Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Откуда берутся "безбилетники" и как с ними можно бороться?

12  Февраля 2015 г.  в 23:37 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Откуда берутся "безбилетники" и как с ними можно бороться?Попробуем разобраться, откуда в брестских автобусах и троллейбусах берутся безбилетники, или так называемые «зайцы», и какую борьбу с ними ведут контролёры коммунального транспортного унитарного предприятия «Брестгортранс», куда входит контрольно-ревизорская служба.

С этой целью редакция «Брестского вестника» и КТУП «Брестгортранс» организовали заседание за «круглым столом».

В нём участвовали исполняющий обязанности директора «Брестгортранса» Олег Игнатчук, заместитель начальника контрольно-ревизорской службы предприятия Виктория Боричевская, ведущий специалист по кадрам предприятия Лидия Гришина, заместитель директора по пассажирским перевозкам ОАО «Брестский автобусный парк» Мария Маркова, начальник службы движения КУТП «Троллейбусный парк» Виталий Глина и обозреватель «Брестского вестника» Юрий Шапран, который ведёт беседу.

По звуковой рекламе в автобусах и троллейбусах можно услышать обращение, что пассажирам следует улыбнуться и прокомпостировать свой проездной талон, потому что, мол, совесть пассажира – лучший контролёр. А если эта совесть у некоторых спит или ещё не проснулась, тогда появляются контролёры-ревизоры «Брестгортранса», которые задерживают безбилетников. 

По статистике за два последних года в общественном транспорте Бреста – в автобусах и троллейбусах – выросло количество оштрафованных пассажиров: в 2013 году их было примерно 19 тысяч человек, а в минувшем году – более 24 тысяч человек, или в среднем 68 нарушителей в день, в рабочие дни больше, в выходные меньше. Общее количество только выявленных безбилетников оказалось почти на одну треть больше, чем в позапрошлом году. 

– Как вы думаете, с чем связано увеличение числа безбилетников?

Игнатчук: 
- У нас в Бресте оно связано с активизацией деятельности контрольно-ревизорской службы, которая стала выявлять больше безбилетных пассажиров. На начало прошлого года у нас работало 33 контролёра-ревизора, а сейчас – 48, и они работают в три смены. Притом третья смена работает – до 00.30 ночи. 

Увеличилось количество контролёров, и, естественно, они стали проверять больше пассажиров. В целях предупреждения безбилетного проезда проводят ряд профилактических мероприятий, в том числе направляют письма на предприятия и организации, чьи работники задержаны без проездных документов. Ведь из-за неоплаченного проезда автобусный и троллейбусный парки недополучают средства, которые могли бы пойти на закупку новых машин, на улучшение ремонтной базы. 

В 2014 году мы заключили договор с областным УВД, и оно выделяет нам сотрудников милиции, которые работают вместе с контролёрами и помогают привлечь к ответственности нарушителей. Кроме того, наше предприятие заключило еще один договор с РУП «Национальный центр электронных услуг», что позволяет проверять установочные данные и заносить нарушителей в единую базу данных административных правонарушений. К тому же, все контролёры – члены добровольной народной дружины.

- В какой срок нужно заплатить штраф, чтобы не попасть в базу данных?

Маркова: 
- В базу данных безбилетник однозначно попадёт, в какой бы срок он ни заплатил штраф. Если пассажир согласен с нарушением, то на него составляют постановление об административном правонарушении, согласно которому он должен в течение пяти дней на месте или через банк выплатить штраф в размере 0,5 базовой величины – раньше 75, сейчас 90 тысяч рублей. Если недобросовестный пассажир отказывается выплатить его, оформляют протокол, на который в дальнейшем выносят постановление, которое нарушитель имеет право обжаловать в течение 10 дней.

Если он не хочет его обжаловать, то обязан выплатить штраф в течение 30 дней. В противном случае материалы направляют в суд со всеми вытекающими последствиями, к примеру, ограничение в виде запрета на выезд за границу, в Украину, Польшу и другие страны. Выплату тоже заносят в базу данных. 

- Сумма штрафов за безбилетный проезд в общественном транспорте Бреста в 2014 году составила 1 миллиард 56 миллионов рублей. Интересно, на что потрачены полученные деньги? 

Игнатчук: 
- Полученные штрафы пошли в городской бюджет. 

