Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Реконструкция вокзала станции "Брест-Центральный" выходит на финишную прямую

25  Июля 2013 г.  в 11:20 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

После открытия в 1886 году вокзал Брест-Литовска занял почетное место среди самых роскошных и удобных вокзалов того времени. Говорят, что по комфорту и красоте он уступал лишь Петербургу и Жмеринке. 

Шло время, разрушенный вокзал отстроили за "польским часам", а затем — во времена СССР. Но каждая перестройка придавала ему лишь больше грандиозности и величия. С 2008 года на станции "Брест-Центральный" продолжаются работы по реконструкции одного из крупнейших вокзалов в Беларуси. О выполненных и предстоящих работах корреспонденту "Р" рассказал начальник отдела капитального строительства Брестского отделения Белорусской железной дороги Игорь Власюк.

Первая в очереди

Обновление вокзала станции "Брест-Центральный" началось с реконструкции Московской стороны пять лет назад. Каждый, кто хоть однажды прибывал в город над Бугом российскими, украинскими или некоторыми белорусскими рейсами, хорошо знает это место. И хорошо знает о проблеме, которая была актуальна тут на протяжении долгих лет. Дело в том, что не каждый пассажир, особенно нагруженный багажом, мог войти или выйти из поезда легко и непринужденно. Виной тому были низкие платформы, которые до 2010 года портили настроение приезжающим в Брест. Реконструкция помогла решить этот вопрос.

— Теперь первый путь Московской стороны имеет перронную платформу, которая находится на одном уровне с подходящими к станции составами. Такой подход давно применяется в европейских странах, и мы решили внедрить его в Беларуси. Такими же платформами будет оборудована и Варшавская сторона вокзала, — рассказывает Игорь Власюк.

Удобно? Конечно! Однако новая современная платформа стала не единственным изменением, которое пассажиры смогли оценить по окончании первой очереди реконструкции вокзала.

В 2010 году на Московской стороне появились электронные табло с часами и указанием ближайших поездов, временем и местом их отправления. Вместе с ними на втором и третьем путях открылась отремонтированная островная платформа. Ее украсили стилизованные под старину фонари и лавочки. Здесь также не обошлось без новых электронных экранов, позволяющих пассажирам быстро найти свой состав. Чтобы уберечь людей от непогоды, на островной платформе соорудили сплошной навес, протянувшийся по всей длине перрона.

С привокзальной площади на Московскую сторону ведет тоннель, который строители также обновили: он стал шире, светлее. Интересно, что были предприняты попытки продлить подземный переход до улицы Орджоникидзе. Таким образом, новый тоннель взял бы на себя функции пешеходного моста и связал бы отсеченный железнодорожными путями вокзал с центром города. Но реализации планов помешала природа: из-за скопления грунтовых вод прокладка тоннеля оказалась невозможной.

— Что касается самого пешеходного моста, то пока проект его реконструкции не вышел за рамки концепции. Поэтому говорить о нем, я считаю, преждевременно, — уточнил начальник отдела капитального строительства.

Путевое переустройство и инженерное обеспечение, которое коснулось самой стальной магистрали с Московской стороны, вряд ли остались замеченными простыми пассажирами. Но для работников узла оно стало, пожалуй, важнейшей частью реконструкции вокзала.

Сохранить, нельзя разрушить

Поскольку "Брест-Центральный" имеет статус историко-культурной ценности 2-го класса, к его реконструкции основательно подошли не только строители, но и реставраторы. В ходе комплексного ремонта специалисты пристально следили за сохранением каждого элемента фасадов и интерьеров. Убедиться в том внимании, которое реставраторы уделили работе с историко-культурным наследием, уже сегодня можно в нескольких помещениях. В их числе — зал международных касс, зал пограничного и таможенного контроля, сданные в эксплуатацию в 2011 году. Здесь интерьеры остались нетронутыми, а даже самые мелкие детали заиграли новыми красками. Наряду с этими помещениями были приведены в порядок служебные комнаты для пограничной и таможенной служб.

