнении «MuZZart»). «Apple Tea» же привезли в Брест собственные произведения. У них в этом году, между прочим, собственный юбилей - 15 лет группе. О том, вырос ли с начала 90-х в Беларуси интерес к джазу, как должны организовываться джазовые фестивали и как сегодня зарабатывают наши джазмены, корреспондент «Зари» побеседовал с барабанщиком «Apple Tea» Александром Сапегой.
- Группа «Apple Tea», как правило, играет либо в Минске, либо за рубежом. Полномасштабный «джазовый» тур по Беларуси для вас - первый?
- За последние годы - да. Мы решили проехаться по областным городам, где есть музыкальные колледжи, чтобы и молодежь заинтересовать нашей музыкой...
- Дать своеобразный мастер-класс?
- Можно и так сказать. Ведь не секрет, что на джазовые концерты у нас в основном музыканты ходят. Мы уже отыграли в Гродно, сегодня вот Брест, потом - Гомель, Могилев. Только Витебск нас огорчил - там не нашлось желающих организовать джазовый концерт. Это очень странно, ведь город музыкальный, там же «Славянский базар»...
- Белорусские поклонники джаза - можете их описать?
- Это небольшая, но очень ценная аудитория. Это люди творческие, которые воспринимают музыку не только как развлечение, но и как пищу для ума. Современный джаз вполне можно сравнивать с академической музыкой. Ведь, согласитесь, он далеко не прост.
- Белорусские джазмены в теме современных мировых джазовых веяний?
- Да, мы же ездим по фестивалям, смотрим, что там происходит. Видим, что по уровню исполнения многие наши джазмены не уступают западным. Проблема Беларуси в другом: здесь почти нет серьезных джазовых фестивалей.
- А как же Михаил Финберг, который каждый год организует в Минске джазовый фестиваль?
- Ну это не совсем фестиваль. Это, скорее, концерт оркестра Финберга и малых ансамблей при оркестре. Плюс приглашенные гости... Но масштабы у этого мероприятия пока не те. Белорусскому джазу не хватает спонсоров. Вот, скажем, в Америке, Западной Европе джазовые фестивали - это в основном частная инициатива. И спонсорская помощь им идет колоссальная, грамотная раскрутка, реклама на радио. Абонементы всякие предлагаются, скидки. Билет на три фестивальных дня можно купить по смешной цене.
- Но дешевые билеты - тоже ведь благодаря спонсорам. Иначе организаторы концерта просто «попадут» на деньги.
- Конечно, ведь и на Западе джаз не считается коммерческой музыкой. И в Беларуси, и на Западе джазу нужны меценаты. Но там их много, а у нас пока находятся единицы желающих какое-то джазовое мероприятие спонсировать. Поэтому такими турами, как сейчас, мы и стараемся привлечь внимание публики к джазу. Такая вот у нас миссионерская цель.
- Интерес к джазу у белорусской публики растет?
- Ну, скажем, в Минске мы уже можем собрать зал на одну-две тысячи человек. Радует, что на вечеринках, на корпоративах все чаще заказывают не эстраду, а именно джазовую программу. Люди понимают: джаз на вечеринке - это стильно, солидно. Хотя, конечно, на корпоративах гораздо чаще нам приходится играть совершенно неджазовую, танцевальную программу. Но в этом нет ничего зазорного. Даже в Америке джазмены не могут жить одним джазом.
- Поговорим о веселом. Недавно у вас вышла книга - «Сто чашек яблочного чая»...
- Да, в ней я собрал самые веселые байки из жизни музыкантов «Apple Tea» и наших друзей. В некоторые истории сложно поверить. Но все в книге - правда.
В тему
Гастрольная история из книги «Сто чашек яблочного чая»
«Пограничник нас строго спросил:
- Куда едете?
Мы объяснили, что едем на концерт, что мы джазовая группа «Apple Tea».
- А-а, джазмены! А ну-ка, джазмены, скажите, сколько знаков альтерации в соль мажоре?
- Дык, это... - мы растерялись. - Один!
- Правильно, езжайте!
Вот такие квалифицированные кадры служат на нашей границе!».
Сергей МАГДЫСЮК