- Конфликты, которые время от времени случаются между контролерами и пассажирами, говорят о том, что такие ситуации происходят не только по вине пассажиров, а порой из-за несдержанности самих контролёров. Скажите, когда вы принимаете на работу человека с улицы, проходит ли он какой-либо психологический тест, позволяющий определить, что кому-то из кандидатов вообще противопоказано общаться с людьми и задерживать безбилетников, создавая конфликтную ситуацию? 

Гришина: 
- Когда мы принимаем человека на должность контролера-ревизора, мы даём ему направление на медицинскую комиссию в поликлинику. Необходимо получить справку о возможности работать в должности контролёра-ревизора – проверка полноты оплаты проезда на остановочных пунктах и в движущемся пассажирском транспорте, без профвредности – с обязательным указанием, состоит или не состоит человек на учёте в наркологическом и психоневрологическом диспансерах. После чего кандидат в контролёры приносит эту справку, где обычно стоят штампы: на учёте в психдиспансере и наркодиспансере не состоит. На основании её мы делаем вывод, что данный человек может работать контролером-ревизором, и принимаем его на соответствующую должность. 

Игнатчук: 
- Почти каждый день случаются ситуации, когда несколько контролеров не могут справиться с каким-то пассажиром. Мы один раз в квартал с помощью профессионального психолога проводим с нашими работниками занятия. Кроме того, ежедневно перед выездом на линию контролеры проходят плановый инструктаж.

Маркова: 
- Как правило, без талонов и проездных билетов попадаются одни и те же люди. Когда контролеры задерживают «зайца» в автобусе или троллейбусе и пытаются вывести его на улицу, а он упирается и не выходит, обычно весь салон поднимает голос в его защиту: чего, дескать, задерживаете движение? Мы спешим. Получается, что не безбилетник виноват, а контролеры.

- Не думаете ли вы перенять минский опыт, где кроме контролеров непосредственно в салонах автобусов и троллейбусов работали кондукторы, которые доходили до каждого пассажира, обилечивая их? Справлялись ли вы в Минске, как там рассчитали их количество, режим работы? 

Игнатчук: 
- В Минске уже нет кондукторов. Их, чтобы исключить дополнительные затраты на оплату труда, сменила электронная система оплаты проезда. По подсчётам нам в Бресте в таком случае нужно бы набрать в автобусы и троллейбусы более 350 кондукторов, чтобы закрыть все 66 городских маршрутов. 

Уже в настоящее время фонд оплаты труда в парках занимает около 50 процентов от всех затрат. К примеру, успешный Барановичский парк работает только с контролерами, но их больше, чем в Бресте. В Пинском автобусном парке планируют в этом году полностью перейти на контрольную службу. 

Маркова: 
- В 2010 году у нас в автобусном парке на отдельных маршрутах ещё работали кондукторы, которые дольше всего продержались на 18-м маршруте. Но были случаи, когда пассажиры били кондуктора прямо по лицу. 

- В чём вы видите реальные пути борьбы с безбилетным проездом пассажиров? 

Игнатчук: 
- Есть два пути: активизация работы контрольно-ревизорской службы и разъяснительная информационная работа. Чтобы люди знали, что, проезжая бесплатно, они делают только хуже, обманывают сами себя и что за проезд нужно платить. Автобус, на котором человек проехал «зайцем, может из-за этого не прийти, и он опоздает на работу или на поезд. 

Глина: 
-Тут должна быть ещё и государственная программа, начиная от школьников, студентов, чтобы они не шли по стопам нерадивых родителей, которые в свое время не платили за проезд.

Горожане должны понимать, что работники автобусного и троллейбусного парков – это те же граждане нашего города. К сожалению, многие считают, что если они проедут бесплатно, то это само собой разумеется. На самом деле всё это аукается на самих же пассажирах, К примеру, иногда не хватает средств, чтобы отремонтировать систему отопления в троллейбусе. А пассажиры в холодном транспорте могут простыть, заболеть и потом тратят деньги на лекарства. Пока люди сами себя не переделают, проблема останется и после нашей с вами беседы.

Борическая: 
- Нужно больше внимания уделять освещению проблемы безбилетников в средствах массовой информации, в том числе и в «Брестском вестнике».

Для справки: В среднем в месяц работники контрольно-ревизорской службы «Брестгортранса» выявляют до двух тысяч безбилетников, однако оплачивает штрафы примерно половина нарушителей. С остальных даже судебные исполнители не могут взыскать деньги в основном из-за того, что безбилетники нигде не работают. В минувшем году прошло около 10 судебных процессов, в которых пассажиры оспаривали действия контролеров и проиграли.

Источник: Брестский Вестник
Автор: Юрий Шапран