Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Лука Декуть-Малей переводил Библию на белорусский язык в Бреcте

5  Февраля 2015 г.  в 14:14 : История города Бреста

Лука Декуть-Малей переводил Библию на белорусский язык в БреcтеСирота с младенческих лет, учитель по образованию, он, служа в российской императорской армии, всей душой воспринял учение евангелистов-баптистов, сам стал пресвитером и проповедником.

Душа его была настолько широка, что наряду с христианскими ценностями вмещала и идеи национального белорусского возрождения – он был видным общественным деятелем Белорусской Народной Республики. Одной из главных своих задач он считал перевод Библии на современный белорусский язык. И это, вместе с Антоном Луцкевичем, ему оказалось под силу. Двадцать с лишним лет Луки Декуть-Малея, может быть, лучших в его жизни, прошли в Бресте.

Все судьбы людские у Бога сочтены. Но у каждого человека свой путь к Богу и своя дорога к храму. Просто нужно делать то, к чему ты призван, и, по возможности, делать хорошо. Несмотря на лишения, испытания или соблазны, устилающие этот путь. Это известно издревле и, в общем, банально. Но боязнь банальности – боязнь мудрости.

В последнее время в мире царит какое-то чудовищное ожесточение. Волны нетерпимости во всех сферах жизни – общественной, политической, религиозной – накатывают одна за другой. Эта всеобщая нетерпимость приводит к всплескам жестокости и агрессии, к страшным трагедиям, к гибели людей. Возникает ощущение, что мы возвращаемся к архаическим временам, только оснащенные не камнями и пращами, а куда более смертоносным оружием. И действительно начинаешь прислушиваться к тем, кто считает, что, несмотря на тысячелетия человеческой истории, на вероучения и философские идеи, человек нисколько не изменился. От этого становится весьма тоскливо.

Имя сегодняшнего героя «Фамильного древа» достаточно широко известно. В 2011 году вышла в свет книга о Декуть-Малее, сборник научно-популярных статей о его судьбе, творчестве и участии в общественной и религиозной жизни, с приложением документов и писем. Тираж книги, надо сказать, довольно-таки приличный для нынешнего времени – 1000 экземпляров.

Далеко не первый раз мы обращаемся к судьбам людей, несших в мир Слово Божие. В нашей галерее были православные и католические священники, был униат, принявший православие. Теперь расскажем о представителе одной из ветвей протестантизма. Мир прекрасен именно в своем разнообразии.

Сирота

Будущий пресвитер родился 1 октября 1888 года в Слонимском повете Гродненской губернии. Глава семьи был учителем. Когда мальчику исполнилось четыре года, в семье произошла какая-то трагедия, унесшая жизни его родителей – отца Николая и матери Марии. В дальнейшем, как пишут исследователи, он никогда не вспоминал об этом и на расспросы уже своих детей о том, что же произошло, замыкался в себе и ограничивался молчанием.

Хорошо еще, что Луку взяла к себе семья Фунтов. Они тоже были учителями и, возможно, были дружны с его безвременно ушедшими родителями.

Прожил Лука в приютившем его семействе до шестнадцати лет. Окончил слонимское среднее училище, затем учительскую семинарию. Работал учителем и инспектором народного образования.

Армия, Крещение и в Брест… по этапу

Ну вот, тоже еще вопрос, как бы сложилась его судьба, если бы не призыв в армию? Или – случись ему служить, скажем, в российской глубинке. А так довелось ему нести службу не так уж далеко от родных мест, в Белостоке. Бывшему учителю было не слишком комфортно в военном обмундировании. Возможно, его посещали те же мысли, что когда-то Баратынского: «И теперь меня в мундире гений мой не узнает». Наверняка учителю было трудно психологически и интеллектуально коротко сойтись с сослуживцами. Зато сошелся с последователями евангельско-баптистского вероисповедания, стал все чаще посещать их собрания. И настолько воспринял их вероучение, что решил принять крещение по их обряду. Водное крещение Луки было совершено в новогоднюю ночь 1912 года на реке Супрасль близ Белостока.

Видимо, вся предыдущая жизнь Луки Декуть-Малея была подготовкой к этому акту духовного перерождения и религиозного откровения. После всего с ним произошедшего новообращенный подает в отставку и идет по городам и весям с проповедью Слова Божия. Проповеди его, видимо, были настолько вдохновенными, что он был арестован жандармами в местечке Лысково, что близ Пружан, и препровожден в тюрьму Брест-Литовска.

