Автор: Юрий ШАПРАН (фото автора), Брестский Курьер
Так выглядит мост через р.Мухавец Западного обхода г.Бреста на архитектурном проекте
По ту сторону реки Мухавец, слева от подвесного моста, что рядом с центральным входом в мемориал «Брестская крепость-герой», взору открывается строительная площадка на намывном грунте. Это полным ходом идёт строительство грандиозного по масштабам и средствам объекта – Западного обхода г. Бреста.
… По узкой тропинке, что сразу слева за подвесным мостом, спускаюсь вниз, в камыши, где можно идти, не боясь ступить в грязь: болото высохло. Через какую-то сотню метров – наверх, где на намытом песке – механизмы, машины, люди. Это эпицентр крупной стройки, которую ведут строители генподрядного стройтреста №8 г.Бреста в лице СУ-158 и его субподрядные организации: УМ-127, ДСПМК-127.
(вид со стороны города)
Удивительное рядом
На том берегу сваезабивные установки мостоотряда-58 гулко бухали молотом, вбивая сваи в грунт для устройства четвёртой опоры. В котловане рядом строители из комплексной бригады Василия Войтовича (СУ-158) вели непрерывное бетонирование основания третьей опоры эстакады будущего моста. Уже готовы стойки под ригели первого и второго пролётов эстакады.
Хватает забот у начальника стройки Николая Оськина (слева) и звеньевого комплексной бригады Василия Савчука
С Варшавского шоссе – в полукилометре от поворота на Ковельское шоссе – самосвалы завозили песок на отсыпку дорожного полотна, тянущегося к реке. Дорожное полотно, кстати, по три полосы в обе стороны – шириной в15 метров. Одновременно строители перекладывали у Варшавского шоссе под новой дорогой 4 нитки трубопроводов напорной канализации, идущей на городские очистные сооружения. Строители СУ-158, работая в две смены, а при непрерывном бетонировании – в три, укладываются в график.
Кстати, заказчиком строительства Западного обхода г.Бреста выступает УКС городского ЖКХ, а генеральным проектантом – ОАО «Брестпроект». Плюс субподрядный минский «Промтранспроект» с участием белорусского филиала омского «Мостовика».
Объект государственной важности финансируется из республиканского и областного бюджетов – соответственно 75% и 25%. Всем бы строителям такие темпы! Напомним: 5 января этого года президент Беларуси подписал Указ № 11 по поводу «оптимизации транспортных потоков между левым и правым берегом р.Мухавец, погранпереходов «Варшавский мост» и «Козловичи», а уже в феврале тут развернулся фронт работ. Каждый четверг для «разбора полётов» собирается штаб стройки, который проводит начальник штаба – мэр Бреста.
Думается, потому, что стройка не на голодном пайке, как многие сегодня, а «под колпаком» у самого главы государства. Так, по указу в 2012 году сюда должны были направить всего 25,4 млрд. рублей, а выделили 87 млрд., или в 3,5 раза больше! Кстати, эта проплата перекрывает двухлетнее задание президента. По словам начальника УКС городского ЖКХ Михаила Божко, за первое полугодие строители сумели освоить более половины этой суммы – свыше 49 млрд. рублей.
С неоконченным проектом
Начальник стройки Николай Оськин, бывший главный инженер СУ-158, наверное, самый молодой пенсионер треста, но его опыт и знания оказались востребованы. Он пришёл в стройтрест после окончания БИСИ 33 года назад, в 1979 году. Прошёл путь от мастера до главного инженера.
- Что предстоит сделать в этом году?
- Возвести все 6 опор моста. Уже забетонированы основания опор №1 и №2, а сверху на них кладутся железобетонные плиты, куда заливается по 170-290 кубов бетона. 30 свай одной опоры по проекту забиваются на глубину 14 метров. Сверху выполняется мощное армирование, и потом идёт непрерывное бетонирование. Котлован с третьей опорой по периметру окутан трубами круглосуточного водопонижения, то есть откачки грунтовой воды, которая наполняет котлован со сваями. В четвёртой потребуется забить по периметру металлические шпунты, ограждающие от оползней и грунтовых вод со стороны Мухавца. Частично, процентов на 70, нужно отсыпать насыпь дороги и эстакаду моста. Сам мост предстоит перекрыть в следующем году и реконструировать до шести полос шириной в 15 метров с газонами и тротуарами улицу Зубачёва до ул.Гоголя – с трёхслойным асфальтовым покрытием.
Третья опора моста начинается с 30 железобетонных свай, забитых на глубину 14 метров
Любопытно, что строительство идёт параллельно с экспертизой и утверждением проектной документации каждого из этапов работ, – так предписано указом президента. А работы ещё непочатый край. Как объяснил главный инженер мостоотряда -58 Вячеслав Корнелюк, на сегодняшний день есть только архитектурный проект главного 70-метрового металлического руслового пролёта с аркой. Но проектанты ещё не довели до ума проект организации его строительства и методы его монтажа.
Строительство рассчитано на четыре года – 2012-2015 – и включает в себя две очереди. Первая – 2012-2013 – это строительство моста через Мухавец длиною в900 метровс русловым пролётом в70 метрови реконструкция ул.Зубачёва. Вторая очередь – 2013-2015 – реконструкция улиц Героев Обороны Брестской Крепости и Смирнова, строительство нового путепровода в 200 метров через железную дорогу в районе Бреста-Западного с устройством съезда с автомагистрали М-1/Е-30 на Речицу, в створе ул.Смирнова, и далее на погранпереход Козловичи. Таким образом, Западный обход – это почти 9-километровый транспортный коридор, который разгрузит областной центр от автомобильного потока, устремлённого из Польши и Украины на страны Балтии, Северо-Западный край России и Санкт-Петербург.