Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Перегонщики машин переквалифицировались в риелторов и устроителей шоп-туров

27  Февраля 2014 г.  в 10:37 : Бизнес, экономика, аналитика

Приграничье породило особую профессию — перегонщик автомобилей. И в свое время она оказывала, пожалуй, определяющее влияние не только на наш авторынок, но и тех стран, откуда прибывали авто. Эти люди и сегодня поставляют подержанные машины из Западной Европы.

Перегонщики машин переквалифицировались в риелторов и устроителей шоп-туров

Однако уравнивание пошлин в странах Таможенного союза три года назад, дав старт автолихорадке, фактически свело на нет некогда доходный, раскрученный бизнес. Корреспондент «Р» выяснял, оклемались ли перегонщики после роста растаможки и стоит ли вообще сегодня покупать «ласточку» за границей.

Минимум — 1000 долларов в неделю

То, что 2011-й станет для перегонщиков лебединой песней, было ясно еще за полтора года до введения новых таможенных пошлин. В СМИ только стали появляться первые сообщения о новой растаможке, а на автомобильном рынке уже царило оживление, какого страна раньше не знала никогда.

Таможенники подсчитали: через пункты пропуска только Брестской области с июля 2011-го по июнь 2012-го ввезли чуть более 9 тысяч автомобилей. А вот за год, предшествующий повышению растаможки, на Брестчину пригнали сразу 80 тысяч машин.

Девятикратное падение объемов — таким был удар по бизнесу перегонщиков. Удар, можно сказать, наповал: с середины 2012-го за год объем ввезенных в область автомобилей вырос только до 22,4 тысячи. Да и за весь минувший год, по информации ГК «Интеллект», во всей стране продано чуть больше 26 тысяч новых автомобилей.

Перегонщик Иван Семенюк (имя изменено) из Бреста, один из счастливчиков, поймавших в 2011-м волну, связывает нынешнее затишье на нашем авторынке с несколькими причинами. По его словам, сейчас запросы белорусов в основном удовлетворены: три года назад многие пригоняли по две-три добротные машины с надеждой, что их хватит на ближайшие пять-десять лет. Кредиты тогда были доступнее, топливо дешевле, а значит, покупка машины не выливалась в серьезные затраты.

За год-полтора до подорожания растаможки я мог пригнать за одну неделю машин пять. После — от силы пять в месяц, — рассказывает Иван. — Раньше с понедельника по пятницу проводил время в дороге, в выходные — сплошные встречи с клиентами, не было даже времени нормально выспаться. Сейчас дела — из рук вон: хорошо, если за месяц поступит два заказа. Понятно, что много на этом уже не заработаешь. Короче говоря, перегон из основного источника дохода превратился в подработку от случая к случаю.

По словам «гонялы», во время автобума тысяча долларов заработка в неделю была минимумом. Сегодня такую сумму можно получить за привоз авто с объемом двигателя больше двух литров. За машинки поменьше дают примерно 600 у.е. Но даже такие сделки — редкость. Ведь «льготная» пошлина на ввоз большого автомобиля возрастом от 3 до 5 лет нередко достигает трети его стоимости.

Машина начинается с «вешалки»

Пару недель назад я пригнал внедорожник из Германии, — говорит Иван. — Про объем двигателя и марку сказать не могу. Но там он стоил 30 тысяч евро, а здесь с растаможкой — 41 000. Разумеется, такие заказы бывают крайне редко. В основном ходовые модели теперь с объемом от 1 до 1,4 литра.

Такие автомобили перегонщики чаще всего «вешают» на себя или близких, а потом самостоятельно перепродают. Если же свободной «вешалки» (так называют людей с визой в страны ЕС, которые в текущем году ни разу не пригоняли автомобиль в Беларусь) не находится, покупатель ищет ее самостоятельно. Своеобразная «база вешалок» есть и у самих перегонщиков — схема отработана давно. Но в этом случае клиенту придется расстаться еще с сотней-другой долларов за услугу.

В общем, тех объемов, что были раньше, уже, конечно, нет, — подытоживает Иван. — Но, поверьте, никто из вкусивших этого нелегкого хлеба на обычную работу не устроился. Все те же «гонялы» теперь перепродают что-то из автомобилей на авторынках. Кто-то занимается доставкой товаров из Польши под заказ. Другие возят запчасти для машин. Многие на заработанные в тот год деньги обзавелись 3—4 квартирами и теперь сдают их в аренду.

Сельский детектив

Однако не все перегонщики согласились с новыми правилами игры. Чем дальше в прошлое уходил автомобильный бум, тем больше рождалось «серых» схем поставки машин. Никому и в голову не могло прийти, что Декрет № 6 Президента станет одной из лазеек для беспошлинного ввоза машин в страну. Согласно документу зарегистрированные в сельской местности предприниматели могли ввезти транспортное средство как часть уставного капитала без растаможки.

По информации специалиста КГК Брестской области Владимира Белоусова, такой возможностью на Брестчине воспользовались 677 юрлиц. Они ввезли в страну 1471 автомобиль.
Тогда не обратили внимания на то, что более половины из них зарегистрировались сразу после принятия декрета. А располагались такие фирмы, как правило, в окрестностях крупных городов — Бреста, Барановичей и Пинска.