В Санкт-Петербурге

Пострадать за веру для новообращенного – тоже своего рода обряд инициации. Благо этот опыт – отсидка в Брестской тюрьме – продолжался недолго. В начале 1913 года Лука приезжает в Санкт-Петербург и поступает на только что открывшиеся первые библейские курсы евангельских христиан, организованные Иваном Прохановым. Проханов был выходцем из семьи молокан, но затем присоединился к баптистам, уехал в Англию, где получил богословское образование в баптистском колледже. Затем вернулся в Россию, спустя какое-то время получил дозволение открыть эти курсы. Он был плодовитым автором духовных поэтических текстов и песен. В двадцатых годах смог вновь уехать за границу и окончил свои дни в середине тридцатых уже в фашистской Германии. (Ну, и такая забавная деталь: этот Иван Проханов – родной брат деда Александра Проханова, известного ныне российского национал-патриота и писателя). После окончания курсов еще год или два Лука Декуть-Малей учится в духовной семинарии.

Возвращение на родину

Как пишут исследователи в упомянутой выше книге, Лука Декуть-Малей был разносторонне талантливым человеком. В его пастырской деятельности пригодились ему педагогические таланты, он был прирожденным оратором, легко увлекал людей, играл на музыкальных инструментах. Коммуникабельность, красивая внешность, личное обаяние – вот, собственно, и все оружие пастыря и проповедника. Ну и, конечно, вера.

Из Петербурга молодой человек приехал в Гродно. Было это на рубеже 16-17 годов. После революций молодой проповедник активно включается в общественную жизнь. Участвует в гродненском крестьянском съезде, становится членом комитета национального возрождения Беларуси. Самым активным образом участвует в деятельности клуба «Беларуская хатка». Это было сообщество белорусской художественной интеллигенции, которое всячески способствовало национальному движению в Беларуси, содействовало зарождению государственного белорусского театра. «Хатка» просуществовала до 1920 года и была закрыта властями. Дважды за свою деятельность арестовывался и наш проповедник. В это же время он налаживает тесные контакты с Антоном Луцкевичем – одним из ярких представителей белорусского национального движения. Вместе они и создадут свой труд, дело всей своей жизни – переведут на современный белорусский язык Новый Завет и Псалтырь.

Жизнь, проповедь и труд в Бресте

После очередного ареста и полугодичного пребывания в Белостокской тюрьме польские власти высылают Луку Декуть-Малея в Брест. По сравнению с 1913 годом город, искореженный войной, сильно изменился. Здесь Малею суждено было провести двадцать с лишним лет. Это были годы вдохновенного труда над переводом Священного Писания. Стих за стихом, страница за страницей переводил он библейские тексты и отсылал на литературную правку Антону Луцкевичу. Во многом в этой его работе помогала ему жена Серафима, тоже учительница. Здесь родились их дети. Не обошлось и без трагедии – один из сыновей умер в раннем детстве.

Это были годы и жесткого противостояния с православной и католической церковью. Доходило чуть ли не до погромов. Можно только удивляться стойкости, с которой Лука Декуть- Малей и те, кто шел за ним, все это переносили. Ходил он и по окрестностям Бреста с проповедью и собирал свою паству.

Наконец, после десяти лет труда, в 1931 году польским издательством «Компас» были изданы на белорусском языке Новый Завет и Псалтырь. Тираж составлял 25000 экземпляров. На английские, между прочим, деньги. Уже после Второй мировой войны за полвека этот перевод переиздавался еще трижды.

Так и текла жизнь проповедника и его семьи до 1939 года – в молитвах, проповедях, обрядах, противостоянии с окружающим миром. После прихода Советской власти, которая вообще Бога отменила, стало еще тяжелее. Чтобы как-то прокормить семью, Луке Николаевичу пришлось устроиться на работу в трест зеленых насаждений…

А 19 июня 1941 года всю семью арестовали. Как водится, ночью. Погрузили в товарняк. Потом Луку выдернули из вагона. Жена и дети отправились в Сибирь, а его собирались расстрелять. Да что-то промедлили. Расстрелять не успели, началась война. Захватчики его освободили.

Он получил возможность продолжать свою пастырскую деятельность. В 1942-м в Минске издал молитвенник на белорусском языке. Через год за помощь евреям был отправлен в трудовой лагерь…

Чудеса случаются

Да, чудеса иногда случаются. Лука Декуть-Малей выжил в этой мировой бойне. До конца войны он был в Германии. После освобождения ему дали возможность поселиться в Гданьске, где он до самой своей смерти в 1955 году был баптистским пресвитером. Выжила в сибирских лагерях и его семья. В 1947 году они смогли воссоединиться. Жизнь в освобожденной от фашистов, но уже социалистической Польше сахарной не назовешь. Учитывая, что все эти испытания сильно подорвали здоровье пресвитера. У него был сахарный диабет. Ну, и конечно, постоянная бдительность новой тайной полиции.

Но все-таки эти несколько последних лет жизни прошли в относительном покое и с мирным небом над головой…

Источник: Брестский Курьер
Автор: Владимир ГЛАЗОВ