Заменить лифт в доме стоит 400 млн. рублей

19  Декабря 2013 г.  в 13:01 : Бизнес, экономика, аналитика

О чем вы размышляете, стоя в движущемся лифте? Во всяком случае, не о том, что стоимость этого удовольствия в домах, обслуживаемых ЖКХ, непомерно низка – Br2200 в месяц на человека, меньше цены талончика на автобус. Однако жильцам кооперативных домов впору задуматься, как они собираются добираться на верхние этажи в случае запрета на эксплуатацию лифта, ведь на помощь государства при замене вертикального транспорта рассчитывать они могут не всегда, в отличие от домов, обслуживаемых ЖКХ.

Советский металл надежды оправдал

Правда, есть варианты. Но о них позже. Сначала расскажем, о том, сколько нужно готовить денежек членам ЖСК в случае замены лифта. Скажем сразу, это удовольствие не из дешевых. В «Брестлифте» нам сообщили, что сам лифт, по теперешним ценам, стоит порядка Br200 млн. Кроме того, нужны проект, заключение Госпромнадзора и оплата работ по демонтажу и монтажу сложного оборудования. На выходе получаем порядка Br400 млн. Нормативный срок эксплуатации лифта – 25 лет. Но это совсем не значит, что как только вертикальной кабине исполнилось четверть века, ее нужно срочно менять. Приходит эксперт Госпромнадзора и в случае исправности лифтового оборудования продлевает срок его службы. Конечно, все это делается не за бесплатно, поэтому члены кооперативов платят за это из своего кармана. Причем, если 25-летнему лифту могут «продлить» жизнь на три года, то, уже начиная с 28 лет, дорогостоящую экспертизу за счет жильцов могут проводить ежегодно. В Бресте есть дом (ул. Московская, 330/1), где лифтам уже по 40 лет, и служат они отлично. В «Брестлифте» говорят, что кооперативные дома, как, впрочем, и многоэтажки, обслуживаемые коммунальниками, спасает то, что старые лифты сделаны из надежного металла еще советского качества.

Хочешь кататься – плати и катайся

Кстати, меняют лифт довольно быстро: по нормативам за 3 месяца, а реально - за полтора-два. Конечно же, за государственные деньги. Поэтому, если кооператив пришел под крыло ЖКХ или вкладывает свою лепту в общий котел капитального ремонта, то он может рассчитывать на бюджетную поддержку в деле замены лифта. Если же нет, то за вертикальный транспорт придется немало заплатить – жители первых двух этажей однозначно откажутся, а оставшимся жильцам 28 квартир в стандартной девятиэтажке придется выплатить примерно по Br14,3 млн каждому, и то, если успеют с заменой до нового года, ведь цены растут, а только проект делают не один месяц. Правда, при замене лифтов бывает так, что направляющие, по которым ездит кабина, пригодны для дальнейшего использования, поэтому в такой ситуации их не меняют, что позволяет экономить около Br15 млн.

Лифт своими силами

Пока на Брестчине нет лифтов, запрещенных к эксплуатации, поэтому в области не было случая, чтобы подъемник меняли за счет жильцов. Однако рано или поздно такое может произойти и тогда могут возникнуть настоящие проблемы. Конечно, отдельные кооперативы аккумулируют на своем счету средства на капитальный ремонт. В этом случае такой фонд может частично, а, возможно, даже полностью покрыть затраты на замену лифта. В первом случае членам кооператива, конечно, придется дособирать деньги. Минусом такого способа может служить высокий уровень инфляции и связанный с ним рост цен на оборудование и услуги по замене лифта, которые способны обесценить часть средств в таком фонде. Хуже, если на счету денег нет или крайне мало. Тогда придется собирать немалую сумму, о которой речь шла выше, с нуля или брать кредит, а затем его выплату разбивать на всех жильцов.

Под крылом ЖКХ

Оптимальным способом кажется переход на обслуживание в ЖКХ. Например, в Бресте под крыло ЖРЭУ перешли порядка двух десятков кооперативов, жильцы которых платят за капремонт и техобслуживание в бюджет и могут с течением времени рассчитывать на помощь казны при замене лифта. В ЖРЭУ рассказывают, что в ЖСК становится все больше желающих, чтобы их обслуживали ЖЭСы. Как правило, это связано с некомпетентностью председателя кооператива, следствием чего является появление различных проблем по финансированию ремонта зданий. Хотя бывает и наоборот, переход на обслуживание к коммунальникам служит подтверждением дальновидности руководства кооперативов и его членов. Правда, в этом переходе есть свои нюансы и необходимо выполнение целого ряда условий. Зато переход под крыло ЖКХ дает право на бюджетную помощь при капитальном ремонте дома и замене лифта. Конечно, в первые годы за счет казны в таком доме ничего делать не будут – нужно хотя бы 5 лет делать отчисления в бюджет, чтобы затем рассчитывать на его помощь. Но если ваш лифт «потерпит» такой срок, то есть смысл попробовать перейти на обслуживание ЖКХ.

Капремонт через бюджет не раньше пяти лет

Между тем у кооперативов есть еще один вариант для того, чтобы воспользоваться бюджетной помощью – можно перечислять средства на капремонт и замену лифта в бюджет, например, через ЖРЭУ и не сразу, а через те же 5 - 10 лет в случае необходимости рассчитывать на помощь казны. Таким способом в Бресте уже пользуются порядка пяти кооперативов. Остальные, за исключением еще и тех, кто обслуживается ЖРЭУ, за капремонт в бюджет отчислений не делают, рассчитывая, видимо, на бесконечный ресурс своего лифта и других конструкций дома, которые, к сожалению, далеко не вечны, или на средства на счету кооператива.

КСТАТИ

Из более чем 13 сотен лифтов в Брестской области, находящихся в домах, обслуживаемых ЖКХ, каждый пятый уже отработал свой нормативный срок, а в Бресте – почти каждый четвертый. При этом за 2012 год удалось заменить 40 лифтов, более половины из которых пришлось на областной центр. Отметим, что основным поставщиком лифтового оборудования является «Могилевлифтмаш». При этом специалистам «Брестлифта» приходится обслуживать даже машины вертикального подъема, произведенные на Спитакском заводе, уничтоженном сильнейшим землетрясением в 1988 году, поэтому для армянских лифтов приходится приспосабливать запчасти могилевского производителя.

источник Автор Сергей РЕКУЦ, газета Заря