Глава таможни рассказал о том, что нас ждёт на границе

12  Августа 2014 г.  в 12:16 : Граница, таможня, пограничники

Глава таможни рассказал о том, что нас ждёт на границеГосударственным таможенным комитетом изменен подход при определении возможности беспошлинного ввоза отдельных товаров из-за границы. Разноречивые толкования этих нововведений заставили немало поволноваться наших читателей, особенно автомобилистов и отпускников, планирующих покупки за рубежом. Кроме того, массу вопросов продолжает вызывать модная практика приобретения различных товаров в иностранных магазинах — при доставке их обычной почтой или экспресс–перевозчиками. Сегодня на вопросы, связанные с этими темами, отвечает председатель Государственного таможенного комитета Александр ШПИЛЕВСКИЙ.

— Александр Францевич, с 1 августа таможня начала применять обновленные методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами, т.е. какие товары ввозятся через границу для личного, а какие – для коммерческого использования. Ограничения коснулись ввоза автомобильных шин, алкогольных напитков и пива. Чем вызваны эти меры?

— Вы обратили внимание на девиз таможенных органов, который изображен на флаге ГТК? «За нами Радзiма!» То есть любые меры, предпринимаемые нашим ведомством, обусловлены необходимостью защиты интересов страны. В данном случае — экономических. Подобные меры существуют в любом государстве, причем в Беларуси они весьма либеральные: к примеру, стоимость багажа путешественника, въезжающего в нашу страну, не должна превышать 1.500 евро, а Евросоюз установил лимит в 300 евро. Так вот, ни для кого не секрет, что многие граждане, особенно жители приграничных территорий, превратили ввоз товаров из–за границы в неконтролируемый бизнес. Они так часто бывают за рубежом, что вынуждены по нескольку раз в год менять паспорта из–за того, что в них кончаются чистые страницы. Их цель — ввоз товаров для продажи под видом товаров личного пользования. Возьмем, например, автомобильные шины. Мы проанализировали емкость белорусского рынка, она составляет примерно 3 миллиона шин в год, из них около 1,5 миллиона ввозится физическими лицами. И анализ частоты ввоза шин отдельными гражданами показал, что ввезенное ими количество просто не может быть использовано самим физическим лицом в личных целях. Автовладельцы меняют комплект зимней и летней резины, как правило, 1 раз в 2 — 3 года, соответственно излишне ввезенные шины продаются на территории страны с нарушением законодательства. То же самое касается и алкоголя: граница пересекается самодеятельными коммерсантами по нескольку раз в неделю, маршрут таких путешествий известен — до ближайшего магазина беспошлинной торговли. Алкогольные изделия там гораздо дешевле, чем на территории Беларуси, поэтому такой челночный бизнес, да еще необлагаемый пошлинами, стал выгоден.

— Нередко люди, услышав о новых ограничительных в таможенном отношении мерах, полагают, что государство защищает лишь собственные интересы, никак не отражающиеся на благосостоянии конкретных людей. Так ли это?

— Абсолютно нет. Дело в том, что нелегальные торговцы создают среду недобросовестной конкуренции, что непосредственно отражается на людях, занятых на белорусских предприятиях. Рядовой налогоплательщик несет прямые убытки — он может не дождаться повышения зарплаты или вовсе лишиться рабочего места. Размер налогов, стоимость услуг социальной сферы — все это лежит на плечах законопослушного гражданина. В отличие от того человека, который никогда нигде не работал, но живет припеваючи за счет своего приграничного «бизнеса».

— Так какие запреты ввела таможня?

— Запрет — это неверное определение. Никто не запрещает гражданину ввозить столько шин и алкогольных напитков, сколько он пожелает. Другое дело, что при определенных условиях эти товары теперь будут рассматриваться как приобретенные для коммерческого использования и облагаться соответствующими таможенными платежами.

— Раньше к товарам для личного пользования могли относиться два комплекта автомобильной резины, летний и зимний: то есть 8 новых шин, ввозимых одним человеком в течение календарного года. Что изменилось?

— При ввозе с 1 августа таможня определит для личного пользования только до 4 единиц летних шин либо до 4 единиц зимних шин (либо колес с летними или зимними шинами), а также до 4 дисков. Хочу отметить, что это правило едино для всех, безотносительно к количеству транспортных средств, находящихся в собственности физического лица. Кроме того, условием отнесения автомобильных шин к товарам для личного пользования будет являться документальное подтверждение права собственности на транспортное средство, к которому ввозятся шины (колеса) либо диски.

— Наши читатели, отправляющиеся в отпуска, взволнованы новыми ограничениями, касающимися ввоза алкогольных напитков. Неужели теперь нельзя беспошлинно привезти из другой страны 3 литра вина или других спиртных напитков, как было раньше?

— Проблема в том, что многие просто не разобрались в сути нововведений. Я хочу особо подчеркнуть, что новые подходы направлены не против добросовестных граждан, которые едут за границу с целью путешествий, отдыха и оздоровления. Для них ничего не изменилось: общая допустимая норма ввоза алкогольных напитков по–прежнему составляет 3 литра для человека, достигшего 18 лет. Ограничения касаются лишь людей, которые под видом товаров для личного пользования пытаются беспошлинно ввезти коммерческие партии товаров. И критерий тут один — частота перемещения гражданина через таможенную границу.

— Расскажите подробнее об этих ограничениях.

— С 1 августа 2014 года при перемещении через границу 1 раз в 7 дней и чаще физическое лицо сможет ввезти в качестве товаров для личного пользования:

— не более 1 литра алкогольных напитков и пива — для лиц, пересекающих границу в транспортном средстве;

— 0,5 литра алкогольных напитков и пива — для лиц, пересекающих границу иным способом (пешком, на велосипеде).