Позже выяснилось: из 76 обследованных 57 юрлиц в сельской местности не располагаются. Только 8 из них имели собственные производственные площади. А одна из таких фирм даже умудрилась снять «офис» площадью… 3,3 «квадрата»!

Стоит ли говорить, что далеко не все на момент ввоза автомобилей имели документы на право собственности или аренды помещений? Некоторые здания по указанным в регистрационных документах адресам к моменту проверки и вовсе перестали существовать, — рассказывает Владимир Белоусов.

Вовремя принятые Госконтролем поправки в законодательство остановили этот нелегальный поток. Отныне предприниматели должны вести в сельской местности деятельность не менее пяти лет, а не просто быть там зарегистрированными.

Номера битые и перебитые

Впрочем, изменения в декрете никоим образом не повлияли на другую схему, которая по сей день активно практикуется в регионах, близких к странам ЕС. Иностранные граждане оформляют так называемый временный ввоз в страны Таможенного союза. По закону пошлина в этом случае уплачивается только после передачи автомобиля другому лицу. То есть по факту реализации. Но это не мешает продавать такие машины без обязательной выплаты: автомобиль с перебитыми номерами просто растворяется на просторах ТС. В Брестской таможне объясняют: сам факт подобной передачи — уже нарушение, причем ответственность за нее несут оба участника сделки.

Брестский перегонщик Антон Куницкий (имя изменено) в своей практике нередко совмещал временный ввоз еще с одной схемой.

На кузове временно ввезенного автомобиля после прибытия из-за границы просто перебивались номера, — говорит он. — Но взятые не из головы, а с тех аналогичных машин, которые после ДТП или пожара пришли в негодность. Такие документы можно купить, и тогда временно ввезенный автомобиль становится полностью легальным. Чаще всего эти машины продаются в Россию, где проверить что-либо по белорусским базам сложно. Кое-кого из моих знакомых за это оштрафовали на огромные деньги, и я «ушел в тень».

Но если этот вариант еще предполагает более-менее успешный исход махинации, то простое перевешивание регистрационных знаков при выезде на старой машине и въезде на новой — попытка, что называется, «на дурачка». Впрочем, говорят таможенники, есть и такие. Однако мало кому удается скрыться от зоркого взгляда специалистов. У них глаз на идентификационные номера набит.

Пригон не стоит свеч

Тем, кто сегодня хочет приобрести автомобиль легально и немного дешевле, с созданием ТС открыт рынок России. Новым направлением не преминули воспользоваться некоторые юрлица.

Сегодня можно найти компании, которые доставляют новые авто из российских салонов по более низким (в сравнении с белорусскими) ценам. Простое сравнение предложений официального дилера «Volkswagen» и минской фирмы, которая занимается доставкой машин со складов российских официальных дилеров, показало: на новом «Гольфе-7» можно сэкономить около 7 тысяч долларов США. Откуда такая разница? Консультант фирмы Александр объясняет: все дело в прямой поставке со склада. Клиенту остается лишь заплатить 1 миллион рублей, и через неделю он может садиться в новое авто. Правда, фирма работает по полной предоплате, что может вызвать сомнения.

Куда больший риск — поехать сегодня в Россию за машиной самостоятельно. Отменой таможенных пошлин на ввоз авто из РФ в ноябре прошлого года решил воспользоваться предприниматель Андрей Уваров из Бреста (имя изменено). Он приобрел в Москве неплохой «рено» и сэкономил при этом 4 тысячи долларов. Брестчанин признается: впечатлений от поездки ему хватит надолго.

Не спорю, есть в России добросовестные продавцы, но их еще меньше, чем в Литве. Больше тех, кто норовит так или иначе «кинуть» покупателя на деньги, — говорит Андрей. — До поездки я читал кое-какие форумы и советы, но мне и в голову не приходило, что обман достигает таких масштабов. Продавцы искажают сведения в документах, свидетельствах транспортного средства, договоры купли-продажи могут заключаться на других лиц, машина может быть не снята с учета, может отсутствовать разрешение на вывоз. Там в два счета перебивают номера, продают «распил» и «остовы» под видом белорусских и казахстанских автомобилей с поддельными номерами этих стран. К счастью, я заранее подготовился и с ходу видел обман. Поэтому и получилось купить сравнительно нормальную машину. Но, думаю, так везет не всем, ведь «левых» авто на российских рынках десятки тысяч.

Впрочем, самостоятельные поездки в Россию, равно как и пригон подержанных авто с востока, популярностью, как оказалось, не пользуются. Сегодня белорусы по привычке отдают предпочтение иностранным брендам вроде «Renault», «Volkswagen», «KIA», «Hyundai», «Chevrolet», «Nissan» и «Skoda». Однако и дилерам пришлось переориентироваться на авто, собранные в России. Именно эти компании сегодня правят бал на нашем рынке, и самый жирный кусок пирога — в их тарелке. Шутка ли: за цену растаможки пригнанного автомобиля западной сборки можно купить бюджетную модель в салоне. Так стоит ли пригон того?

Артем КИРЬЯНОВ, Рэспубліка