Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Секреты спецслужбы Брестских железнодорожников

5  Марта 2013 г.  в 12:42 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Секреты спецслужбы Брестских железнодорожников На вокзале «Брест-Центральный» базируется комендатура брестского участка управления военных сообщений. Служит там всего несколько офицеров, а о самом подразделении из гражданских вообще мало кто знает. Хотя без них не проходит ни одно серьезное общевойсковое учение, а части гарнизона, не будь этой комендатуры, остались бы без техники, продовольствия и солдат. Именно поэтому военнослужащие военных сообщений (ВОСО) по праву зовутся элитой Вооруженных Сил. Сегодня они отмечают 95-летие, однако корнями служба уходит намного глубже, еще в Петровские времена. Но обо всем по порядку.

Рельсовый «спрут»

В компетенции ВОСО - погрузка и сопровождение особых составов, ведь военных эшелонов в обычном расписании нет, и билет на них не купишь. Тем не менее, практически на каждой крупной станции есть элементы, предназначенные для нужд армии, поскольку воинские части расположены по всей республике, а, значит, нуждаются в транспортном сообщении, и одними грузовиками эту проблему не решить.

Таким образом, управление военных сообщений можно сравнить со спрутом. Центр находится в столице, а в каждой области - филиалы. Должность их руководителя именуется солидно, согласно важности статуса. В городе над Бугом - военный комендант железнодорожного участка и станции Брест управления военных сообщений - Александр Тимченко.

- Мы - связующее звено между Белорусской железной дорогой и Вооруженными Силами, - рассказывает он. - Зона нашей ответственности: Брест - станция «Лесная», Лунинец и территория на юг до Украины. Кроме того, в области есть такая же комендатура в Барановичах. 

Специалисты ВОСО отвечают за каждый воинский эшелон в пути следования. В столице за составами наблюдают в режиме онлайн. Впрочем, плотно взаимодействуют друг с другом и сами комендатуры.

- Мы постоянно информируем соседей обо всех передвижениях, - продолжает Александр Тимченко. - Например, отправили эшелон и тут же передаем в Барановичи всю информацию о личном составе, его начальнике и так далее. И так его сопровождают до конечной точки.

Задачи восовцев те же, что и у обычных железнодорожников: организация движения пассажирских и грузовых составов. А вот специфика своя, ведь по «железке» идут не стандартные контейнеры с бытовой техникой или вагоны с углем, а платформы с танками или пушками. В пассажирских вагонах - военнослужащие, причем караульные вооружены автоматами с боевыми патронами.

- Любое перемещение техники или военнослужащих не обходится без нашего контроля и содействия, - продолжает Александр Тимченко. - Схема проста: воинская часть подает заявку на транспортировку, составляется план и соответствующая схема погрузки и движения, затем готовятся подвижной состав и вагоны. Все это - на плечах наших офицеров, включая безопасность движения. И это уже целая наука.

Секреты спецслужбы Брестских железнодорожниковГрузите... танки!

В том, что погрузкой армейской техники занимаются высококлассные профессионалы, можно убедиться, если хотя бы один раз взглянуть на сам процесс. К слову, военная техника грузится не на центральном вокзале, а в специально отведенных местах на железной дороге. Раскроем маленькую тайну, в Бресте две такие точки: в Южном городке и в районе улицы Машенского на Брест-Восточном. Есть еще несколько в области: в Оранчицах, Доманово и на станции Лесная.

Все они оборудованы специально для военных. Техника проходит через рампу - это своего рода трап на поезд. Его конструкция выполнена по специальной технологии, которая позволяет выдерживать многотонные нагрузки и железную хватку боевых машин. Высота рампы точно соответствует уровню платформы, на которую загружается техника. На погрузку танка по нормативам отводится не более 20 минут. При этом ширина боевой машины почти 3,5 метра, а платформы - 2,77. Чтобы, как говорится, совместить несовместимое, требуется ювелирная точность и безупречное соблюдение технологии. Именно поэтому накануне проводится учебная погрузка. Вся «операция» отрабатывается до мелочей в деталях.

- Тут большая ответственность лежит на руководителе погрузки, - комментирует наш собеседник. - Мы показываем, подсказываем, а он в свою очередь доводит до личного состава, как это правильно сделать. Именно поэтому все наши офицеры имеют железнодорожное образование. В советское время офицеры оканчивали Ленинградское высшее военное училище ж/д войск и военных сообщений, сейчас специалистов для нашей службы готовит БелГУТ. При этом никто не отменял знание уставов и боевую подготовку.

Меж тем у каждой техники свои правила крепления на платформу. Для гусеничной техники - шесть способов, для колесной - три. А для таких сложных машин, как С-300, завод-изготовитель вообще разрабатывает свои крепления...

Снаряды, мины и... «Совершенно секретно»

В кинофильме «На войне как на войне» был такой эпизод: в самоходке растрясло ящик с гранатами так, что у одной разогнулись «усики» и чека выпала. Если бы она не была плотно зажата в закрытом ящике - взрыв был бы неизбежен, и половину лагеря, где стояла самоходка, смело бы в одну секунду. Теперь представьте, не дай Бог, подобное на железной дороге, где перевозятся боеприпасы различной мощности. Стоит ли говорить, что их транспортировка - наиболее ответственная задача.

