Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Болеслав Статковский из Пинска проектировал и строил дороги на Кавказе

15  Января 2013 г.  в 23:48

Болеслав Статковский из Пинска проектировал и строил дороги на КавказеУроженец Полесья, окончил гимназию в родном городе, учился в Петербурге и Европе и пятьдесят лет своей сознательной жизни посвятил Кавказу и строительству Военно-грузинской и Закавказской железной дорог.

«Шампанское» выпито. Отгремели петарды и отсверкали фейерверки. Подарки вручены и получены. Итоги минувшего года подведены и сложены в отдельную папку. Жизнь с ее радостями и печалями, взлетами и падениями продолжается. День сменяет ночь. Следующий номер газеты сменяет предыдущий. И в новом году нас будут волновать те же вопросы и проблемы, что и в прошлом. И, думается, надежды у нас будут все те же, и разочарования не обойдут нас стороной. Как мне кажется, если история чему-то и учит, так это тому, что в каком-то глубинном смысле ничего не меняется. Человек остается человеком вне зависимости от смены чисел в календаре. Недаром Борис Пастернак, выглядывая из окна своей переделкинской дачи в конце тридцатых XX века, недоуменно спрашивал: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» И мне, как автору «Фамильного древа», близок ответ его великого современника Осипа Мандельштама: «Все было встарь, все повторится снова. И сладок нам лишь узнаванья миг».

В «Фамильном древе Брестчины» мы не раз уже рассказывали о жизнях и судьбах уроженцев Пинска. Среди наших «номинантов» были и знаменитый польский журналист, «Геродот нашей эпохи», как его называли, Рышард Капущинский, и нобелевский лауреат по экономике 1971 года Саймон Кузнец. Есть в наших тайных свитках и другие славные и значимые имена. Жили они и работали в близкую нам историческую эпоху. Сегодня с головой окунемся в девятнадцатый век и проследим жизненный путь Болеслава Игнатьевича Статковского – инженера, ученого, писателя, принимавшего активное участие в строительстве дорог на Кавказе.

На берегах Пины и Невы

В 1793 году, после третьего раздела Речи Посполитой, Пинск вошел в состав Российской империи. Постепенно город становился крупным торгово-ремесленным центром Полесья. К 1825 году в Пинске проживало свыше четырех тысяч человек. Здесь и родился в том же 1825-м в семье польских шляхтичей Болеслав Игнатьевич Косцеша-Статковский. Вообще, род Косцеша-Статковских был весьма разветвленный. Представители сего знатного семейства значились в родословных книгах и Минской и Бессарабской губерний. Но, то ли по причине природной скромности, то ли по какой другой, Болеслав Игнатьевич впоследствии предпочитал употреблять только вторую часть благородной фамилии. Начальное образование будущий инженер получил в гимназии родного города. Видимо, с раннего детства рос он мальчиком умным, пытливым, рано почувствовал в себе тягу к точным наукам. После окончания гимназии юноша из полесской глубинки едет в Санкт-Петербург и поступает в 1844 году в Институт корпуса инженеров путей сообщения.

Конечно, был он не из самой богатой семьи, но ведь и не разночинец, типа Раскольникова, чтоб с топором по старушкам бегать. Таланты от природы есть. Воля и целеустремленность еще с гимназической скамьи воспитаны. Так что к столичной светской жизни он остался равнодушен. Учеба, учеба и еще раз учеба. Учебники, математические формулы и чертежи. Через три года Болеслав Статковский получает диплом инженера и назначение на службу на Кавказ. На дворе 1847 год, молодому инженеру двадцать два.

«Шумит Арагва подо мною»

Что ж, для юноши романтического склада места для службы лучше не придумаешь. Горы, Пушкин, Лермонтов, «Шумит Арагва подо мною» и т. д. Но инженеру Статковскому если и было дело до всех этих поэтических красот, то весьма отдаленно. Его приезд в Тифлис совпал с началом кипучей деятельности графа М. С. Воронцова. Того самого, который третировал Пушкина в Кишиневе. За короткое время, благодаря своим профессиональным и организаторским способностям, Болеслав Статковский приобрел высокий авторитет. В конце концов, именно ему было поручено проектирование Военно-грузинской дороги – «дорога Небесного ущелья» в дословном переводе с грузинского языка. Построенная в самом конце XVIII века, она к середине следующего, как мы бы сейчас сказали, морально устарела. Одна из главных причин, по которой Россия не смогла добиться приемлемых для себя результатов в ходе Крымской войны, была именно слабо развитая транспортная инфраструктура. А. И. Барятинский, кавказский генерал-губернатор писал Николаю I: «В настоящее время закавказские области связаны с Империей только на географической карте, в сущности они составляют край во всех отношениях отдельный от прочей России. Чрезвычайное затруднение в сообщениях и огромные расстояния от пунктов, в которых сосредоточены главные силы государства, вполне разъединяют Закавказье с Империей и в военном, и в экономическом отношении». Поэтому сразу после окончания Крымской войны и подписания Парижского мира при кавказском генерал-губернаторе была создана комиссия по проектированию новой дороги. Одним из первых подал свой проект Статковский. Его проект получил одобрение комиссии. Но в условиях высокогорья в России новый тип дорог тогда не строили. О трудностях такого рода строительства не раз и не два выступал Статковский и в центральной периодической печати. Поэтому давай-ка, брат, сам собирайся в дороженьку – опять на учебу.

