Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Как справиться с дефицитом мест в детских садах?

14  Июня 2013 г.  в 09:30 : Медицина, здоровье

Как справиться с дефицитом мест в детских садах?С каждым годом рождаемость в Московском районе г.Бреста увеличивается, а значит, становится все больше дошколят. Это, конечно, радует, но вместе с тем все острее встает проблема нехватки дошкольных учреждений. Количество родителей, желающих определить туда своих детей, значительно превышает проектные мощности функционирующих детских садов. По этой причине еще в прошлом году в администрации района обсуждался вопрос частной инициативы в системе дошкольного образования. Новые формы в ее развитии, пути решения назревших проблем оказались в центре внимания очередного заседания.

Дошкольным образованием в Московском районе Бреста охвачено 9355 ребят в возрасте от 2 до 6 лет. Оно представлено 36 детскими садами (429 групп) и дошкольным звеном 6 учебно-педагогических комплексов детских садов-начальных школ (30 групп). Действует здесь и одно специальное дошкольное учреждение на 11 групп, имеются 5 групп с круглосуточным пребыванием детей, еще 54 группы с 12-часовым режимом работы. И этого, как показывает жизнь, мало.

Чтобы рационально использовать площади действующих дошкольных учреждений с целью увеличения количества мест для новых воспитанников, 38 первых классов с 2009 по 2013 годы были выведены в средние школы. В итоге стало возможным дополнительно охватить дошкольным образованием 800 детей. В прошлом году в районе стали работать новые ясли-сад №73, рассчитанный на 260 ребят. Хорошая новость также для жителей микрорайонов "Вулька", "ЮЗМР" и "Ковалево": в 2014 - 2015 годах здесь планируется построить по одному дошкольному учреждению на 260 мест. На 2015 - 2016 годы намечено строительство яслей-сада-начальной школы в Южном микрорайоне. Его смогут посещать и 150 дошколят.

И все же, прогнозируя рост населения Московского района, следует отметить, что вопрос с дефицитом мест останется. Вот почему выход видится в создании и открытии новых форм дошкольного образования с помощью представителей малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и других заинтересованных структур. Кстати, именно так решают данную проблему во многих странах Европы и СНГ.

Как справиться с дефицитом мест в детских садах?

Как обстоит дело в Чехии и Германии?

Директор торговой кампании «КАЛИПСА» Дмитрий Кнуренко, используя привезенный оттуда фотоматериал, рассказал, что здания их детских садов представляют собой модульные блоки, пристроенные к школе. Это позволяет сэкономить на строительстве, и также ускорить его сроки. Как сообщил начальник отдела образования администрации Московского района г.Бреста Юрий Просмыцкий, школы №№ 25, 30 и 35 в брестском микрорайоне "Ковалево" имеют большие территории, необходимые коммуникации, пищеблоки... Что мешает соорудить к ним такие модули? К тому же это внутриквартальная застройка, а значит архитектура города не пострадает. И до эстетства ли, когда некому смотреть за детьми!? Пристройки возможны также к действующим детским садам, к жилым домам либо к другим имеющим коммуникации зданиям. При желании любое успешное частное предприятие может соорудить на своей территории модуль, организовав детсад для детей своих работников.

- Мы сегодня рассматриваем любые варианты, которые позволили бы решать эту крайне сложную проблему, - отметил Юрий Николаевич. - Строительство нового объекта требует благоустройства территории, электро- и водоснабжения и прочих вещей. Поэтому наиболее оптимальным является пристройка к уже существующему. Даже один модуль на 20 - 25 новых мест - выход из положения. Сегодня нормативно-правовая база позволяет функционировать в режиме УПК «Школа-сад». Пристройка - это тоже единое управленческое ядро, персонал, договора обслуживания и так далее. 

Модульные пристройки, как замечает Юрий Просмыцкий, можно использовать, исходя из ситуации сегодняшнего дня. Например, завтра дошкольный сегмент может стать группой продленного дня, после - помещением для дополнительного образования. С учетом демографической ситуации путем легкой трансформации он может превратиться в тот или иной необходимый объект. 

А еще можно обратиться к итальянскому опыту решения проблемы, тем более что его недавно изучали на Аппенинах специалисты, курирующие вопросы дошкольного образования в различных регионах Брестчины, а также заведующие дошкольных учреждений городской и сельской местности. Они отмечают, что действительно кое-что из итальянской системы дошкольного образования можно было бы использовать и у нас. Правда, в таком случае необходимо послабление действующих в Беларуси санитарных правил и норм.

Например, итальянские малыши в детских садах не спят. Если отменить дневной сон у нас, то в бывших спальнях можно разместить дополнительную группу. С другой стороны, комната для уединения ребенка должна быть - на случай, если тот все же захочет прилечь. 

Наши детские сады традиционно имеют большую прилегающую территорию, поиск которой затрудняет строительство новых дошкольных учреждений образования. А если ограничиться внутренним двориком? Частные детсады, как отмечалось ранее, вообще могут размещаться в жилых домах.

Также можно пересмотреть время пребывания детей под присмотром воспитателя. В Италии родители не оставляют свое чадо более чем на 5 часов. Конечно, такой подход доставит родителям немало хлопот, но ведь стоит учитывать и то, что зачастую мамы, находясь в декретном отпуске, отправляют сына или дочь в сад, а сами просто занимаются домашними делами.

Как справиться с дефицитом мест в детских садах?В итоге возникают несколько проблем

Во-первых, родители как бы отстраняются от личного воспитания детей, возлагая эту задачу на других. Во-вторых, их ребенок занимает место того, чья мама после окончания декретного отпуска обязана выйти на работу. А если чей-то малыш посещает ясли всего пару раз в неделю, когда находящаяся в декрете женщина решает устроить себе «дни отдыха» от него, то работающей маме, которой действительно не с кем оставить ребенка, особенно обидно. А ведь отсюда и нехватка детсадовских мест, возникает проблема шаговой доступности дошкольных учреждений...  

- Мы наблюдаем социальное иждивенчество, - замечает Юрий Просмыцкий. - Оно выражается в том, что некоторые родители имеют желание и, к сожалению, возможность устраниться от воспитания собственного ребенка. Они не работают, получают пособие, от случая к случаю водят ребенка в детский сад... Таким образом устраивают себе за государственный счет «курорт». И они не дают возможности реализовать свои права тем людям, которые «по очереди не подошли».

Какие еще идеи для решения проблем, связанных с детскими садами Московского района Бреста, можно почерпнуть у итальянцев? Там, например, почти все дошкольные учреждения находятся под патронатом церкви. Сегодня церковь в Беларуси активно вовлечена в дополнительное образование и в социальные проекты. Почему бы не организовать дошкольные группы при приходах? 

Словом, идеи есть, но осуществить их не так уж просто, так как подключению частника к решению данных проблем мешает излишнее нормативное регулирование многих вопросов. Без изменения законодательства все эти решения могут остаться лишь виртуальными.

Автор Елена ГАРМЕЛЬ, газета Заря