- Здесь тоже существует своя схема, - рассказывает Александр Тимченко. - Каждый вагон должен быть отделен от людей. За всем строгий контроль. Кроме того, погрузка происходит на точках, удаленных от главных путей и жилых построек. В Бресте тоже есть такой путь. 

А еще «восовцы» отвечают за перевозку секретных документов и аппаратуры. И тут тоже специфика: отдельное купе, охранение. А вот новую технику в условиях повышенной секретности уже не перевозят. Она укрывается тентами, а стекла машин еще и фанерными щитами. Так что издали не увидишь, а вблизи не позволит бдительный часовой. Кстати, проверка караулов на железной дороге тоже входит в обязанности комендатуры ВОСО.

Плюс - контроль за подъездными путями к объектам Министерства обороны, куда не пустят обычного железнодорожника, а также сопровождение и контроль самых обычных эшелонов со снабжением частей: продовольствие, топливо, ремонтируемая техника.

На крайнем «Западе»

Самая большая нагрузка приходится на время, когда в войсках начинается учебный год и, как следствие, части выбираются на полевые выходы. В год наш участок формирует в среднем 30 эшелонов. В Бресте через полигон проходят все. Основной «заказчик», разумеется, десантники - 38-я гвардейская мобильная бригада. Но активны и другие части: 111-я артбригада, 115-й зенитный ракетный полк, реактивная артиллерия, что стоит в Красном Дворе.

- Вот только на днях сформировали два эшелона, - говорит Александр Тимченко. - Пятого у нас праздник, а шестого грузим технику из Красного Двора. 

Позже - отправка призывников в воинские части. А в сентябре брестским восовцам предстоит ударно потрудиться во время совместных белорусско-российских учений «Запад»-2013. Впервые россияне приедут не на белорусский общевойсковой Обуз-Лесновский полигон, а к нам на «Шалфей», где будут «воевать» совместно с 38-й бригадой и 11-й из Слонима.

Немного истории

Есть в летописи брестских восовцев и героические страницы. Так в стойкой обороне вокзала участвовал помощник военного коменданта. По нему офицеры комендатуры посылали запрос в архивы Подольска, дабы узнать больше о герое. В целом же Великая Отечественная для военных сообщений стала серьезной школой, ведь путейцы доставляли на фронт подкрепление, оружие, боеприпасы, продовольствие. Это миллионы тонн грузов. Даже перекуры на передовой зависели от транспортного потока. 

После войны Брестская комендатура ВОСО была одной из самых сильных в Союзе, ведь дальше - Восточная Европа, где дислоцировалась огромная западная группировка войск. В штате тогда было 29 офицеров. Сегодня штат почти в пять раз меньше, но задачи, стоящие перед комендатурой, никто не отменял, так что нагрузка остается прежней. Кстати, в Бресте живет 51 ветеран военных путей сообщения и семь ныне здравствующих бывших комендантов.

Восовец восовцу брат

Россия, Украина, Казахстан. В поле зрения ВОСО обширная сеть стальных магистралей всего бывшего Союза. Ежегодно белорусские части отправляются в Россию на учения. И где бы восовец ни встретил товарища, он всегда ему поможет в трудную минуту.

- Про нас говорят, что мы - голубая кровь армии, - смеется Александр Тимченко. - Наверное, потому что мы все - одна команда. И если у восовца будет выбор: кому помочь в первую очередь - генералу или своему коллеге - не в обиду генералу, выбор будет очевиден. Это традиция, заведенная испокон веков. 

И действительно, упрямая армейская статистика говорит о том, что случаи перехода офицера из ВОСО в другие подразделения крайне редки. Разве что на очень хорошее повышение или за год перед пенсией для выслуги лет. Несмотря на всю сложность работы, служба в элите по-прежнему престижна. 

Справка «Зари»

За точку отсчета истории существования службы ВОСО принято считать 5 марта 1918 года, когда был образован Революционный военный совет Советской республики, в ведении которого и было управление военных сообщений. Этот день в соответствии с приказом министра обороны Республики Беларусь № 131 от 23 февраля 2003 года стал праздничным для органов военных сообщений Вооруженных Сил.

А истоки создания службы военных сообщений уходят своими корнями еще в военные реформы, проводимые Петром I в русской армии. Именно с тех пор официально существует название службы.  

Первая перевозка войск железнодорожным транспортом состоялась 4 июня 1848 года на опытном участке Петербург - Колпино Петербургско-Московской железной дороги. Это была команда рекрутов численностью 250 человек.

Практический и систематизированный боевой опыт, который лег в основу функционирования современной службы военных сообщений, был приобретен в годы гражданской войны и в период становления Красной Армии. Он пригодился при организации перевозок войск и транспортных средств во время оказания интернациональной помощи испанскому народу в борьбе против фашизма, в ходе операций против японских милитаристов у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, советско-финляндской войны.

 Автор Александр МИТЮКОВ, газета Заря