Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

На Брестчине недобросовестные фирмы занесут в "черный список"

23  Января 2012 г.  в 16:18 : Бизнес, экономика, аналитика

Брестское областное отделение Белорусского общества защиты прав потребителей создает базу неблагонадежных предприятий.

В "черный список" рискуют попасть те фирмы и индивидуальные предприниматели, на которых жители Брестчины пишут жалобы чаще всего. Перечень может выйти довольно внушительным, так как сейчас суды области рассматривают 90 дел, возбужденных по искам организации. И это только небольшая часть общей картины, так как далеко не все обращения граждан доходят до суда.

"Наша основная задача в том, чтобы потребитель остался доволен. Чтобы он получил в итоге свой товар, или же ему вернули деньги. Даже если завести уголовное дело в отношении недобросовестного предпринимателя и в итоге его "посадить", ему все равно может быть нечем рассчитываться с клиентом, и это не решит проблемы", - рассказала председатель общества Ирина Маркова.

В планах нашей собеседницы - разработать такую базу уже к весне, благо материалов хоть отбавляй. "Есть предприятия, на которых мы уже зарегистрировали больше десяти, а на некоторые – больше двадцати жалоб. Как правило, в таких случаях мы добиваемся запрета на их деятельность, но сделать это не так просто", - добавила Ирина Андреевна.

Даже если предпринимателю будет официально запрещено заниматься каким-либо видом деятельности, ничто ему не мешает зарегистрировать фирму… на свою супругу или же дальнюю родственницу, да хоть на соседа, предварительно с ним договорившись, и продолжить "зарабатывать деньги". Иногда жалобы и обращения в различные инстанции провоцируют ответную реакцию – виновник общественного недовольства начинает подавать иски о защите чести и достоинства, считая, что его деловая репутация под угрозой.

Информационная база помогла бы обезопасить потребителя еще до заключения договора с недобросовестным подрядчиком или продавцом, избавив его потом от многомесячного ожидания возвращения вложенных средств. Пока остается открытым только вопрос, в какую форму облечь эти данные и как их донести до конечного адресата. Ирина Маркова считает, что оптимальным вариантом стало бы открытие платной телефонной линии.

Это нововведение помогло бы решить сразу несколько проблем. С одной стороны, повысило бы правовую грамотность и осведомленность брестчан, а с другой – принесло бы общественной организации так необходимые ей средства.

Общество не дотируют из бюджета, а тех финансов, которые поступают в качестве частичной компенсации судебных издержек, мало на что хватает. "К примеру, было бы очень неплохо пригласить в штат опытных квалифицированных юристов, которые бы смогли консультировать граждан, однако пока сделать это мы не можем, так как попросту нечем будет им платить зарплату", - отметила наша собеседница.

К слову, не только консультации, но и полное юридическое сопровождение заключаемых договоров на крупные суммы – это еще одно возможное направление деятельности организации. "Клиент был бы намного больше защищен и спокоен за свои деньги, если бы на всех этапах сделки с фирмой процесс контролировал специалист", - добавила Ирина Андреевна.

Эти услуги общество планирует оказывать также на платной основе.

Плохо работают, потому что не хотят учиться

Ежедневно Ирина Маркова принимает от пяти до десяти посетителей. Кроме этого, еще отвечает на 20 – 30 звонков. Так обстоят дела уже на протяжении полутора лет, и количество обращений продолжает расти.
Конечно, частично это может быть следствием возросшей юридической грамотности граждан, однако основную причину сложившегося положения дел Ирина Андреевна видит в недостаточной надзорной деятельности контролирующих органов.

Она уверена: шквал обращений пошел после свертывания проверок - где-то к концу 2010 года. Да, те, кто и раньше работал хорошо, стали работать еще лучше, а те, кого раньше сдерживал постоянно висящий над головой дамоклов меч в виде контролирующих органов, видимо, расслабились.

"Допустим, вы приходите к индивидуальному предпринимателю и заказываете у него мебель или нанимаете его для ремонта в квартире. Зачастую вы не требуете показать диплом, не просите подтверждения его квалификации, не спрашиваете, обладает ли он достаточными навыками и умениями. Когда же он берется за работу, то понимает, что в этой сфере мало что смыслит, но деньги уже получены, а иногда и потрачены.

Поэтому он делает, как придется, а иногда и вовсе ничего не делает", - обрисовала ситуацию наша визави.