В недалеком будущем внутри главного здания "Бреста-Центрального" появятся аптечный киоск, обменный пункт, парикмахерская, комнаты матери и ребенка и киоск "Белсоюзпечать". Не покидая вокзала, путешественники смогут приобрести страховку, необходимую для заграничных поездок. Те же, кто привык к удобству, получат возможность провести время в ожидании рейса в зале повышенной комфортности на 50 мест.

— Камеры хранения в обновленном здании будут автоматическими, — рассказывает Игорь Владимирович. — Многие знают, что, к примеру, на станции "Минск-Пассажирский" багаж на хранение принимают исключительно вручную. Как результат — очереди и потеря времени. Мы приняли решение избежать неудобств за счет автоматизированных систем.

В зоне доступа

Как рассказал Игорь Владимирович, удобство — именно то, к чему стремится Брестское отделение железной дороги при реконструкции вокзала. Не забывают и о том, что станция должна быть удобной для всех, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

— К 2014 году, а именно тогда закончится ремонт, "Брест-Центральный" на сто процентов будет удобен маломобильным людям, — рассказывает он. — Реконструкция предполагает выделение отдельного помещения для таких граждан, где расположится зал ожидания на 12 мест. Для них же обустроят и особые кабины в санузлах, лифты, а также специальные комнаты отдыха. Чтобы людям с ограниченными возможностями было просто попасть на станцию, мы оборудовали специальными устройствами, которые позволяют беспрепятственно перемещаться с улицы в тоннель, спуски и подъемы по обеим сторонам вокзала.

Говоря об удобстве, нельзя не отметить и те изменения, которые коснулись внешнего вида "Бреста-Центрального". На всех платформах появились таблички с надписями на английском языке. А с мая нынешнего года аудио-сообщения о международных рейсах также дублируются на "инглише".

По словам Игоря Власюка, во внедрении этого новшества помогли коллеги из Польши, Финляндии и других стран, у которых накоплен большой опыт организации и проведения крупных спортивных мероприятий.

Речь, конечно, о предстоящем чемпионате мира по хоккею, который пройдет в мае 2014-го в Минске. Именно для его гостей, да и для других иностранных туристов, которых в Бресте достаточно, вокзал заговорил по-английски.

Здесь встречаются Запад и Восток

К слову, иностранные туристы традиционно прибывают на Варшавскую сторону брестского вокзала. Но пока прием международных рейсов организован на Московской стороне, ведь на "западной" реконструкция в самом разгаре.

Новые ажурные навесы над платформами Варшавской стороны отличаются от аналогичных конструкций грандиозностью и масштабом. И действительно, обновление этой части "Бреста-Центрального" одной лишь заменой коммуникаций и инженерных сетей не закончилось. Старый павильон из стекла и металла, в котором начинался подземный переход на Варшавскую сторону, был попросту снесен. На его месте появится новый вход в продленный тоннель, призванный соединить основное здание станции с пригородным вокзалом и платформами Варшавской стороны. И здесь также будут установлены подъемники для маломобильных людей. Как и на Московской стороне, железнодорожные пути переустроят, а привокзальные площади будут благоустроены.

Сегодня степень готовности главного здания брестского вокзала достигает примерно 90 %. Как говорит Игорь Власюк, осталось лишь дооборудовать помещения, и "Брест-Центральный" будет готов ко встрече пассажиров.

— Глубоко убежден, — говорит он, — что открытие основного корпуса с главным залом ожидания состоится уже в нынешнем году. Что же касается Варшавской стороны, то окончание работ здесь намечено на апрель 2014-го. Надеюсь, что в мае следующего года иностранцы, приехавшие на чемпионат мира по хоккею, смогут в полной мере оценить наш труд, который занял более шести лет.

Ну а белорусские пассажиры смогут сделать это еще раньше. И, без сомнения, останутся довольны проделанной работой. 

Источник информации: Артем Кирьянов, Рэспубліка