Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Он не достался Гитлеру, но встречал Сталина и Кобзона: Брестский вокзал

37 9  Августа 2013 г.  в 10:17, показов: 10948 : История города Бреста

Брестский вокзал переживает масштабную реконструкцию. Надо заметить, далеко не первую за свою более чем 120-летнюю историю. LITARY побывали в историко-политическом музее железнодорожной станции «Брест-Центральный» и узнали кое-что интересное об истории вокзала.

1

Вокзал в Бресте начали строить в 1883 году по указу царя Александра II. И уже в 1886 Брест встречал императора Александра III, который приехал сюда не только ради открытия нового вокзала. Он праздновал тут свои именины и встречался с наследником германского престола Вильгельмом. Высокие гости устроили в Бресте роскошный бал.

4

Император Александр III с императрицей и сыновьями на Брестском вокзале

Русский государь не скупился: строительство вокзала обошлось более чем в 2 миллиона золотых. По его распоряжению всего за полтора года между Брест-Литовском и Смоленском было построено 650 километров железнодорожного полотна. Интересно, что земляные насыпи, на которых уложены рельсы и шпалы и по которым ездят современные белорусские поезда, остались еще с тех времен.

5

13

Вокзал конца 19 века года был не только одним из самых красивых в Российской империи. Он являлся важным стратегическим объектом. Не зря именно на Брестском вокзале впервые в 1888 году появилось электричество. Перроны освещались электрическими фонарями, а не керосиновыми лампами, как в других городах.

Строилось здание в виде крепости, что и понятно. В случае чего вокзалу пришлось бы защищать границы Империи. Долго ждать проверки на прочность не пришлось: первое разрушение ждало вокзал во время Первой мировой войны. Причем сожгли здание русские войска, которые в 1915 году не устояли под напором кайзеровской армии и вынуждены были отступать. Тогда было уничтожено более 60% вокзальных построек.

7

Кайзеровский автомобиль на Брестском вокзале

«За польским часем» здание восстановили. Обновленный вокзал в Бресте-над-Бугом поляки явили пассажирам к 1929 году. Он был настолько красивым, что немецкие войска во время Второй мировой войны старались его не разрушить. Они рассчитывали на то, что после окончания войны им достанется роскошный вокзал, который станет украшением немецкой державы.

10

14

Прекрасный вокзал так и не достался Гитлеру, и остался в распоряжении Советского Союза.

hdc8afqjlee-1

Гитлер и Муссолини в Брестской крепости в августе 1941 

В том виде, в котором мы видим его сейчас, вокзал строился в 1953-1957 годах по приказу самого Иосифа Сталина. В 1945 году он ехал на Потсдамскую конференцию (Исправлено. Было: на подписание акта о капитуляции в Берлин). Сталин вышел на перрон Брестского вокзала. Он осмотрел обстрелянное здание, которое так и не досталось немцам, и сказал: «Несмотря на послевоенную разруху, в Бресте нужно построить такой вокзал, чтобы он был гордостью Советского Союза». Здание таким и возвели: высоким, массивным, богато украшенным — в честь величия и мощи Советского Союза.

2

 Макет вокзала 50-х годов

Очередная перестройка ждала вокзал в 1993-1994 годах. Тогда реставрацией занималась польская фирма. Кроме ремонта фасадов, встал вопрос о демонтаже звезды с башни главного здания вокзала. Польские реставраторы хотели ее снять. Вместо звезды предлагалось водрузить на шпиль и российского двуглавого орла, и литовскую погоню. Однако в конечном итоге решено было оставить пятиконечную звезду: как символ соединения пяти континентов.

За свою историю Брестский вокзал встречал и провожал многих почетных гостей. В музее станции «Брест-Центральный» хранятся их фотографии, а также записи в гостевой книге.
Например, через Брест следовал знаменитый летчик Алексей Маресьев.

3

Ни на каком другом вокзале, кроме как на Брестском, не пел Иосиф Кобзон.

8

Имена всех высоких гостей не перечислить. Тем более, что не все из них оповещали о своем приезде.

11

12

Нынешняя реконструкция вокзала станции «Брест-Центральный» должна завершиться в первой половине 2014 года. Он станет современным, обновленным. Однако брестчанам все равно следует помнить, что наш вокзал — это не проходной двор, и не перевалочная база на пути с Востока на Запад и обратно. Брестский вокзал — это история Бреста.

LITARY благодарят хранителя фондов историко-политического музея станции «Брест-Центральный» Савву Шпудейко за увлекательный рассказ об истории вокзала, а также руководителя ОО «Наследие» Олега Голоса за организацию экскурсии.

Источник информации: Текст, фото: Оксана БРОВАЧ, LITARY




Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации и авторизации на сайте


Брест и я_гость 2013-08-12 12:28
Вы только посмотрите, что творится на вокзале в субботу утром. Очень много пассажиров с тяжелой поклажей, а транспорт доходит только до моста, не говоря о пешеходном. Тем более, что кассы перенесли в более отдаленное здание. Вот и бегают бедные люди по вокзалу и проклинают эту затянувшуюся реконструкцию, тем более, что и строителей не видно, да и удобств для пассажиров не стало совсем!
0

Владимир, местный житель_гость 2013-08-11 10:30
а по моему реконструкцию надо было начинать с пешеходного моста.Уже задолбало лаззззить по этим высоченным лестницам каждый день. А уж скольким бабушкам сумок перетаскал то не счесть.Снег, дождь, ветер в лицо. А другого пути НЕТ!!! ЗАДОЛБАЛО!!! А ещё причисляем себя к туристическому городу!
+12