На берегах Сены

И в 1857 году Болеслав Статковский едет в Европу – Швейцария, Бельгия, Франция. В ходе этой командировки российский инженер изучает передовой опыт европейцев в строительстве горных дорог и тоннелей. В частности, провел долгое время на строительстве тоннелей Мон-Сени и Бреннер в Альпийских горах. Чужой опыт перенимать, оно, конечно, дело святое. Но мы и сами, как говорится, с усами. Там-сям поездив, посмотрев и поучившись, Болеслав Игнатьевич в 1958 году, в Париже, взял да и написал брошюру на французском языке «О наводнениях», в которой раскритиковал существовавшие на тот момент меры защиты от наводнений и предлагал свои, которые, по его мнению, могли бы способствовать скорейшей убыли воды при разливе рек.

Инженер-подполковник

Три года Статковский в институте учился. Три года проучился и по заграницам. Инженер учится, служба идет. Вернулся на Кавказ Болеслав Игнатьевич в чине инженер-подполковника. Отредактировал свой же проект по усовершенствованию Военно-грузинской дороги, который и был одобрен комиссией при генерал-губернаторе. Общим ходом строительства дороги руководил Григол Орбелиани, один из выдающихся деятелей Кавказкой войны и, между прочим, не менее выдающийся грузинский поэт XIX века. 30 августа 1861 года новая, шоссированная, Военно-грузинская дорога была в торжественной обстановке открыта. Как полагается – с разрезанием ленточек и духовым оркестром. А на Земомлетском подъеме была установлена плита, которая гласила, что шоссе строилось по проекту подполковника Б. Статковского.

«Здесь вам не равнина, здесь климат иной»

Да, «в горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала». Обвалы, лавины, камнепады. Все это вместе, мягко говоря, затрудняет эксплуатацию горных дорог. Требует научного исследования. В одной из своих работ Болеслав Статковский пишет: «...Обращусь к описанию одного поразительного, нередко случающегося в горах явления, которому никакие сооружения противостоять не могут и которое на Кавказе принято называть выносом или селью. Обыкновенно после грозы, разразившейся над горами, из некоторых оврагов, кои по местному своему расположению способны образовать подобные явления, выходят громадные массы целых скал, камней и грязи, которые, увлекая на своем пути все встречаемое, прекращают иногда путь на долгое время». То есть, для инженера Статковского ближайшие цели и задачи ясны и определены. Нужно заниматься изучением климата, чтобы научиться предугадывать схождение лавин и потоков. Результатом этих исследований стала большая книга Статковского «Задачи климатологии Кавказа», опубликованная в 1878 году. Ко всему прочему в ней он предложил создать Кавказское Альпийское общество, которое бы занималось просветительской работой, работало над созданием метеостанций для прогнозирования и предупреждения различных природных аномалий. Опять же книга эта вышла на двух языках – русском и французском.

Болеслав Игнатьевич принял активное участие и в строительстве первой очереди Закавказской железной дороги. У него были свои оригинальные идеи насчет пересечения железной дорогой Главного Кавказского хребта. Интересно, что эта проблема интересовала многих, в том числе Гюстава Эйфеля. Многие предлагали пути решения этой проблемы. Была создана комиссия, которая надолго оттянула решение по этому вопросу. В конце концов, оказалось, что в своих вычислениях и построениях Статковский в основном был прав.

До последних дней Болеслав Статковский работал, писал научные статьи, публиковал свои исследования. Ушел из жизни этот деятельный человек в 1898 году. Вот так уроженец Полесья более пятидесяти лет своей жизни провел в горах, на Кавказе, и строил там дороги.

"Брестский курьер"