В 2011 году началась реализация новой программы “Взаимопонимание”, направленной на создание условий максимальной защищенности всех участников дорожного движения. Заявлялось, что новая программа (ранее действовала программа "Минус 100"), аккумулируя в себе все самое лучшее из предыдущих форм и методов работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, призвана выйти на более эффективный и качественный уровень взаимодействия и комплексного решения проблем; консолидировать усилия в деле обеспечения безопасности дорожного движения всех заинтересованных ведомств, организаций и, прежде всего, широкой общественности. И так далее, и так далее, и так далее...
Но вот прошло больше года, и что же изменилось на улицах конкретно нашего города Бреста? Насколько повысилось доверие работников ГАИ и водителей на дорогах, есть ли острые моменты в отношениях? Вопрос, который беспокоит каждого, кто так или иначе связан с дорожным движением - и водителей, и пешеходов.
Портал Виртуальный Брест получил письмо от постоянного посетителя, мы приводим его полностью, и предлагаем обсудить поднятую проблему. Стоит ли изначально работнику ГАИ доверять добросовестно ведущему себя на дороге водителю, имеются ли основания для необоснованной проверки документов (тех. состояния, комплектации и т.д.), как сотрудник ГАИ должен реагировать на замечания остановленного водителя?
Но для начала - само письмо:
Хочу поделиться своими мыслями о утренних проверках на дорогах нашего города и задать вопрос ГАИ.
Картина знакомая многим автомобилистам. 7.30 утра 15 мая 2012 г. Подъезд к г. Бресту со стороны Минска. Стоянка для автомобилей между д. Тельмами и поворотом на областную больницу. Стоят знаки ограничивающие скорость движения до 30 км/ч, и полосы для движения путем выставления фишек сужается с двух до одной. Порядка 20-ти сотрудников ГАИ располагаются по КАЖДОЙ из сторон движения. Останавливаются порядка 70-90% машин. Не доезжая метров 300 до места «массовой проверки документов» на обочине припаркованы три автомобиля (это важно об этих авто позже).
За последние два месяца меня, таким образом, останавливают уже в ЧЕТРЕРТЫЙ раз (не всегда в этом месте, ранее еще на «каменецком кольце», въезд в город со стороны Высокого). Инспектор представился, я спрашиваю причину остановки (ведь ПДД я не нарушал). Инспектор мне мол, причина для остановки операция Тайфун (или еще там какая, в названии операции я могу ошибиться), проверяем с правами вы или нет и все ли у вас в порядке со здоровьем. Я ему на это говорю, что всегда считал, что сотрудник ГАИ может остановить машину только в случае если я нарушаю правила ПДД или веду на дороге себя как то подозрительно или не адекватно. Я разве давал повод такого формата? На что мне сотрудник ГАИ отвечает, что нет не давал такого повода, и может меня останавливать где захочет и когда захочет и даже просто без всяких видимых причин – например для проверки наличия аптечки и огнетушителя. Что он и сделал – остановил и проверил аптечку и огнетушитель! После чего я был отпущен по прежнему курсу движения.
Я всегда считал, что для остановки транспортных средств сотрудником ГАИ нужны какие-то причины, а не просто желание сотрудника ГАИ. Прошу вас разъяснить, т.к. никогда не владел данным вопросом когда и в каких случаях сотрудники ГАИ имеют право останавливать авто для ПРОСТО проверки документов. Данный вопрос я адресую в ГАИ и мною уважаемому порталу Виртуальный Брест, т.к. считаю, что этот вопрос мучит не только меня. Надеюсь на помощь нашего виртуального помощника. И прошу опубликовать это письмо до получения официального ответа от ГАИ для того, что бы обычные автомобилисты могли высказать свое мнение по данному вопросу.
Хочется добавить лично свое мнение: во-первых я считаю такие операции бесполезными, т.к. те автолюбители, за которыми есть «грешок», видят «блок-пост» издалека и бросают свои авто за 300-400 м до проверки (на что я обратил внимание выше) и пересаживаются на общественный транспорт.; во вторых такие проверки проходят в крайне не удобное время для граждан – все спешат на работу, а проверка много ли мало занимает 5-7 мин.; в-третьих такие с позволения сказать «блок-посты» крайне негативно сказываются на имидже нашей страны – ведь до этого года такой практики в нашем ГАИ не наблюдалось и эти «проверки» реально похожи на блок-пост, которые выставляются на въездах в городах в странах с не очень-то благоприятной обстановкой.
И вообще я не слышал, что такая практика имеется в других городах – Гомель, Витебск, Минск, Могилев и т.п. Я по своей работе часто бываю в командировках на авто, но такого не наблюдал ни разу.
Очень надеюсь на понимание и благодарю за ответ.
Автомобилист.
Копия письма направлена нами в ГАИ г. Бреста, автор направил его-же на электронную форму для обращения граждан. Надеемся, скоро будет получен ответ. Если вы хотите дополнить эту информацию, или высказать собственное мнение, вы можете это сделать в комментариях к данной статье!
Завершить данный материал очень хочется словами, опубликованными на сайте Госавтоинспекции Бреста и области:
Надеемся, что в ближайшее время совместными усилиями мы повысим эффективность воздействия на сознание граждан и сможем сформировать необходимое общественное мнение, направленное на воспитание взаимовежливого и безопасного поведения на дороге.