_Dkfl_гость 2013-08-12 01:22
Те кто принимал решения по реконструкции, пешим не ходют. Они все больше на дорогих иномарках к вокзалу подъезжают, там себе удобно и делают. А чернь перебьется.
Делать реконструкцию за два раза и не сделать тоннель сквозным на обе стороны, не говоря уже про выходы на привокзальные площади - позор этим горе- еконструкторам!
+4

_Dkfl_гость 2013-08-12 01:24
И не надо только про технические сложности ля-ля. Было бы желание, решение всегда найдется.
+1

Местный 2013-08-09 21:33
"в 1993-1994 годах. Тогда реставрацией занималась польская фирма." помню-помню. провожал моего дедулю на поезд на московской. вдоль стены стояло ограждение и жести гофры метра два в высоту. тут от ветра этот забор валиться начал на проходящих. еле удержал. и пшеки погань ошиваются в робах своих. вот такие вот работнички, что ограждение валится
+2

Местный 2013-08-09 21:18
"земляные насыпи, на которых уложены рельсы и шпалы и по которым ездят современные белорусские поезда, остались еще с тех времен" вот умели строить при государях-императорах! восхищён!
+4

Тигра_гость 2013-08-10 10:51
Сообщение от местный
"земляные насыпи, на которых уложены рельсы и шпалы и по которым ездят современные белорусские поезда, остались еще с тех времен" вот умели строить при государях-императорах! восхищён!

Да просто не воровали так. На телеге же гравий не увезешь себе на двор.
+3

Циник_гость 2013-08-09 16:52
Угу. И Сталин ехал в Берлин... Пипец. Девушка на кокаине? Гитлер на вокзале. Ой, мамочка... Историковеды, блин.
0

просто_гость 2013-08-09 15:57
начали строить в 1883 и построили в 1886; наши "доблестные" начали реконструкцию в XX веке - конца и края ей не видно! сделали московскую сторону такой, что на первом пути из вагона на перрон выходить страшно; теперь варшавскую делают абсолютно не похожей на московскую - это для того, чтобы вновь затем московскую делать? вокзал вечной реконструкции - иначе и не скажешь!
+18

Местный 2013-08-09 21:19
чё там страшного в выходе на перрон?
+1

Булыжник истории_гость 2013-08-10 09:01
Сообщение от местный
чё там страшного в выходе на перрон?

Да уж сколько раз газеты писАли "... пассажир,при выходе из поезда,провалился в промежуток между вагоном и пероном...".Даже рекомендации проводникам на Брестском вокзале с Московской стороны придерживать пассажиров при выходе.
+5

Булыжник истори_гость 2013-08-09 15:15
Фотография с подписью "Кайзеровский автомобиль на Брестском вокзале" сделана на вокзале г.Киев.
+3

Иоанн_гость 2013-08-09 15:56
Да, заметно! Здание вокзала гораздо хуже, чем в Бресте!
+3

ph_гость 2013-08-09 14:16
А чееееееем сталин лучше гитлера ? ? ?  :ups:
+1

Местный 2013-08-09 21:20
Сообщение от ph_гость
А чееееееем сталин лучше гитлера ? ? ?


страну спас от жыдомасонской нечисти
+4

47497_гость 2013-08-10 17:22
это страну от сталина спасать надо было...такого бандита ещё поискать надо было... что гитлер, что сталин...одно дерьмо...
+2

чилинтана_гость 2013-08-09 21:24
Так второй этим же занимался?
+1

Местный 2013-08-09 21:53
Сообщение от чилинтана_гость
Так второй этим же занимался?


не. в России была вероятность захвата власти всякими бронштэйнами. и на выхлопе пустыня, населённая белыми неграми. (с)Сталин предотвратил это. у Сталина была борьба не на жизнь, а на смерть. а Адик занимался превентивными мерами))
+1

чилинтана_гость 2013-08-09 22:08
Почему же была вероятность захвата? А сейчас в России власть у кого?
+2

Местный 2013-08-09 23:12
Сообщение от чилинтана_гость
Почему же была вероятность захвата? А сейчас в России власть у кого?

в России власть у русских
+1

чилинтана_гость 2013-08-09 23:35
Хоть право   !;) я не мощный эксперт в этом вопросе, но, по-моему, в России сейчас вся власть сейчас у гусских. И они, гусские, дгуг дгуга не обманывают.
+4

Местный 2013-08-09 23:10
Сообщение от чилинтана_гость
Почему же была вероятность захвата? А сейчас в России власть у кого?

либо мы говорим о прошлом, либо о нынешнем. вот тебе ссыла http://ru.wikipedia.org/wiki/Троцкий,_Лев_Давидович
0

Иоанн_гость 2013-08-09 15:57
Рабоче-крестьянским происхождением!
-1

Местный 2013-08-09 21:21
Сообщение от Иоанн_гость
Рабоче-крестьянским происхождением!


умный? происходил он из духовенства
0

олег_31_гость 2013-08-09 13:31
конференция вообще-то Потсдамская, а не Постдамская...
+7

уго_гость 2013-08-09 10:45
самый красивый - при Польше
+19

Иоанн_гость 2013-08-09 15:58
Самый красивый и величественный при СССР!
-6


Страницы: [1]