Беларусбанк прекращает принимать наличные в оплату мобильной связи

4  Октября 2013 г.  в 12:26 : Бизнес, экономика, аналитика

Беларусбанк прекращает принимать наличные в оплату мобильной связиНе удивляйтесь, если в отделении Беларусбанка, куда вы забежите в обед положить несколько тысяч на счет мобильного телефона, у вас откажутся принимать наличные. С такой проблемой 1 октября столкнулась одна из читательниц портала www.interfax.by, попросившая нас выяснить, чем вызвано изменение отношение кассиров к, казалось бы, законному платежному средству.

Как несложно догадаться, причиной является давнее желание различных ведомств привить белорусам любовь к безналичным платежам. К тому же сами банки стремятся разгрузить очереди к кассовым окнам, которые, не секрет, в значительной степени формируются из желающих заплатить за телефон, коммунальные и т.п.

Другой стороной медали здесь являются права потребителей. Не нарушаются ли они в этом случае? Как выяснилось, ограничения на прием наличных вводятся пока не во всех отделениях. "Речь идет о ряде отделений, которые оснащены терминалами и банкоматами с cash-in, по которым можно совершать платежи и картой, и наличными", – сообщили обозревателю www.interfax.by представители ОАО "АСБ Беларусбанк".

То есть заплатить наличными вы все-таки сможете – выстояв альтернативную очередь к терминалу.

В общественном объединении "Белорусское общество защиты потребителей" www.interfax.by сообщили, что нарушения однозначно нет, если решение было принято на основе нормативного акта, принятого Нацбанком. В пресс-службе Беларусбанка обозревателю пояснили, что речь идет все же о внутреннем решении – в рамках политики развития банка.

Не просматривается ли нарушение прав потребителей в таком случае. "Не вижу нарушений, – прокомментировал ситуацию адвокат юридической консультации Октябрьского района г. Минска Павел Колтунович, – если банк согласовал свое решение с оператором сотовой связи. Они работают по двухстороннему договору. Публичного же договора между банком и клиентом нет".

Впрочем, с этим мнением согласны не все юристы. "Одним из основных прав потребителя согласно Закону Республики Беларусь "О защите прав потребителя" является право на свободный выбор товара (работы, услуги). Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги). Установление каких-либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается", - высказал свою точку зрения на спорную ситуацию ведущий юрисконсульт Центра юридических услуг Алексей Нестеренко.

"Таким образом, если банк (отделение банка) предоставляет услуги населению по расчетным банковским операциям, то согласно Банковскому кодексу договор оказания таких услуг является публичным и/или договором присоединения, т.е. банк не может отказать обратившемуся клиенту в оказании такой услуги, как осуществление расчета. Причем навязывание расчетов в безналичной форме ведет к нарушению прав потребителя", - отметил юрист.

Юргис Думбляускас INTERFAX