Ирина Маркова подчеркнула, что, конечно, не стоит всех фирмачей "причесывать" под одну гребенку. К тому же ушедший год был не самым благополучным для мелкого бизнеса. Валютный кризис и непрекращающееся подорожание стройматериалов могли просто свести на "нет" все усилия предпринимателя по исправлению сложившейся ситуации. Однако иногда у исполнителя и вовсе не возникало желания что-либо менять. "Женщина - индивидуальный предприниматель занималась установкой памятников. Пока она работала вместе с сестрой, дела шли неплохо, но, как только она отделилась от родственницы, сразу начались проблемы. Ее фирма стала нарушать сроки сдачи, работа была плохого качества", - рассказала Ирина Андреевна.

Через месяц – другой после установки памятник и вовсе мог треснуть и начать рассыпаться. Естественно, его надо заменить, но это стоит денег. А где их взять? У новых клиентов. Но это уже замкнутый круг, который может привести на скамью подсудимых.

Так в итоге и получилось. Сейчас в отношении этой бизнес-вумен заведено уголовное дело, но проблемы это не решает. Наша собеседница уверена, что есть только один способ исправить положение: виновница общественного недовольства должна продолжать работать, чтобы выполнить свои обязательства.

"Мы ей не раз говорили, что, если у вас готовы памятники, покажите их клиентам, успокойте их. Она отвечала, что непременно отвезет и покажет, но пока только предъявила один из них", - добавила Ирина Андреевна.

Конечно, не всегда всё заканчивается так плачевно. Зачастую на помощь к ипэшникам, которые не справляются со своими обязательствами, приходят родственники. "Они выплачивают долги, рассчитываются с клиентами, и конфликт удается уладить полюбовно", - добавила она.

Потребителю на заметку

Как же не попасть впросак при покупке нового мобильного телефона, холодильника или при установке памятника? К сожалению, стопроцентной гарантии честности того или иного продавца, мастера или подрядчика не может дать никто. Не показатель здесь и стоимость услуги или продукции. "На нее не стоит ориентироваться, так как иногда и за высокой ценой может скрываться некачественный товар или услуга", - советует наша собеседница.

А вот пренебрегать заключением договора с фирмой не стоит, особенно, если сделку вы заключаете на приличную сумму. При возникновении конфликтной ситуации с помощью этого документа можно будет защитить свои права.

"Иногда недобросовестные фирмы присылали своим клиентам образцы договора где-то через год после оплаты работы, которую они до сих пор не выполнили. И то - только потому, что уже пошли жалобы и начались проблемы. В таких случаях я однозначно советую договор не подписывать. В случае чего он так и будет фигурировать в суде без подписи клиента", - рассказала наша визави.

Из опыта последних трех лет работы общества защиты прав потребителей видно, что чаще всего возникают проблемы при покупке мебели под заказ, изготовлении памятников, строительстве частных домов, укладке плитки или выполнении других ремонтных работ.

"В области был такой случай, когда заказчика подвел мастер, занимавшийся газификацией", - добавила Ирина Маркова.

Спец успел лишь вырыть котлован, а вот привезти и установить необходимое оборудование как-то запамятовал, хотя деньги с клиента взял в полном объеме.

Покупателям надо быть особенно внимательными при выборе мобильного телефона. От разнообразия моделей на полках салонов просто рябит в глазах, однако сервисных центров раз – два и обчелся. К тому же, нет необходимых комплектующих. "Мастера отправляют аппараты в Минск, а кто может дать гарантию, что по дороге мобильник не повредят? И как потом это доказать? Только самые грамотные потребители документально оформляют все повреждения телефона при его сдаче в ремонт, а остальные надеются "на авось", - отметила Ирина Андреевна.

Довольно много претензий и к холодильникам марки "Indesit". "У них часто выходил из строя компрессор и трескался корпус. Техника не выдерживала и двух лет работы. Это обращение стало типичным. Мы принимали по две – три жалобы в месяц", - добавила она.

Конечно, это не значит, что бытовая техника других производителей идеальна. В процессе эксплуатации могут возникнуть проблемы и с отечественным "Атлантом", однако недостатка в сервисных центрах нет, поэтому вопросы легко можно будет решить в пользу покупателя.

"В любом случае, что бы вы ни покупали, лучше это делать с умом, заранее побеспокоившись о защите своих прав, чтобы потом их было проще отстоять", - уверена Ирина Маркова. 

========

 ДМИТРИЙ КУХАРЧУК | Брестский вестник