А при пересечении гражданином границы чаще, чем 1 раз в сутки, ввозимые алкогольные напитки и пиво вообще не будут отнесены таможенными органами к товарам для личного пользования.

***

— Скажите, какими нормами руководствуются таможенные органы, определяя товары для личного пользования?

— Инспектора таможни исходят из заявления физического лица о перемещаемых товарах, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица через таможенную границу и (или) перемещения им товаров. Эта процедура осуществляется в соответствии со статьей 3 Соглашения с применением системы управления рисками. В свою очередь, вопросы применения системы управления рисками регулируются локальным нормативным правовым актом ГТК, который является закрытым документом и используется только для служебных целей. Он содержит четко сформированные критерии и индикаторы рисков возможного нарушения таможенного законодательства, а также разграничение полномочий должностных лиц таможни по принятию соответствующих решений. Как правило, при формировании индикаторов риска учитывается не один, а несколько факторов.

— Но если документ закрытый, то как люди, часто пересекающие границу, смогут узнать, будут ли отнесены ввозимые ими товары к товарам для личного пользования?

— Для этого на сайте Государственного таможенного комитета размещены Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами. Из них не делается секрета, каждый может ознакомиться. Эти рекомендации содержат отдельные подходы и критерии, применяемые таможенными органами при отнесении (не отнесении) товаров к товарам для личного пользования.

***

— Александр Францевич, 21 июля был подписан Указ Президента № 360 «О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования». Какие нормы им предусмотрены?

— Недавно был принят Закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Им установлено, что особенности ввоза и вывоза товаров для личного пользования — в том случае, если международными договорами государств — членов Таможенного союза эти вопросы отнесены к компетенции самих государств — определяются Президентом Беларуси. Так вот указ, который вступает в силу с 25 октября 2014 года, как раз устанавливает такие особенности, а также устраняет пробелы в правоотношениях, не урегулированных Таможенным кодексом Таможенного союза.

— Сейчас особую популярность приобрела практика покупки за границей товаров, которые заказываются через интернет и доставляются в Беларусь почтой. Предусматривает ли указ какие–либо изменения в этой области?

— Да. Например, увеличена стоимостная норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых по почте в течение одного календарного месяца, со 120 евро до 200 евро.

— Чем вызвано такое решение?

— Тут несколько факторов. Во–первых, необходимо создать равные условия для физических лиц и иных участников международной торговли (организаций и индивидуальных предпринимателей), для которых Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрена возможность беспошлинного ввоза товаров на сумму до 200 евро. Во–вторых, следует унифицировать подходы к ввозу товаров на территорию Таможенного союза, так как в Российской Федерации сейчас рассматривается предложение о снижении нормы беспошлинного ввоза в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, до 150 — 200 евро.

— Предусматривает ли указ увеличение нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, ввозимых на территорию страны другими способами?

— Установлена значительно более высокая норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых в адрес физических лиц перевозчиками: она увеличивается в стоимостном выражении с 10 до 200 евро. Однако необходимо учитывать, что как и для почтовых отправлений, она распространяется на товары, ввозимые в течение календарного месяца и весом в совокупности не более 31 кг. Также следует обратить внимание, что к товарам, доставляемым перевозчиком, относятся и так называемые экспресс–грузы (товары, перевозимые путем скоростной перевозки в соответствии с индивидуальными накладными), которые ввозятся в Беларусь экспресс–перевозчиками. К ним относятся такие известные компании, как DHL, FedEx, TNT, UPS и т.д.

— С чем связано это нововведение?

— С тем, что доставка товаров по почте или экспресс–перевозчиками для граждан, по своей сути, имеет очень много общих черт. Таким образом, эта норма создает равные условия при ввозе товаров независимо от способа их доставки получателям и обусловлена интенсивным развитием интернет–торговли.

— Предполагается ли рост числа доставляемых в адрес физических лиц экспресс–грузов?

— Да, безусловно, количество товаров может возрасти. Кроме того, для создания благоприятных условий как гражданам в получении экспресс–грузов, так и экспресс–перевозчикам, указом предусматривается возможность декларировать такие товары от имени физического лица. Разумеется, это касается экспресс–перевозчиков, которые включены в реестр таможенных представителей и при соблюдении соответствующих условий. При надлежащей организации работы экспресс–перевозчиками выпуск в свободное обращение таких товаров для личного пользования будет производиться без фактического присутствия лица в таможне. Это позволит перевозчикам доставлять такие товары непосредственно получателям без необходимости их прибытия в пункт таможенного оформления.

— Какие еще новации предусматривает указ? Например, что предполагается сделать для ускорения прохождения гражданами таможенного контроля?

— Исключить двойной контроль вещей, которые перевозятся через границу. Указом предусмотрено, что служба авиационной безопасности международных аэропортов Беларуси информирует таможенные органы о выявлении в сопровождаемом багаже физических лиц товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, а также товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные таможенным законодательством. Дело в том, что служба авиабезопасности оснащена оборудованием, позволяющим выявить товары, спрятанные в том числе в одежде физического лица. Своевременное получение информации о таких товарах позволит предотвратить совершение правонарушения, а также сократить количество неэффективных операций таможенного контроля, в том числе его исключительной формы — личного таможенного досмотра.

Советская Беларусь Автор публикации: Роман РУДЬ

Варшавка в Viber - Общение на тему перехода границы под Брестом - Варшавка в Telegram