Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Кто и куда вывозит продукцию брестской «молочки»?

15  Октября 2013 г.  в 15:58 : Бизнес, экономика, аналитика

Кто и куда вывозит продукцию брестской «молочки»?

Кто и куда вывозит продукцию брестской «молочки»?Кто и куда вывозит продукцию брестской «молочки»?

Несколько недель назад «Заря» уже поднимала тему нехватки сливочного масла в некоторых брестских магазинах. В дальнейшем, изучая ситуацию, журналисты неожиданно обнаружили след исчезающей с прилавков продукции на станции «Брест-Полесский». 

Чтобы проследить, кто и куда вывозит продукцию молочных предприятий Брестчины, корреспондент «Зари» пятничным вечером начал свой путь с магазина «Евроопт», что на Варшавке, а затем проехался поездом до Ковеля с «челноками».

Бухучет на парапете

Итак, пятница, семь вечера, «Евроопт». Сразу стоит отметить, что «челноков» в сравнении с обычными покупателями не так уж много, поэтому в торговом зале их заметить трудно. Зато легко услышать возмущение продавцов молочного отдела.
- Этого сорта сметаны скоро уже на складе не будет, - говорит девушка своей коллеге. – Всё вывозят!

В самом магазине украинцев видно по тележкам, груженым сыром, маслом, йогуртом и другими продуктами. На выходе они собираются в небольшие стайки. Прямо у входа в магазин, на парапете сидит женщина и что-то усердно записывает в блокнот. Завожу с ней разговор. Через пару минут выясняется: в Ковель едет целая группа, человек пять. Это близкие родственники. Товар закупают из общей кассы, раскидывают на всех поровну. Женщина ведет бухгалтерский учет. Все по старинке: блокнот и калькулятор. В записной книжке значится примерно следующее: Вася – 50 пачек майонеза… Далее – цена в белорусских и украинских. Все подотчетно, ибо, как выяснилось, навар с этих вояжей у них не такой уж и большой.

Начало девятого – пора собираться в дорогу. Поезд, идущий в сторону Украины, отправляется с вокзала в 20.48. Те, кто затарился в «Евроопте», вереницей идут на станцию Брест-Западный, что за «Варшавским» рынком. Впрочем, это не единственный путь. Кто-то садится на Центральном, часть - на Полесском, а некоторые даже на станции Брест «Южный». Все зависит от того, в каком магазине куплен товар.

Один к десяти

К станции «Мухавец» поезд уже забит. Свободных мест практически нет. Люди здесь едут разные: от студентов, возвращающихся домой на выходные, до строителей из Малориты, которым дизели на Брест и обратно так же привычны, как троллейбус «единица» для брестчан, живущих в микрорайоне «Восток». Тех же, кто везет товар в Украину, не спутаешь ни с кем.

Первым делом «челноки» забивают тамбуры. В каждом стоит по три-четыре тележки для ручной клади. Те самые, старые, советские, которые придумали еще до того, как изобрели сумку на колесиках. «Челноки», как водится, конструкцию умело дорабатывают, приваривая к ней дополнительные элементы, чтобы выдержала больше. На них и ставят коробки с товаром, перемотанные скотчем. Сверху груз может быть накрыт покрывалом, а на покрывале будут стоять еще несколько тюков общей высотой метра в полтора-два. Все это сильно напоминает Пизанскую башню в миниатюре, посему один представитель от делегации обязательно находится в тамбуре и охраняет товар от внезапного падения.
- Сегодня «челноков» много едет, - делится впечатлениями билетный кассир поезда Александра Олесюк. – Человек 50, не меньше, а в будни их 15 - 20. В основном ведут себя тихо, даже если выпьют. Только никак не уяснят, что в пригородных поездах курить нельзя.

Всего же в поезде, по словам Александры, ехало где-то 500 человек, так что «челноки» составляли лишь десятую часть. Правда, об объемах перевозимого товара оставалось только догадываться. Чуть позже приоткрылась и эта завеса, но сначала нужно было пройти границу…

Второй «Евроопт»

Поезд остановился на станции Хотислав. Это последний белорусский населенный пункт, дальше – украинское Заболотье. Днем поезда курсируют прямо туда, но вечером схема меняется: наш дизель едет до Хотислава, куда приезжает поезд прямо из Ковеля. Таким образом, тех, кто едет в Украину, белорусские пограничники досматривают уже в ковельском дизеле.

Ажиотаж начинается с момента, когда поезда одновременно открывают двери и «челноки», сломя голову, ломятся из одних вагонов в другие, дабы занять наиболее удобные места.

Давясь и распихивая друг друга, люди постепенно усаживались на сиденья, распределяя товар по вагону. Прыти некоторых я даже изумился. К примеру, одна семейная пара, Тарас и Ольга, сделали порядка пяти перебежек из одного поезда в другой, перебрасывая коробки с продуктами. Казалось, они везут с собой целый ларек. При этом всю поклажу ребята умудрились сложить так, что другим пассажирам это как минимум не мешало.

- У вас тут в поезде второй «Евроопт» можно открывать, – язвит пограничник, проверяющий паспорта.

- Из «Евроопта» как раз ничего нет, - отвечает Тарас.

