4 тысячи за маршрутку Проблемы общественного транспорта аукаются повышением тарифов
После сезона отпусков осень снова окунула горожан в столь опостылевшую транспортную проблему. Опять брестчане опаздывают, опять городской общественный транспорт не приходит по расписанию. Когда верстался номер, стало известно, что принято решение с 8 сентября повысить тариф на проезд в городских экспресс-маршрутах до 4 тысяч рублей.
Набирая телефоны брестских транспортников, уже ничего нового и оптимистического услышать не надеешься. В ответах сквозит безнадега сплошная.
Начнем с маршруток. Их владельцам рассчитывать на финансовую помощь со стороны не приходится. Вот и получается суровая жизнь по закону рынка: что не выгодно, то не делаю. Как следствие – маршрутки на некоторых линиях уже редкость. И полный беспросвет в перспективе. К примеру, по информации отдела транспорта, связи и бытового обслуживания горисполкома, на тот же 17-й маршрут уже попросту некого ставить. Линия давно требует «заполнить вакансию на конкурсной основе», но ни одной заявки в горисполком пока не поступило.
Одно из решений проблемы – повышение тарифов на проезд. На этажах власти говорят, что на днях планируют собраться старшие по маршрутам и обсудить этот вопрос. «У самих перевозчиков разные мнения на этот счет, – комментирует начальник отдела транспорта, связи и бытового обслуживания горисполкома Виктор Ледак. – Кто-то просит оставить тарифы на прежнем уровне, кто-то требует поднять их до 5000. Как большинство проголосует – так и будет. К примеру, в Гродно маршрутка уже давно 4000 стоит». (Когда верстался номер, стало известно, что собрание состоялось во вторник. На нем было принято решение с 8 сентября повысить тариф на проезд в городских экспресс-маршрутах до 4 тысяч рублей.)
По словам Виктора Александровича, сегодня в городе зарегистрировано более 400 маршрутных такси. Однако ежедневно на линии выходят порядка 270 машин. Официальные причины невыхода у большинства – ремонт техники и отпуска водителей. Хотя «неофициально» все гораздо прозаичнее: многим работать в нынешних условиях просто невыгодно. Отсюда и привычные с начала года «экспрессные» объявления «Продам маршрут вместе с бусом».
Ситуация далека от радужной и в «социально значимом» секторе. Автобусный парк уже и не скрывает, что обеспечить движение транспорта по расписанию при сегодняшнем положении вещей чрезвычайно сложно. Проблемы «автобусников» уже давно на слуху – нехватка кадров. Да и средств на ремонт подвижного состава катастрофически не хватает.
И здесь, по мнению Виктора Ледака, ситуацию исправит поднятие тарифов на проезд: «Цену талона нужно увеличивать. Ни в одной постсоветской стране за такие деньги в общественном транспорте уже не проедешь. Но сами сделать этого мы не можем. Даст Совмин команду на повышение тарифов – повысим. Нет – придется и дальше увеличивать расходы на общественный транспорт из бюджета. Иначе скоро попросту некого будет за руль посадить. Кстати, если раньше транспорт дотировали из бюджета на 15 %, то ныне – уже почти на 40. И этого все равно мало».
В самом автобусном парке пока сражаются изо всех сил. Но, судя по тону высказываний, эти самые силы уже на исходе. «Количество водителей у нас, в принципе, держится постоянное, – говорит заместитель директора РУДТП «Автобусный парк № 1 г. Бреста» Валерий Навцевич. – Но тут нам добавили два маршрута. А на них нужно набрать 20-26 человек. Где и откуда? На такие зарплаты к нам идти не хотят. Вот и приходится у своих людей забирать выходные. Хоть и возмущаются, но пока терпят. Шесть дней работают – один выходной. Сегодня, наверное, пассажирам можем обещать только одно: в рабочие дни постараемся закрыть все городские маршруты. А вот в выходные будут сбои. Да и технику отремонтировать проблема. Вон стоят три новых МАЗа. Сломались. А ремонтировать не на что. У одного карданный вал полетел. И это год машине! Качество техники отвратительное. Зачем тогда подвижной состав обновлять? Сейчас на подмене на 16-м маршруте старый «Икарус» используем. В нормальном состоянии. Он у нас только один с тех времен и остался».
Так сколько же должен стоить проезд, чтобы и пассажирам, и перевозчикам жилось относительно комфортно? В случае с маршрутными такси – ситуация, как было уже сказано, зависит от маршрута. Кто-то с поднятием тарифа потеряет в выручке, а кто-то, наоборот, начнет в прибыль работать. По мнению директора КТУП «Брестгортранс» Павла Луговкина, повышение должно происходить на всех экспрессных маршрутах одновременно – разных цен на разные маршруты в Бресте не будет. Правда, граница повышения тоже оговорена: чтобы рентабельность маршрута держалась «в пределах 15 %». Так что, скорее всего, совсем скоро поедем в маршрутке, как в Гродно, за 4000 рублей.
Что касается комфортного для всех тарифа в городских автобусах, то здесь, по мнению Валерия Навцевича, при существующем пассажиропотоке «работа без великой рентабельности начнется при стоимости билета 2000 рублей». Но здесь еще нужно дождаться сигнала Совмина.