- Конечно нет, вы ж его весь сюда вывезли, - улыбается пограничник

Смех смехом, но объемы вывозимого действительно впечатляют. К примеру, рядом со мной сидела женщина. Сверху на ее тележке стояла коробка с 12 банками сметаны Брест-Литовск. Всего в полуприкрытой поклаже я насчитал около 20 таких коробок… И это далеко не предел. Тот же Тарас, к примеру, таким образом, вывозит куда больше продуктов.
- Мы так работаем уже четыре года, - говорит он. – Везем то, что пользуется спросом: йогурты, сыры, творог, сгущенку, сметану… Покупаем не в магазинах, а у ваших оптовиков. А у нас распространяем по знакомым частникам, которые, в свою очередь, из-под полы продают своим же клиентам. В итоге в магазине официально на белорусские товары накрутка 30 % от вашей стоимости, а на «левую» продукцию – 12 %. Так что у нас навар не очень большой. С одной пачки масла – ваша тысяча рублей. Правда, я могу вывезти до 1,5 тысячи пачек. В общем, с поездки 100 баксов выходит, а ездим мы где-то 10 дней в месяц.

После этого разговора становится ясно, почему в магазинах, расположенных недалеко от железной дороги, с «молочкой» бывает напряженка…

Самое интересное ждало на украинской границе. Контроль пассажиры проходят в том же Заболотье, где украинские пограничники и таможенники усердно ищут «левый» товар. Как говорят в народе, ежу понятно, что такими партиями ввозить в страну пищевую продукцию нельзя. Но местные стражи границы смотрят на это весьма лояльно... По сути, тонны нашей продукции свободно проходят границу без всякой растаможки. Именно поэтому Тарас с супругой и возят товар дизелями.

Двойной стандарт

В Ковель поезд прибывает в два часа ночи. Большинство челноков тут же пересаживаются на Киевский, пассажирский и едут дальше. Тарас, например, в родном Ровно окажется только в 9 утра. Те же, кто вез «молочку» в Ковель, отправляются по домам. Утром часть из них, как и Тарас, отправится по своим клиентам, вторая половина – на местный рынок. Я же коротал до утра время в местной гостинице.

К слову, тем, кто решит ехать в Ковель ночью, следует заранее запастись гривнами, ибо обменников тут нет, что меня весьма «обрадовало». За помощью пришлось обращаться к местному таксисту, который за 50 гривен (1 гривна = 1100 бел. руб.) вывез меня на заправку Львовской трассы, где валютчики работают круглосуточно. Номер в гостинице обошелся в 180 гривен, правда, ни отопления, ни горячей воды там не было, что еще раз дало повод с теплотой вспомнить о Бресте, где затопили еще в конце сентября.

Кто и куда вывозит продукцию брестской «молочки»?А утром я отправился на рынок. Белорусские товары лежат на прилавках сразу у входа. Самого молока, что характерно, нет. Зато массово лежат сыры, в основном березовские, сгущенка, йогурты, масло, сметана. Цены на порядок выше, чем у нас. Сметана «Ляховичок» 400 граммов 20% жирности – 13 гривен, банка сгущенки – 12 гривен, пол-литровый «Активил» - 10 гривен, 180-граммовая пачка масла 72,6% - 12 гривен, 400 граммов 15% сметаны «Савушкин продукт» - 11 гривен.

Кстати, местная «молочка», что лежит на прилавках в магазинах, стоит примерно столько же, а в некоторых случаях и дешевле, но продавцы говорят: на белорусское спрос выше, ибо у нас, по мнению местного населения, сохранились советские ГОСТы, а значит качество лучше.

- Мне кажется, это в большей степени слухи, - говорит директор рынка Петр Сорока. – Да, у вас в Беларуси молочка вкусная, согласен. Когда я у родни там бываю, покупаю, мне нравится. Но Волынь – агропромышленная область, так что у нас своя продукция ничуть не хуже. Во многом за счет того, что есть много фирм-производителей, которые конкурируют друг с другом. В этих условиях ты обязан сделать лучше, чем у соседа, иначе у тебя просто не купят. А оценить качество белорусской продукции, которой торгуют у нас из-под полы вообще нельзя. Она не проходит ветеринарный контроль, не получает у нас сертификат. За это надо платить, но провезти подпольно ведь проще…

Кстати, в ковельских магазинах, равно как и на официальных торговых точках местного базара, белорусские товары не встретишь. Контролеры рынка лишь пожали плечами, мол, вся белорусская продукция – это контрабанда, с которой они нещадно борются… И как только я от них вышел, проходившая мимо старушка тут же предложила мне купить нашу сметану, прямо с тележки. Так-то!

Вот такая стихийная торговля. Пока похоже, никакие меры ее не останавливают. Иной раз кажется, что если отменить сам дизель в Украину, то «челноки» поедут на дрезинах. А с учетом того, что и белорусские «челноки» то и дело наведываются в Украину за дешевой одеждой, наверное, настало время решать эту проблему так, чтобы люди, желающие торговать, могли делать это легально, принося при этом какие-то деньги в государственную казну.

P.S. За один рейс украинский «челнок» может вывезти из Бреста до 1,5 тысячи пачек масла. Вечером в пятницу таких торговцев в дизеле едет порядка 50 человек…
 
источник Александр МИТЮКОВ, газета Заря